Тормоз для бизнеса: Число претензий грузоотправителей к ОАО «РЖД» увеличилось втрое

ОАО «РЖД» в 2011 году потеряло 2,1 млрд. рублей из-за срывов в сроках доставки грузов и порожних вагонов под погрузку, говорится в годовом отчете перевозчика.

Ему предъявлено больше 100 тыс. претензий на сумму 7,2 млрд. рублей (половина из них — по доставке порожних вагонов под погрузку), треть удовлетворена, пишет газета «Коммерсантъ».

По сравнению с 2010-м число претензий увеличилось втрое, также выросла сумма претензий. В РЖД ситуацию объясняют снижением пропускной способности инфраструктуры в 2011 году в связи с ростом числа вагонов различных собственников. Это нарушило логистику перевозок и привело к увеличению перемещения пустых вагонов навстречу друг другу и, как следствие, скорости перевозок и оборота вагонов. Согласно отчету, почти каждый пятый состав в 2011-м прибывал с опозданием (рост по сравнению с 2010 годом на 5,6%), скорость отправки снизилась на 10%, до 247 км/сутки.

Напомним, что работой перевозчика недовольны также южноуральские власти и бизнес.

Реформа РЖД негативно отразилась на работе предприятий ряда отраслей Челябинской области. Об этом заявил на недавнем заседании правления ЧРОО «Союз промышленников и предпринимателей» первый зампредседателя Законодательного собрания Юрий Карликанов.

«Железная дорога становится для предприятий определенным тормозом, особенно это касается стройиндустрии. Перевозчику экономически выгоднее предоставлять вагоны нефтяникам и металлургам, а со строителями работают по остаточному принципу. И даже если предприятие вкладывает средства в развитие и новые технологии, вывезти потом свою продукцию оно не может», — говорит Ю. Карликанов.

По словам генерального директора ООО «Уралмрамор» Юрия Абдурахимова, себестоимость продукции компании составляет 52 тыс. рублей, а с доставкой железной дорогой, например, до Беларуси, она возрастает до 216 тыс. рублей.

«Работать в части реализации продукции с помощью ж/д транспорта становится все тяжелее», — констатирует Ю. Абдурахимов.

Эксперты пришли к выводу, что реформа РЖД не принесла позитивных результатов, на которые рассчитывали участники процесса.

По словам первого заместителя губернатора Челябинской области Сергея Комякова, по сути, развалилась стройная система отношений грузоотправителя и перевозчика.

«Тот, кто успел «отпилить» или купить себе часть вагонного парка — тот живет. А РЖД возит тех, кого выгодно», — заявил он.

Впрочем, в 2012 ситуация должна наладиться, считают в ОАО «РЖД». Поводом для этого является принятие в конце 2011 года ряда изменений нормативно-правовой базы и тарифной системы, что позволяет заранее планировать грузопотоки и заниматься их отправкой только в случае четкого понимания, куда и зачем едет грузовой вагон. Помимо этого РЖД планируют продолжать переход на движение грузовых поездов по жесткому расписанию и снизить число опоздавших поездов до 10%.

Другие материалы по теме: