«Ведомости»: Налоговая тайна в России не подлежит разглашению
Налоговой тайны в России больше не существует. Из-за технической ошибки законодателей информацию о налоговых долгах граждан и корпораций теперь может получить практически любой желающий.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговиками, таможенниками или милиционерами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Тайной не считаются также ИНН и информация о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налоговики имеют право запросить у компании любые сведения и документы — от паспортных данных любого сотрудника и его налоговой истории до любых контрактов. Тайну защищает статья 102 Налогового кодекса (НК), которая гласит, что налоговая тайна «не подлежит разглашению».
Норма, отменившая налоговую тайну, появилась в НК незаметно: она затерялась в пакете многочисленных технических поправок, связанных с изменениями правил размещения госзаказов. Прошлым летом депутаты приняли закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, рассудили авторы закона. И включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 НК вступило в силу еще в феврале 2006 г.
Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физлица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, а если да — результат рассмотрения жалоб. Обращаться с запросами может кто угодно: в НК не говорится, что налоговики должны предоставлять налоговую информацию исключительно по запросу конкурсной комиссии, право направить запрос есть у всех «органов, обладающих полномочиями по размещению госзаказов», даже если в данный момент таких заказов у них нет. А по закону о госзакупках размещать госзаказы могут многие: все федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные администрации, а также неконкретизированный круг «муниципальных заказчиков».
В законе не говорится, что спрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Значит, можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица, отмечает юрист Торгово-промышленной палаты Александр Зрелов. Закон не требует, чтобы авторы запроса объясняли причины интереса к налогоплательщику или чтобы запрос был направлен в ту инспекцию, где он стоит на учете. Нет и единой формы запроса. Иными словами, закон позволяет широкому кругу лиц получить информацию о ком и когда угодно, резюмирует Зрелов.
Вся описанная информация согласно статье 102 НК — это налоговая тайна. Доступа к ней нет у большинства правоохранительных и контрольных органов. Счетная палата не первый год добивается доступа к ней, но неизменно получает отказ. За разглашение налоговой тайны предусмотрено уголовное наказание, напоминает руководитель юридического департамента компании «Аудит — новые технологии» Руслан Курбанов. Наказать могут штрафом (до 120 000 руб.) и даже лишением свободы на срок до трех лет. А если инспектор выдал тайну за вознаграждение, наказание может увеличиться до пяти, а в особых случаях — до 10 лет. Но те, кто узнал тайну официальным путем, ответственности за ее разглашение не несут, подчеркивает Зрелов.
«Налоговая тайна нужна, чтобы обеспечить экономическую безопасность налогоплательщика», — объясняет адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Утечки информации о налоговых проблемах способны обвалить фондовый рынок, напоминает он. В ноябре 2004 г. акции «Вымпелкома» за два дня потеряли 30%, а индекс РТС — 10% после того, как просочилась информация о налоговых претензиях к компании. Впоследствии сумма претензий уменьшилась в девять раз.
«Из-за разглашения информации о налоговых проблемах компания может проиграть важный тендер, от нее могут отвернуться контрагенты, сорваться сделка, которая готовилась годами — даже если потом окажется, что налоговики были не правы», — говорит начальник управления налогов и права компании «Сахалинуголь» Ирина Муращенкова.
«Это результат непрофессиональной работы законодателей», — признает руководитель думского налогового комитета Наталья Бурыкина. По ее словам, поправки в НК, связанные с правилами госзакупок, шли через комитет по промышленности, который не понял последствия этого решения, а с бюджетным комитетом не посоветовался. Сотрудник правового управления Думы говорит, что поправка прямо не нарушает другие законы, а значит, «никакой ошибки нет». Бурыкина обещает исправить норму о налоговой тайне не раньше осенней сессии. А пока, если кто-то из организаторов госзакупок обратится за информацией о налоговой задолженности, инспекция ее предоставит, обещает представитель Федеральной налоговой службы.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговиками, таможенниками или милиционерами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Тайной не считаются также ИНН и информация о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налоговики имеют право запросить у компании любые сведения и документы — от паспортных данных любого сотрудника и его налоговой истории до любых контрактов. Тайну защищает статья 102 Налогового кодекса (НК), которая гласит, что налоговая тайна «не подлежит разглашению».
Норма, отменившая налоговую тайну, появилась в НК незаметно: она затерялась в пакете многочисленных технических поправок, связанных с изменениями правил размещения госзаказов. Прошлым летом депутаты приняли закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, рассудили авторы закона. И включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 НК вступило в силу еще в феврале 2006 г.
Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физлица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, а если да — результат рассмотрения жалоб. Обращаться с запросами может кто угодно: в НК не говорится, что налоговики должны предоставлять налоговую информацию исключительно по запросу конкурсной комиссии, право направить запрос есть у всех «органов, обладающих полномочиями по размещению госзаказов», даже если в данный момент таких заказов у них нет. А по закону о госзакупках размещать госзаказы могут многие: все федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные администрации, а также неконкретизированный круг «муниципальных заказчиков».
В законе не говорится, что спрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Значит, можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица, отмечает юрист Торгово-промышленной палаты Александр Зрелов. Закон не требует, чтобы авторы запроса объясняли причины интереса к налогоплательщику или чтобы запрос был направлен в ту инспекцию, где он стоит на учете. Нет и единой формы запроса. Иными словами, закон позволяет широкому кругу лиц получить информацию о ком и когда угодно, резюмирует Зрелов.
Вся описанная информация согласно статье 102 НК — это налоговая тайна. Доступа к ней нет у большинства правоохранительных и контрольных органов. Счетная палата не первый год добивается доступа к ней, но неизменно получает отказ. За разглашение налоговой тайны предусмотрено уголовное наказание, напоминает руководитель юридического департамента компании «Аудит — новые технологии» Руслан Курбанов. Наказать могут штрафом (до 120 000 руб.) и даже лишением свободы на срок до трех лет. А если инспектор выдал тайну за вознаграждение, наказание может увеличиться до пяти, а в особых случаях — до 10 лет. Но те, кто узнал тайну официальным путем, ответственности за ее разглашение не несут, подчеркивает Зрелов.
«Налоговая тайна нужна, чтобы обеспечить экономическую безопасность налогоплательщика», — объясняет адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Утечки информации о налоговых проблемах способны обвалить фондовый рынок, напоминает он. В ноябре 2004 г. акции «Вымпелкома» за два дня потеряли 30%, а индекс РТС — 10% после того, как просочилась информация о налоговых претензиях к компании. Впоследствии сумма претензий уменьшилась в девять раз.
«Из-за разглашения информации о налоговых проблемах компания может проиграть важный тендер, от нее могут отвернуться контрагенты, сорваться сделка, которая готовилась годами — даже если потом окажется, что налоговики были не правы», — говорит начальник управления налогов и права компании «Сахалинуголь» Ирина Муращенкова.
«Это результат непрофессиональной работы законодателей», — признает руководитель думского налогового комитета Наталья Бурыкина. По ее словам, поправки в НК, связанные с правилами госзакупок, шли через комитет по промышленности, который не понял последствия этого решения, а с бюджетным комитетом не посоветовался. Сотрудник правового управления Думы говорит, что поправка прямо не нарушает другие законы, а значит, «никакой ошибки нет». Бурыкина обещает исправить норму о налоговой тайне не раньше осенней сессии. А пока, если кто-то из организаторов госзакупок обратится за информацией о налоговой задолженности, инспекция ее предоставит, обещает представитель Федеральной налоговой службы.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Председатель комитета по инвестиционной политике ЮУТПП Алексей Овакимян: Св ...
- ООО «Советник»: Какие-либо злоупотребления по отношению к предприятиям и фи ...
- ООО «Советник»: Какие-либо злоупотребления по отношению к предприятиям и фи ...
- Поправки в Налоговый кодекс, отменяющие налоговую тайну, по мнению эксперто ...
- Совет Федерации одобрил закон об обмене банковской тайной