Хуже чем в 2009-м: Барометр предпринимательских настроений

Предпринимательские настроения и уверенность в прошлом году значительно ухудшились. Многие показатели обновили минимальные значения кризисного 2009 года. Об этом свидетельствует исследование «Барометр «Деловой России» за 2015 год, подготовленное аналитическим центром бизнес-объединения.

Индекс предпринимательских настроений (ИПН) и уверенности (ИПУ) в 2015 году снизился сильнее для средних и крупных компаний относительно малых — на 16 п.п. и 9 п.п. соответственно. ИПН по итогам года составил 88,3 пункта для средних и крупных и 87,3 для малых компаний.

Индекс (ИПН, ИПУ) рассчитывался в течение 2015 года на основе опроса руководителей около 31 тыс. крупных, средних и малых предприятий промышленности (группы C, D, E по ОКВЭД), строительства (группа F), розничной торговли (подгруппа G52) и сферы услуг в 80 регионах России. Исследование, результаты которого стали основой для «Барометра», проводил Росстат.

Наибольшее падение индекса пришлось на сферу розничной торговли, где значения ИПУ опустились ниже уровней кризисного 2009 года. Для малых, крупных и средних предприятий они снизились относительно 2014 года на 6 и 8 п.п., и относительно 2009 года — на 3 и 1 п.п.

Для промышленных организаций наибольшее снижение наблюдается на малых предприятиях — 7 п.п. Строительный сектор показал значительное снижение в равной степени для малых и крупных компаний: ИПУ в 2015 году по сравнению с 2014-м снизился на 7 п.п.

Как отмечается в исследовании, экономические показатели по итогам 2015 года в сравнении с 2014 годом значительно ухудшились в целом по всем видам деятельности.

Снижение экономических показателей в промышленности особенно сильно заметно на малых предприятиях. При этом наибольшее падение пришлось на показатель «цены реализации». Его снижение по малым предприятиям промышленности в 2015 году составило 46 п.п., обновив минимальное значение 2009 года на 26 п.п.

По промышленным предприятиям наибольшую динамику к снижению продемонстрировали «финансовая обеспеченность», «общая экономическая ситуация», «заказы», снизившись от 7 до 11 п.п. по средним и крупным и от 17 до 18 п.п. — по малым.

По строительным компаниям практически все показатели снизились относительно 2014 года, наибольшее спад приходится на «финансовую обеспеченность» — 14 п.п. по малым и 20 п.п. по средним и крупным.

Отмечается, что в сфере розничной торговли негативная динамика экономических показателей указывает на сильное кризисное состояние как малых, так и средних и крупных предприятий.

В розничной торговле наибольшее снижение произошло по показателям «объем продаж», «спрос», значения которых по итогам 2015 года опустились значительно ниже данных за 2009 год, от 18 до 24 п.

Сильное падение в торговле произошло и по показателям «общей экономической ситуации на предприятиях» и «обеспеченность финансовыми средствами», снижение от 9 до 12 п.п. При этом, показатели «цены реализации», «численность занятых» снизились менее остальных.

Динамика экономических показателей в сфере услуг близка к сфере розничной торговли. Наиболее сильное снижение произошло по показателю «экономическая ситуация» — 14 п.п. Значительно упал объем оказанных услуг и заказов, показатели «цены реализации», «численность занятых» снизились менее остальных.

В 2015 году по отношению к 2014 году фактор «неопределенности экономической ситуации», увеличившись на 28 и 23 п.п. для средних/крупных и малых предприятий соответственно, занял лидирующее положение по уровню негативного воздействия на развитие предприятий.

Существенно увеличилось негативное влияние на средние и крупные промышленные компании фактора «высокой налоговой нагрузки» и фактора «недостаточного объема спроса», 13 и 12 п.п. соответственно.

Значения негативного влияния фактора «высокая налоговая нагрузка» для промышленных предприятий по итогам 2015 года превысило значение кризисного 2009 года на 12 п.п.

Для малых промышленных предприятий стали еще более существенны такие негативные факторы, как «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита», «недостаточный спрос».

По строительным компаниям основные ограничивающие деятельность факторы показали динамику к увеличению, основной прирост пришелся на фактор «высокой стоимости материалов» — 10 п.п.

По малым строительным компаниям увеличение фактора «неплатежеспособности заказчиков», а для средних и крупных компаний — «высокий процент кредита» составило 7 п.п.

В строительстве фактор «недостатка финансовых средств» обновил максимальное значение 2009 года, на 26 п.п. по средним и крупным, на 22 п.п. по малым предприятиям.

В розничной торговле наибольшее увеличение показали такие факторы как: «недостаточный спрос», «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита», 9-8, 3-5, 4-5 п.п. соответственно.

В сфере услуг значительный рост показали следующие ограничивающие деятельность факторы: «высокий процент коммерческого кредита», «недостаток помещений», «недостаточный спрос», 21, 7, 7 п.п. соответственно.

Другие материалы по теме: