Челябинское УФАС России: Утвержденное Челябинской городской Думой Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения нарушает Закон о защите конкуренции

УрБК, Челябинск, 29.01.2010. В январе антимонопольный орган признал, что утвержденное в 2006 году Челябинской городской Думой Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в г.Челябинске, нарушает Закон о защите конкуренции.

Челябинское УФАС России установило, что данное Положение могло привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции, в том числе необоснованному препятствованию деятельности отдельным хозяйствующим субъектам в сфере оказания ритуальных услуг.

Например, Положение предусматривало незаконную передачу муниципальных кладбищ г. Челябинска в ведение специализированной службы. В Челябинске владельцем всех общественных кладбищ стало МУП «Мемориал», в результате чего оно приобрело возможность получения дохода с общественных кладбищ, не относящихся к землям коммерческого пользования.

Так, несмотря на гарантию государства о бесплатном погребении, которое невозможно осуществить без регистрации захоронений, данная услуга являлась платной. МУП «Мемориал» взимало с граждан плату за регистрацию захоронений на всех общественных кладбищах г.Челябинска в размере 912 руб. Однако антимонопольный орган установил, что данная услуга должна осуществляться органами местного самоуправления или созданными ими бюджетными учреждениями на безвозмездной основе.

Кроме того, отмечают в пресс-службе Челябинского УФАС России, в результате принятия Положения предприятие получило возможность диктовать свои условия конкурентам, в том числе путем отказа в разрешении захоронения другим компаниям, без привлечения специалистов МУП «Мемориал» и т.п.

Статус специализированной службы предполагает, что любой гражданин, обратившийся к ней за помощью при погребении умершего, имеет право на получение бесплатного минимального комплекса ритуальных услуг: от подготовки могилы на кладбище до установки на ней временного надмогильного сооружения. За оказание данных услуг МУП «Мемориал» вправе получать из бюджета сумму в размере 4600 руб.

Если же гражданин принимает решение о погребении умершего за свой счет и выбирает более полный комплекс услуг, он вправе обратиться в любую ритуальную компанию, в том числе и в МУП «Мемориал», оплатить эти услуги, а впоследствии получить социальное пособие.

Однако согласно Положению, услуги по захоронению малоимущих граждан может оказывать только МУП «Мемориал». При этом, Положением не предусматривается, что указанные услуги оказываются предприятием для малоимущих граждан бесплатно (на самом же деле законодательством предусмотрено погребение таких умерших бесплатно специализированной службой или за счет средств родственников при помощи любых организаций).

Челябинское УФАС России признало данное Положение, утвержденное в 2006 году, противоречащим антимонопольному законодательству. За бездействие, выразившееся в неприведении Положения в соответствие с требованиями Закона о защите конкуренции, Челябинской городской Думе будет выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство в срок до 22 марта 2010 года.

По мнению Челябинского УФАС России, органы местного самоуправления должны реализовывать свои функции по организации похоронного дела через специально созданные муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут заниматься коммерческой деятельностью. Это позволит передать муниципальные кладбища в ведение организаций на безвозмездное оказание услуг по регистрации захоронений и выдаче разрешений на погребение.

Другие материалы по теме: