«Челябинский рабочий» и Андрей Сафонов спрашивают: «Поправят ли Жилищный кодекс?»

В Законодательном собрании области зреет мысль выйти в Госдуму с предложением пересмотреть некоторые нормы Жилищного кодекса. Насколько это реально и что вообще нужно делать в сфере ЖКХ? Об этом в беседе с нашим корреспондентом размышляет главный государственный жилищный инспектор по Челябинской области Рафиль Нажипов.

Гнилая кровля дороже

— Рафиль Гибдрашитович, приняв Жилищный кодекс, государство своих граждан, мягко говоря, подвело. Не выполнив в советское время обязательств по ремонту жилья, в условиях рынка оно взвалило эту проблему на плечи собственников, в том числе неимущих.

— Ремонт крыши типичной многоэтажки сегодня обойдется жильцам от 500 тысяч рублей и выше. Расценки на новый лифт, системы тепло- и водоснабжения, благоустройство подъезда не менее впечатляющи. При этом в домах, нуждающихся в ремонте, живут, как правило, пенсионеры, учителя и врачи. То есть те, для кого даже новые обои в квартире чреваты непосильными тратами. И я отчасти согласен с вами в том, что, прежде чем принимать Жилищный кодекс, старые дома (постройки десятигодичной давности и более) необходимо было привести в соответствие с нормативами содержания. Причем сделать это за счет государства. Люди перед новым законом оказались бы равны. Но в силу различных причин этого не сделали. Все расходы на содержание приватизированного жилья просто взвалили на собственника — на тех же бабушку, врача и учителя. В итоге ситуация, которая сегодня сложилась, поражает цинизмом: бедный должен платить в несколько раз больше, чем владелец квартиры в элитном доме. Так как содержать изношенное жилье несопоставимо дороже. В результате ежегодно требуемые объемы по ремонту недовыполняются на... 80 процентов!

— Что же делать?

— Необходимо исправить допущенные ошибки. Например, через адресные субсидии тем, кто живет в изношенном жилье и не способен его ремонтировать.

— Ваши оппоненты, в том числе из президентского окружения говорят, что бюджет страны этого не выдержит. С их точки зрения, предпочтительнее развивать «ремонтные ипотечные программы», аналогичные тем, которые применяются при покупке жилья. То есть хочешь ремонт — возьми кредит.

— Во-первых, попробуйте объяснить пенсионеру, что такое ипотека. А объяснив, вьделите из его пенсии свободные средства на кредитный платеж. Если, конечно, найдется банк, который предоставит человеку преклонного возраста такую ссуду. Во-вторых, даже относительно небедные люди в ипотеку поверят лишь тогда, когда государство удержит стабильный уровень инфляции в течение минимум десяти лет. Иначе где гарантия, что банки «на переправе» не пересмотрят процентные ставки? В-третьих, давайте смотреть на ситуацию реально: сегодня 90 процентов наших сограждан Жилищного кодекса в глаза не видели, не знают, что такое управляющая компания. В тонкостях взаимоотношений с банком разбирается тоже далеко не каждый. В течение 15 лет реформ не сформировалась необходимая культура собственника. Наконец, никто не говорит о том, что за счет госбюджета должно ремонтироваться все изношенное жилье. Достаточно того, что государство поможет пенсионерам и работникам бюджетной сферы.

— Даже если это произойдет, общественное напряжение спадет лишь отчасти.

— Чтобы его снять, необходима помощь естественных монополий, крупных предприятий. Что происходило в течение последних 15 лет? Промышленные гиганты, наращивая собственный капитал, избавлялись от подведомственного жилья. В результате то, что десятилетиями строилось сообща, содержать оказалось некому. И государство действительно не может все проблемы решить в одиночку. Почему бы крупным, средним и даже небольшим корпорациям не создать систему адресных субсидий для своих работников? В наиболее развитых отраслях эта практика используется в виде ипотечных программ по приобретению жилья. Субсидии на ремонт — еще одно средство для предприятий удержать ценные кадры.

ЖКХ погубят дилетанты

— Монополии — подспорье. Но в Жилищном кодексе ставка сделана на конкуренцию между управляющими компаниями, которая призвана сбить цены на услуги ЖКХ. Почему этого не происходит? Запущенность «коммунального поля» пугает потенциальных игроков рынка? Нет желающих?

— Желающих предостаточно. Судите сами: в области объем собираемых с населения средств за жилищные услуги — 5,2 миллиарда рублей. От коммунальных услуг поступает 7,2 миллиарда. Это живые деньги, которые делают рынок ЖКХ привлекательным для частника. Не случайно 80 процентов управляющих компаний региона — коммерческие. Беда в том, что содержать изношенный жилой фонд нередко приходят структуры, к этому совершенно не подготовленные. Качество работ низкое, их объемы не соответствуют указанным на бумаге. Кстати, в 2005 году мы произвели перерасчеты на 32 миллиона рублей. То есть вернули жильцам деньги, так как объемы оказанных им жилищно-коммунальных услуг были ниже установленных стандартов. В большинстве случаев разочарованные работой коммунальщиков люди срывают сроки платежей. Только из-за этого по итогам прошлого года потери ЖКХ составили в рублях 1,62 миллиарда. Замкнутый круг!

— Как его разорвать?

— Необходим цивилизованный, но жесткий государственный контроль в жилищной сфере. Только так можно добиться декларированного развития конкуренции и относительно безболезненного реформирования ЖКХ. В этом году мы не допустили к участию в конкурсе 38 недобросовестных подрядчиков. Представьте: выигрывает такой делец тендер, а объем работ выполнить не может. Ищет субподрядчика. В итоге собранные у людей деньги оседают неизвестно на чьих счетах, а спросить за работу не с кого. То же произойдет, если компания вдруг обанкротится. Значит, целые кварталы будут не готовы к зиме. Исключив 38 сомнительных компаний, мы обеспечили выполнение работ на 11,3 миллиона рублей.

То, о чем мы говорим, в той или иной степени разделяют руководители всех уровней власти. Не случайно один из национальных проектов называется «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». У нас больше говорится о строительстве, но о комфортности тоже забывать не следует.

Другие материалы по теме: