Геннадий Подтёсов: За последние пять лет в Челябинской области наполовину сократилось количество предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтёсов.



— Геннадий Николаевич, в этом году истекает срок выполнения областной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2001-2005 гг. Каковы предварительные итоги ее реализации?


— За период действия программы на реализацию ее мероприятий направлено более 5,6 млрд. рублей, из которых 85% составили средства предприятий; 7% — средства муниципальных бюджетов; 5,5% — средства областного бюджета 2,5 % — средства федерального бюджета. Фактическое финансирование программы по всем источникам составило 110% к запланированному. Превышение достигнуто за счет средств предприятий и федерального бюджета.


Основная доля затрат приходится на реализацию мероприятий предприятиями по охране атмосферного воздуха, на их осуществление направлено более 4,5 млрд. руб., в основном, за счет средств предприятий – основных загрязнителей атмосферы. В эксплуатацию сдан 21 природоохранный объект. Ожидаемое сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на конец года составит 110 тыс. т. Эффект достигнут преимущественно за счет выполнения природоохранных мероприятий ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ЗАО «Карабашмедь», Аргаяшской ТЭЦ, ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уфалейникель».


В целях снижения негативного воздействия выбросов предприятий на население с долевым участием области профинансировано строительство жилых домов по переселению жителей из санитарно-защитных зон предприятий ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ЗАО «Карабашмедь»: в Челябинске сдано в эксплуатацию 12,2 тыс. кв. м жилья (237 квартир), в Карабаше переселено 93 семьи.


В целях оздоровления населения, подверженного сверхнормативному негативному воздействию окружающей среды, в Магнитогорске за счет средств федерального и местного бюджетов введена первая очередь онкологического диспансера на 160 койко-мест, поликлиника на 100 посещений в смену. В Карабаше осуществлен ремонт и приобретены медикаменты для городской больницы, организовано дополнительное питание в детских дошкольных учреждениях, школах, больнице, осуществлялось санаторно-курортное лечение жителей города.


Кроме того, введено в эксплуатацию 18 водоохранных объектов. В результате на 1 млн. кубометров в год сокращены сбросы загрязненных сточных вод в реки Уй и Юрюзань, на 1,2 тыс. т в год сокращены сбросы загрязняющих веществ в реки Миасс, Ай, озеро Большой Сарыкуль. Произведена очистка городских прудов в городах Златоусте и Миассе. Доля недостаточно очищенных сточных вод сократилась за этот период в целом по области на 7% и составляет в настоящее время 78,3%. Работы велись на предприятиях, Златоуста, Миасса, Троицка, Трехгорного, муниципальными учреждениями в 25 муниципальных образованиях. С долевым участием области велись работы по строительству и реконструкции 8 водоохранных объектов в Верхнеуральске, Златоусте, Миассе, Челябинске, Южноуральске, Фершампенуазе, Увельском.


Стоит отметить, что в 2001-2005 годах активизировалась работа муниципальных образований в сфере обращения отходов: в основном за счет средств местных бюджетов выполнено проектирование полигонов для городов Бакала, Карабаша, Копейска, Озерска, Сатки, Усть-Катава, проектные работы начаты еще для пяти полигонов. С долевым участием областного бюджета в Сатке введена в действие первая очередь полигона ТБО, что позволит предотвратить несанкционированное размещение 174,5 тыс. кубометров твердых бытовых отходов; в Челябинске пущена мусоросортировочная линия производительностью 10 тыс. т в год. В отчетном периоде организованы работы по утилизации особо опасных (в том числе радиоактивных) отходов. В 2004-2005 гг. на 37,5 т сокращено количество пришедших в негодность бесхозных пестицидов, что составляет 23% от накопленного объема. Оставшиеся 125 тонн планируется утилизировать до 2010 года. Кроме того, на специальное хранение отправлено 48% от общего количества накопленных в учреждениях бюджетной сферы источников ионизирующего излучения с истекшим сроком эксплуатации.


В рамках программы также организован и ведется мониторинг загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод (в том числе радиационный). Осуществлялся государственный экологический контроль за деятельностью предприятий по областному заказу.


— Традиционно основными загрязнителями окружающей среды в регионе были предприятия черной и цветной металлургии. Как изменилась эта ситуация за последние пять лет? Уменьшилось ли количество предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ?


— На этом направлении произошли значительные позитивные изменения. За отчетный период наполовину уменьшилось количество предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы (с 42 в 2001 году до 21 в 2005 году). Среди них ОАО «Челябинский цинковый завод», Челябинская ТЭЦ-1, ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод». В целом сверхнормативные выбросы предприятий снижены в 12 городах области.


— Известно, что основное финансирование программы природоохранных мероприятий производится за счет собственных средств промышленных предприятий. Какие экологические проекты, реализованные южноуральскими промышленниками, Вы считаете наиболее значимыми?


— К наиболее важным проектам, осуществляемым предприятиями в рамках программы, можно отнести мероприятия ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ЗАО «Карабашмедь», ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Челябинский цинковый завод». Выполнение воздухоохранных мероприятий данными предприятиями дало основной экологический эффект по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.


Так, на территории Магнитогорского городского округа сокращение выбросов в атмосферный воздух составило за отчетный период 50,0 тыс. т, в основном за счет мероприятий по реконструкции металлургического производства на ОАО «ММК».


В первом полугодии 2005 г. на ЗАО «Карабашмедь» введена в эксплуатацию установка по утилизации серосодержащих газов стоимостью около $ 60,0 млн. Финансирование этой работы на 99,5% выполнено за счет средств предприятия. В результате уже в июле 2005 г. среднемесячная концентрация диоксида серы в воздухе снизилась в 6 раз и составила 0,4 ПДК. Общий объем выбросов сократился на 9,5 тыс. т, ожидается к концу года сокращение еще на 26,9 тыс. т.


Сокращение выбросов в атмосферу города Челябинска составило за отчетный период 6,0 тыс. т, в основном, за счет реконструкции газоочистного оборудования на ОАО «ЧЭМК» и ОАО «ЧЦЗ».


— Экологические проблемы, связанные с деятельностью ПО «Маяк», давно находятся в центре внимания областных властей. Сегодня обстановка вокруг предприятия вновь обострилась. Прокуратура обвиняет руководство «Маяка» в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ и обращении с отходами. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?


— Известно, что радиоактивное загрязнение части территории Челябинской области и реки Теча обусловлено деятельностью ПО «Маяк» на начальном этапе при выполнении важной государственной задачи по созданию ядерного оружия. К сожалению, принимавшиеся в 40-50-е годы прошлого века государственные решения о сбросах радиоактивных отходов в реку Теча, отселении людей из прибрежных населённых пунктов, выводе реки из хозяйственного использования, создании в верховьях реки Теченского каскада водоёмов (ТКВ) не учитывали всех вопросов безопасности населения и окружающей среды.


Теченский каскад был создан как первый этап реабилитации реки Теча, позволивший локализовать большую часть депонированных в верховьях реки радиоактивных веществ и прекратить сбросы в открытую гидрографическую сеть. Продолжения крупномасштабных реабилитационных работ и реализации инженерно-технических мероприятий, позволяющих обеспечить стабилизацию и регулирование уровня воды в ТКВ, не последовало. И до настоящего времени, несмотря на наши инициативы, даже принятые государственные программы по преодолению последствий радиационных аварий, не были обеспечены достаточным финансированием.


В этой связи стала обостряться ситуация, связанная с переполнением Теченского каскада водоемов. Правительство Челябинской области во взаимодействии с Минатомом России и ПО «Маяк» на протяжении последних лет постоянно ставили перед вышестоящими федеральными органами власти вопрос о необходимости принятия кардинальных мер по обеспечению безопасной эксплуатации ТКВ, информируя об этом и высшее руководство страны.


В результате этого и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 2003 году межведомственной рабочей группой под руководством Минатома России был разработан и силами ПО «Маяк» начал реализовываться «Комплексный план мероприятий по обеспечению решения экологических проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП «ПО «Маяк». Однако уже сегодня очевидно, что реализацию Комплексного плана в настоящее время сдерживает неполное и несвоевременное финансовое обеспечение из федерального бюджета.


Таким образом, проблемы обеспечения радиационной безопасности, связанные с деятельностью предприятия, появились достаточно давно. Эти проблемы являются многоплановыми, финансовоёмкими, они выходят за рамки компетенции предприятия и требуют решения на федеральном уровне.


Сегодня правительство Челябинской области имеет все основания констатировать, что ФГУП «ПО «Маяк», исходя из финансовых возможностей, в пределах своей компетенции и в рамках действующих норм и правил, принимает все возможные меры по обеспечению экологической безопасности, преодолению последствий радиационных аварий и инцидентов, произошедших в первые годы его деятельности при решении государственных оборонных задач.


— В этом году в Челябинской области было создано государственное учреждение «Особо охраняемые территории». Чем был вызван этот шаг? Каковы первые итоги работы этой структуры?


— Челябинская область обладает уникальными природно-климатическими условиями, поддержка особо охраняемых природных территорий регионального значения входит в число важнейших задач нашего министерства. За последние пять лет средства областного бюджета направлялись на поддержку режима особой охраны 34 памятников природы областного значения: боров, в том числе Каштакского и Челябинского боров, и озер Увильды, Тургояк, Еловое, Кисегач, Аргази. В целях поддержки режима особой охраны на всех 202 ООПТ регионального значения в августе 2005 г. и было создано специальное областное государственное учреждение. В последнее время контролирующие органы все чаще сталкиваются с расширениями застройки, захватывающей прибрежно-защитную полосу водоохранных объектов. Сотрудники нового учреждения проживают вблизи от охраняемых объектов и могут оперативно реагировать на действия нарушителей, а также способствовать развитию цивилизованных форм туристического отдыха.


На сегодняшний день разработаны границы для 7 ООПТ, положено начало мониторинговым работам памятников природы.


— Как Вы оцениваете усилия общественных экологических организаций, и удается ли государственным структурам взаимодействовать с ними в решении вопросов охраны окружающей среды?


— Конструктивную деятельность общественных экологических организаций мы оцениваем положительно, так как она является элементом обратной связи, позволяющей государственным органам корректировать свои действия по реализации тех или иных мер, направленных на охрану окружающей среды и безопасность человека.


Отмечу, что в рабочую группу по разработке областной целевой экологической программы «Оздоровление экологической обстановки в Челябинской области на 2006-2010 годы» вошли представители общественных экологических движений «Челябинский областной Зеленый Крест», «Российский экологический союз». С их подачи в проект новой программы включены и планируется совместное проведение ежегодных мероприятий по обсуждению экологических проблем нашей области для различных возрастных групп населения.

Другие материалы по теме: