Предложенная Минэкономразвития РФ коррекция правовых статусов компаний, по мнению экспертов, не приведет к их массовому выходу на фондовый рынок

Министерство экономического развития РФ предлагает пересмотреть концепцию деления предприятий согласно организационно-правовой форме. Как полагают в Минэкономразвития, через коррекцию правовых статусов можно побудить компании к выходу на фондовый рынок. Глава ведомства Герман Греф пояснил: «У нас в стране больше 40 тыс. АО, из них торгуются на открытых площадках всего 200. При этом 40 представляют 98% капитализации всего фондового рынка». В связи с этим предполагается «переопределить» границы между статусами ЗАО, ОАО и ООО. Тем ОАО, которые не считают для себя возможными биржевые стандарты раскрытия информации и не планируют размещать бумаги на бирже, следует преобразоваться в ООО. ЗАО также должны будут преобразовываться в ООО.


Эксперты соглашаются с МЭРТом в той части, что на открытых площадках сегодня действительно торгуется небольшое количество предприятий, отмечая, что тому есть ряд причин: недостаточная капитализация предприятий, недостаточная их открытость («прозрачность»), вследствие чего возникают сложности с оценкой реальной стоимости, наконец, отсутствие культуры инвестирования. В то же время специалисты полагают, что мерами дополнительного стимулирования «сверху» сделать процесс вывода акций АО на рынок массовым невозможно, и, более того, в этом нет нужды. Однако таким образом можно изменить (улучшить) статистику или бороться с теневой экономикой.


«Одна из основных и первых причин столь малого количества торгующихся на фондовых рынках компаний — отсутствие культуры инвестирования. Сегодня мало кто рассматривает фондовый рынок как возможность привлечения средств в собственный бизнес. И здесь влияние оказывает даже такой фактор, как уровень образования менеджмента, а также недостаточная развитость финансовых институтов», — полагает директор Челябинского представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» Дмитрий Белоусов.


«Кроме того, для выхода АО на организованный рынок нужно, как минимум, чтобы его оценили (какова на текущий момент справедливая цена акций, которые будут торговаться). Для этого, в первую очередь, необходимо, чтобы финансовые отчеты хотя бы за последние 2-3 года были «прозрачными» и показывали прибыльность предприятия. Но, как показывает практика, стратегически мыслящих компаний у нас очень мало», — добавляет Д. Белоусов.


Также, по мнению доцента кафедры финансового менеджмента ВЗФЭИ Владислава Салыева, одной из причин нежелания торговаться на фондовом рынке может стать «опасение захвата власти над компанией: при отсутствии контрольного пакета акций на предприятии любой участник рынка ценных бумаг может собрать такой пакет. Этот страх подкрепляется еще и низким профессионализмом или отсутствием опыта финансовых служб многих обществ. Кроме того, возможность торговать своими акциями получают только те компании, где бухгалтерский учет прозрачен и безукоризнен, что в условиях теневой российской экономики могут себе позволить не все общества. А сегодня в России проблема теневой экономики остается еще очень актуальной».


«Размещение акций на бирже — шаг, который могут позволить себе лишь немногие компании в силу недостаточной капитализации их активов, неизвестности имени и т. д. Сегодня это под силу сырьевым компаниям, очень крупным производствам (по российским меркам) и, наверное, высокотехнологичным фирмам, связанные с IT-индустрией (пока они свои бумаги почти не размещают). Остальные же АО по своему статусу могут выходить на биржи, но большинство из них делать этого не собираются никогда», — считает ведущий юрисконсульт компании ООО «Советник» Алексей Мотылев.


Таким образом, полагает Д. Белоусов, «путем коррекции правовых статусов заставить выходить компании на фондовый рынок нельзя. Необходимо просто создавать такие условия, которые делали бы выход на организованный рынок интересным для самой компании. И когда законодательство будет изменено с этой позиции (система льгот по выходу на фондовый рынок), тогда можно будет говорить о стимулировании».


Между тем, по мнению директора ООО «Челябинский фондовый интернет центр» группы компаний «АЛОР» Алексея Всемирнова, в стимулировании нет необходимости. «Да, действительно, у нас мало компаний, которые обращаются на бирже. Но сегодня есть подвижки в этом направлении: количество выходящих на открытые площадки компаний растет хорошими темпами, а торгующиеся организации увеличивают собственную капитализацию. Не думаю, что нужны какие-то дополнительные меры для стимулирования процесса. И здесь главное, чтобы государство просто не мешало», — считает А. Всмирнов.


«Сейчас за достаточно короткое время увеличилось количество обращающихся инструментов, в том числе и акций совсем новых компаний, а также выросла ликвидность уже имеющихся. И этот тренд заметен невооруженным взглядом, тем более он обусловлен стремлением собственников и менеджеров данных компаний на повысить прозрачность своей деятельности», — комментирует специалист.


«Тысячи АО образовались в годы повальной приватизации, из них 99% сегодня не обращаются на бирже и не планируют этого делать в будущем. Изменить ситуацию с помощью дополнительных рычагов в законодательной сфере нельзя, поскольку эта категория собственников отличается костными представлениями о современных рыночных возможностях. И единственным стимулом здесь может быть лишь материальная выгода от хождения акций на бирже, но это уже иная среда, которая создается планомерно, причем не действиями чиновников», — отмечает А. Всемирнов.


Впрочем, по мнению экспертов, путем «переоценки» статусов ЗАО, ОАО, ООО Минэкономразвития может решить ряд иных проблем. «Предполагаемая МЭРТом коррекция правовых статусов, полагаю, задумана не столько в целях «пополнения» фондового рынка новыми компаниями, сколько с намерением сокращения теневого сектора экономики. Это, прежде всего, удар по «фирмам-однодневкам». Декларируемая МЭРТом цель повышения капитализации фондового рынка второстепенна, это как «второй заяц», которого можно убить одним выстрелом. Большая часть АО создается не с целью получения дополнительных инвестиций, многие из вновь созданных обществ являются фирмами-однодневками», — заявил В. Салыев.


Более того, по мнению А. Мотылева, данными мерами можно, например, изменить статистику, которая западными аналитиками используется для характеристики наших фондовых площадок как нестабильных. «Путем коррекции правовых статусов компаний можно также и формально, с точки зрения статистики, сократить/увеличить число торгующихся на бирже АО. То есть, после исключения из АО ряда компаний (формально публичных), потенциально не рассматривающих для себя выход на фондовые рынки, одновременно возрастает процент торгующихся. Вследствие чего можно создать видимость стабильности и устойчивости. Таким образом, речь идет не о подталкивании компаний к выходу на биржу, а об изменении статистики», — высказал мнение А. Мотылев.


«Вместе с тем, для той части АО, в планах которой все же есть выход на фондовый рынок, коррекция может в какой-то степени сподвигнуть на это (все зависит от конкретного существа нововведений)», — замечает специалист.

Другие материалы по теме: