С изменением законодательства об оплате коммунальных услуг и услуг связи через банки доля платежей населения в общем объеме платежей банковской системы существенно не изменится

5 июля 2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и в статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»», так называемый законопроект «по коммунальным платежам и услугам связи».

Необходимость разработки и принятия закона, позволяющего коммерческим организациям, не являющимся кредитными, оказывать подобные услуги обусловлена минимальной обеспеченностью населения банковскими услугами, которая находится в прямой зависимости от плотности банковского присутствия в регионах. Особенно остро данный вопрос стоит для небольших регионов с ограниченным экономическим потенциалом.

Целью Законопроекта, разработанного с учетом современного зарубежного опыта и позиции банковского сообщества, явится повышение уровня доступности банковских услуг в Российской Федерации, прежде всего для физических лиц. Данный Законопроект нацелен на повышение эффективности работы кредитных организаций, его принятие послужит основой для развития и усиления конкуренции на региональных рынках банковских услуг, повышения уровня обслуживания населения, а равно позволит банкам значительно увеличить объем и спектр предоставляемых банковских услуг, существенно снизить стоимость банковских операций для своих клиентов.

Принятый во втором чтении Законопроект предусматривает возможность передачи коммерческим организациям на договорной основе части функций кредитных организаций: по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц (прием платежей от физических лиц через кассу привлекаемой коммерческой организации для их дальнейшего безналичного перечисления) Об этом сообщают в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ.

«Существенного сокращения доли операций по приему платежей вряд ли ожидается. Небанковские кредитные организации и в настоящее время осуществляют прием платежей, поэтому принятие поправок лишь урегулирует давно ведущийся спор о правомерности совершения платежей небанковскими организациями. В дополнение можно сказать о существенном доверии клиентов при совершении расчетных операций именно к Банкам», — заявила УрБК начальник управления развития бизнеса с физическими лицами ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития» Елена Бабина, комментируя принятие во втором чтении Государственной Думой РФ законопроекта «по коммунальным платежам и услугам связи».

«Кроме того, у банка намного больше преимуществ. Если небанковским кредитным организациям планируется разрешить прием платежей за связь и коммунальные услуги, то банк по-прежнему может предложить клиенту более широкий спектр платежей (коммунальные услуги, обучение, оплата за какие-либо товары, погашение кредитов, налоговые платежи и т.д.). Также в настоящее время активно развивается направление безналичных расчетов. Имея счет в банке, клиент может оплатить различные услуги, не посещая отделение банка и даже банкомат, а, например, совершить все необходимые платежи дома через Интернет по системе Телебанк или, сидя в автобусе, через мобильный телефон и т.д. Тем более что в большинстве банков операции безналичных платежей для физических лиц бесплатные», — отметила Е. Бабина.

«В целом сегодня, если рассматривать конкуренцию между банками и небанковскими организациями в части оказания подобных услуг, то конкуренции как таковой нет. Обуславливается это в первую очередь, тем, что банки предоставляют широкий спектр услуг, особенно крупные, имеющие генеральную лицензию, и для них прием платежей населения является дополнительным сервисом, предоставляемым клиентам. Для небанковских организаций услуга по приему платежей населения является одним из основных направлений деятельности. Поэтому конкуренция на рынке приема платежей если и возникает, то только между кредитными организациями, а именно в повышении качества обслуживания клиентов, расширении сервисных возможностей и за счет внедрения инновационных технологий», — прокомментировала специалист банка.

«Кроме того, расширение филиальной сети и сети дополнительных офисов (общая банковская тенденция, которая активно начала прослеживаться в 2003 г.), также влияет на доступность розничных услуг. В настоящее время у клиента-физического лица всегда есть выбор, где совершить платеж: в ближайшем офисе к дому или работе, по дороге из магазина и т. д. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что географическая близость к клиенту играет большую роль в сфере розничных банковских услуг.

Не менее важны и такие факторы, как тарифная, клиентская политика и широкие сервисные возможности. Если в одном отделении стоимость операции в два раза больше, чем в отделении, расположенном на одну остановку дальше, многие клиенты в большинстве случаев выберут второй вариант. Если клиент получил качественную услугу и профессиональную консультацию специалиста банка, он обратится в этот банк и во второй раз», — считает Е. Бабина.

Между тем, по мнению специалиста, сегодня если рассматривать качество обслуживания в полном спектре его составляющих, то ситуация у банков вполне удовлетворительная, и улучшение качества обслуживания, наверное, не произойдет. «Улучшение качества обслуживание будет заключаться лишь большей доступности совершения платежа при расширении пунктов приема платежей», — добавляет она.

«На долю платежей за услуги связи, жилье и коммунальные услуги приходится около ¼ общего объема платежей, принимаемых отделениями Сбербанка на территории Челябинской области», — сообщила УрБК начальник отдела вкладов и расчетов Челябинского отделения Сбербанка России Людмила Попова.

«Сегодня на рынке платежей уже существует довольно жесткая конкуренция. Однако в связи с предполагаемыми изменениями в законодательство об исключении подобных платежей из разряда банковских операций влияние на перераспределение рынка могут оказать крупные торговые сети с разветвленной сетью магазинов, где действительно можно организовать прием платежей. Мелкие операторы вряд ли смогут оказать серьезное влияние на рынок. Для крупных поставщиков услуг более привлекательными являются крупные сети, как с точки зрения организации контроля за приемом платежей, так и организации обмена и защиты информации», — высказала мнение специалист банка.

«В настоящее время прием платежей осуществляется в различных организациях. С одной стороны, в местах приема платежей зачастую образуются очереди, и оплата платежей занимает много времени, но, с другой стороны, преимуществом данных пунктов является наличие возможности оплаты сразу всех видов услуг. Мелким агентам для создания аналогичных условий придется заключать договоры со всеми крупными операторами. В противном случае плательщику придется затрачивать время на поиски агентов, осуществляющих прием конкретных видов платежей», — отметила Л. Попова.

«В конечном итоге увеличение числа точек приема платежей позволит плательщику выбирать наиболее отвечающего его потребностям оператора, что будет заставлять последних направлять усилия на улучшение качества обслуживания в целях привлечения клиентов», — подчеркнула начальник отдела вкладов и расчетов Челябинского отделения Сбербанка России.

Другие материалы по теме: