Запрет на иностранный аудит госкомпаний: Популизм или защита?

ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, запрещающий иностранцам проводить аудит российских госкомпаний. По замыслу депутатов, такая мера обеспечит защиту стратегической информации отечественных предприятий. Мнения экспертов расходятся: одни считают, что партия снова занимается популизмом, другие видят в предложении рациональное зерно.

ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, запрещающий иностранным аудиторским организациям проводить обязательный аудит финансовой отчетности госкорпораций, госкомпаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также организаций, доля государства в которых составляет не менее четверти. Принятие закона, по мнению авторов идеи Андрея Свинцова, Ярослава Нилова, Сергея Катасонова, позволит обеспечить защиту стратегической информации отечественных предприятий. «В настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдаются тенденции, увеличивающие риски нанесения ущерба отечественному бизнесу», — цитирует пояснительную записку к законопроекту «РИА Новости».

Эксперты отнеслись к инициативе скептически.

«Идея с запретом участия иностранных компаний в аудите госкомпаний носит такой же популистский характер, как и запрет на свободный оборот долларов США на территории РФ (еще одна инициатива ЛДПР), и также может иметь негативные последствия как для инвестиционного климата РФ, так и для самих госкомпаний», — считает аналитик ООО «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Аудит финансовой отчетности проводится для того, чтобы подтвердить для инвесторов достоверность предоставляемой финансовой информации, и в данном случае очень важна международная репутация аудиторской компании, поясняет он. А российских компаний с похожей репутацией среди международного инвестиционного сообщества нет. Следовательно, при вступлении данного закона в силу, госкомпании будут иметь проблемы с привлечением инвесторов как на рынке капитала, так и на долговом рынке, что приведет к падению капитализации компаний, а также к росту стоимости долга, привлекаемого как зарубежном, так и на внутреннем рынке.

«В таком законе, на мой взгляд, необходимости нет, так как выбор аудиторской компании является прерогативой совета директоров, назначаемого акционерами, и в случае, если совет директоров недоволен работой аудитора, он может его без проблем сменить, а вот как раз законодательное ограничение приведет к снижению конкуренции на рынке аудиторских услуг и, следовательно, падению качества работы», — считает А. Шенк.

Впрочем, другие эксперты придерживаются иной точки зрения.

«Желание предоставить лучшие условия отечественным компаниям по сравнению с иностранными само по себе уже должно приветствоваться. В отсутствие конкуренции с иностранными игроками отечественным аудиторам с большей вероятностью удастся получить хорошие контракты. Кроме того, не исключено, что и цены на услуги наших специалистов окажутся ниже, и государство от этого выиграет (при условии обеспечения соответствующего качества услуг)», — говорит управляющий ООО Консалтинговая компания «Лигал Эксперт» Ольга Попова.

По ее мнению, есть смысл ограничить допуск иностранных аудиторских компаний к проверке тех организаций, в которых доля государства существенна, из соображений защиты информации. Ведь аудиторам при проверке становится известна вся «подноготная».

«Другое дело, что вероятность принятия подобных поправок, с моей точки зрения, не слишком велика», — считает О. Попова.

Другие материалы по теме: