Поправки в Налоговый кодекс, отменяющие налоговую тайну, по мнению экспертов, вряд ли могут привести к каким-либо серьезным негативным последствиям
Поправки в Налоговый кодекс, отменяющие налоговую тайну, по мнению экспертов, вряд ли могут привести к каким-либо серьезным негативным последствиям.
«В ст. 11 ФЗ о госзакупках предусмотрено, что обязательным требованием к участнику конкурса является отсутствие у участника задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды. То есть если лицо подает заявку на конкурс, оно уже тем самым заявляет об отсутствии у него долгов по налогам, и значит, достаточно прозрачно в своей деятельности. Я думаю, в заявке на конкурс даже может быть предусмотрен пункт, в соответствии с которым его участник соглашается с проверкой», — заявил УрБК юрисконсульт компании ООО «Советник» Алексей Мотылев, комментируя норму, отменяющую налоговую тайну вследствие принятия поправок в Налоговый кодекс.
Напомним, что по сообщению газеты «Ведомости» прошлым летом Госдума приняла закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, рассудили авторы закона. И включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 НК вступило в силу еще в феврале 2006 г. Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физлица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, а если да — результат рассмотрения жалоб.
«Также отмечу, что согласно самим поправкам в НК речь идет только о запросах государственных и муниципальных органов. В самом же законе о государственных закупках указано, что государственными или муниципальными заказчиками могут быть также и уполномоченные государственными или муниципальными органами получатели бюджетных средств. Но это вовсе не означает, что в действительности, налоговые органы, руководствуясь законом о госзакупках и возможности выдачи информации иным получателям бюджетных средств, будут предоставлять ее «любому лицу». Круг допускаемых к запросам ограничивается специально уполномоченными получателями бюджетных средств. А таким получателем стать, мягко говоря, непросто: ими реально могут быть компании типа Госзнак, Газпром или подобные», — прокомментировал А. Мотылев.
«Таким образом, сомневаюсь, что возможно появление каких-либо злоупотреблений по отношению к предприятиям и физлицам в случае разглашения информации об их взаимоотношениях с налоговыми органами. Поскольку, как мы выяснили, получение такой информации возможно только об участниках конкурса, а не вообще обо всех лицах и не всеми», — высказал мнение специалист в области права, отвечая на вопрос о возможности злоупотреблений вследствие применения указанных поправок в НК.
«Изменения в Налоговый кодекс, вызванные принятием закона о госзакупках, не способны произвести сенсацию. Более того, вряд ли этот «зазор» в законодательстве позволит инициировать какие-либо злоупотребления в случае доступности информации о налогах в отношении предприятий и физлиц», — заявил УрБК председатель комитета по инвестиционной политике ЮУТПП, генеральный директор ООО «Интеллект-Инвест» Алексей Овакимян, комментируя возможное нарушение налоговой тайны вследствие принятия поправок в Налоговый кодекс.
«Сведения о просроченной налоговой задолженности и раньше не являлись налоговой тайной, поскольку относятся к разряду правонарушений. Кроме того, легально работающие предприятия сами стараются раскрывать финансовые сведения, чтобы показать свою значимость, рейтинг, платежеспособность и так далее», — комментирует специалист.
Между тем, по словам эксперта, лица, действительно желающие причинить какой-то вред предприятию, не станут обращаться к налоговым органам, они воспользуются более полной информацией на «сером» рынке, где она имеется в достаточном количестве и за сравнительно небольшие деньги. «Вся информация о финансовых результатах деятельности более или менее серьезных компаний есть в Интернете с разным уровнем доступа. Это инсайдерская информация. Все, кто занимается рейдерством и подобными операциями, имеют к этой информации практически полный доступ», — сообщил А. Овакимян.
«Интерес могут представлять даже не данные балансов, а, скорее, отдельные формы налоговых отчетов, и информация, на основании которой они составляются, поскольку это дает более глубокий анализ финотчетности, но такие сведения ни по какому закону предоставлять не будут. А балансы и отчеты по задолженности перед бюджетом можно официально получить в управлении госстатистики», — считает специалист.
«В ст. 11 ФЗ о госзакупках предусмотрено, что обязательным требованием к участнику конкурса является отсутствие у участника задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды. То есть если лицо подает заявку на конкурс, оно уже тем самым заявляет об отсутствии у него долгов по налогам, и значит, достаточно прозрачно в своей деятельности. Я думаю, в заявке на конкурс даже может быть предусмотрен пункт, в соответствии с которым его участник соглашается с проверкой», — заявил УрБК юрисконсульт компании ООО «Советник» Алексей Мотылев, комментируя норму, отменяющую налоговую тайну вследствие принятия поправок в Налоговый кодекс.
Напомним, что по сообщению газеты «Ведомости» прошлым летом Госдума приняла закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, рассудили авторы закона. И включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 НК вступило в силу еще в феврале 2006 г. Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физлица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, а если да — результат рассмотрения жалоб.
«Также отмечу, что согласно самим поправкам в НК речь идет только о запросах государственных и муниципальных органов. В самом же законе о государственных закупках указано, что государственными или муниципальными заказчиками могут быть также и уполномоченные государственными или муниципальными органами получатели бюджетных средств. Но это вовсе не означает, что в действительности, налоговые органы, руководствуясь законом о госзакупках и возможности выдачи информации иным получателям бюджетных средств, будут предоставлять ее «любому лицу». Круг допускаемых к запросам ограничивается специально уполномоченными получателями бюджетных средств. А таким получателем стать, мягко говоря, непросто: ими реально могут быть компании типа Госзнак, Газпром или подобные», — прокомментировал А. Мотылев.
«Таким образом, сомневаюсь, что возможно появление каких-либо злоупотреблений по отношению к предприятиям и физлицам в случае разглашения информации об их взаимоотношениях с налоговыми органами. Поскольку, как мы выяснили, получение такой информации возможно только об участниках конкурса, а не вообще обо всех лицах и не всеми», — высказал мнение специалист в области права, отвечая на вопрос о возможности злоупотреблений вследствие применения указанных поправок в НК.
«Изменения в Налоговый кодекс, вызванные принятием закона о госзакупках, не способны произвести сенсацию. Более того, вряд ли этот «зазор» в законодательстве позволит инициировать какие-либо злоупотребления в случае доступности информации о налогах в отношении предприятий и физлиц», — заявил УрБК председатель комитета по инвестиционной политике ЮУТПП, генеральный директор ООО «Интеллект-Инвест» Алексей Овакимян, комментируя возможное нарушение налоговой тайны вследствие принятия поправок в Налоговый кодекс.
«Сведения о просроченной налоговой задолженности и раньше не являлись налоговой тайной, поскольку относятся к разряду правонарушений. Кроме того, легально работающие предприятия сами стараются раскрывать финансовые сведения, чтобы показать свою значимость, рейтинг, платежеспособность и так далее», — комментирует специалист.
Между тем, по словам эксперта, лица, действительно желающие причинить какой-то вред предприятию, не станут обращаться к налоговым органам, они воспользуются более полной информацией на «сером» рынке, где она имеется в достаточном количестве и за сравнительно небольшие деньги. «Вся информация о финансовых результатах деятельности более или менее серьезных компаний есть в Интернете с разным уровнем доступа. Это инсайдерская информация. Все, кто занимается рейдерством и подобными операциями, имеют к этой информации практически полный доступ», — сообщил А. Овакимян.
«Интерес могут представлять даже не данные балансов, а, скорее, отдельные формы налоговых отчетов, и информация, на основании которой они составляются, поскольку это дает более глубокий анализ финотчетности, но такие сведения ни по какому закону предоставлять не будут. А балансы и отчеты по задолженности перед бюджетом можно официально получить в управлении госстатистики», — считает специалист.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ООО «Советник»: Какие-либо злоупотребления по отношению к предприятиям и фи ...
- ООО «Советник»: Какие-либо злоупотребления по отношению к предприятиям и фи ...
- Председатель комитета по инвестиционной политике ЮУТПП Алексей Овакимян: Св ...
- «Ведомости»: Налоговая тайна в России не подлежит разглашению
- Региональным властям могут разрешить снижать налоги для новых промышленных ...