Владимир Садырин: Стопроцентная компьютеризация школ в Челябинской области наступила уже давно

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

— Владимир Витальевич, как можно охарактеризовать основные итоги реализации национального проекта за прошедшее время? Что из сделанного Вы считаете наиболее значимым?

— За время реализации национального проекта «Образование» нам удалось добиться положительных результатов по всем направлениям. Сейчас образовательные учреждения получают ученическую мебель (на 20 млн. руб.), оборудование для кабинетов физики и химии (на 20 млн. руб.), учебную и художественную литературу (на 65,3 млн. руб.), технологическое оборудование для столовых (на 10 млн. руб.), школьные автобусы (на 32,5 млн. руб.), компьютерные классы (на 95 млн. руб.), автоматизированные рабочие места учителя и библиотекаря (на 50 млн. руб.), цифровые образовательные ресурсы (на 1 млн. руб.).

Уже 52% средних школ подключено к Интернету.

В текущем году на базе учреждений начального профессионального образования будут созданы 10 ресурсных центров по профессиям металлургического, машиностроительного, монтажно-строительного профилей, имеющих особое значение для промышленности Южного Урала. Из областного бюджета на эти цели выделено 25 млн. руб., еще 32 млн. руб. затратят работодатели.

В период с 30 августа по 14 сентября в резиденции губернатора Челябинской области прошли приемы по чествованию победителей федеральных и областных конкурсов среди школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, педагогов, учеников. Благодаря национальному проекту 236 образовательных учреждений области, реализующих инновационные программы, получат государственную поддержку на 104 млн. руб. В их числе 66 школ — грантополучатели 1 млн. руб., 50 школ обогатятся на 500 тыс. руб. каждая, 100 детских садов получат по 100 тыс. руб., 20 учреждений дополнительного образования — по 150 тыс. руб.

Более 17,5 тыс. педагогов получают дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. 418 педагогов по итогам конкурса получат премии за счет федерального и областного бюджетов — 218 учителей по 100 тыс. руб. и 200 педагогов — по 50 тыс. руб. В федеральное министерство образования направлен список из 33 молодых людей, претендующих на получение премии Президента России в размере 30 тыс. руб. Самое значительное, что удалось нам сделать в рамках нацпроекта, – это информатизация системы образования. На ее выполнение было потрачено практические полмиллиарда руб. Мы много сделали, и получили неплохой результат — стремление учителей к самообразованию, к освоению компьютера, цифровых образовательных ресурсов.

— В 2006 г. 66 школ Челябинской области получили президентские гранты в размере 1 млн. руб. По каким критериям проходил конкурсный отбор? Как выглядят южноуральские школы на фоне образовательных учреждений из других регионов?

— В конкурсе на президентский миллион претендовала 121 школа, то есть две школы на одно место. Отбор шел очень жесткий. Члены специально созданной комиссии просматривали документы и выставляли баллы по следующим критериям: высокое качество результатов образования и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, обеспечение доступности качественного образования, продуктивность реализации программы развития школы, демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления, отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся, позитивное отношение родителей и школьников к школе, безопасные условия обучения, участие в конкурсах различного уровня, организация дополнительного образования.

Помимо школ — получателей президентских грантов, еще 50 школам будет вручено по 500 тыс. руб. от губернатора Челябинской области. 12 сентября прошел торжественный прием всех школ-лауреатов конкурса.

Трудно сказать, как выглядят наши школы в сравнении с другими школами России. Ведь конкурс проводился внутри региона, эксперты выставляли баллы, а мы отсылали в федеральное министерство готовые списки школ-претендентов на победу без оценок. Но сам факт выхода трех наших школ (Челябинские лицеи №№ 31 и 11, а также 13-й лицей Троицка) в финал всероссийского конкурса «Лучшая школа России» говорит, о том, что наши муниципальные средние общеобразовательные учреждения конкурентоспособны. Кстати, по три школы в финал прошли только от нашей области и Москвы, от остальных регионов только по одной.

— В то же время участие Челябинской области в конкурсе инновационных вузов оказалось не столь успешным. Чем это можно объяснить? Будут ли впредь челябинские вузы претендовать на получение президентских грантов?

— Не только вузы Челябинской области не вошли в число получателей президентского гранта, но и вузы всего Уральского федерального округа. На наш взгляд, это связано не со слабостью уральских вузов или с некачественной подготовкой конкурсных документов. Скорее всего, причина субъективна, и связана она с людьми, которые проводили экспертизу. Если по школам конкурс проводился в соответствии с квотами, установленными для каждого региона, то здесь такой порядок отсутствовал, и в число победителей вошло большинство московских и петербургских вузов. Мы предложили подходить к этому конкурсу более объективно, выделять квоты для федеральных округов. Если наши предложения будут приняты, то один из уральских вузов точно войдет в число победителей.

— В 2006 г. во всех государственных вузах Челябинской области уменьшился набор на бюджетные места. Как Вы считаете, может ли это снизить доступность высшего образования и что необходимо сделать, чтобы не допустить этого?

— Не все вузы уменьшили набор на бюджетные места. Уже второй год подряд вузы предлагают мест на первый курс больше, чем существует выпускников. Конкурс на специальности в 2006 г. сохранился или на уровне прошлого года, или даже ниже. Естественно, что это не касается конкурса на модные профессии, в 2006 г. таковыми были таможенное дело и компьютерная безопасность. Основной проблемой для высшего образования сейчас является не доступность, а его качество. На данный момент оно не удовлетворяет никого: ни студентов, ни работодателей. Над этим предстоит серьезно работать.

— Недавно Правительство РФ одобрило проект концепции государственной поддержки образовательного кредитования, и в течение 2007-2010 гг. будет проведен эксперимент по предоставлению такой поддержки. Как Вы оцениваете эту идею? Насколько, по-вашему, данный проект будет интересен его участникам — студентам, вузам, банкам?

— Образовательный кредит нужен для тех, кто хочет получить высшее образование, но не может поступить на бюджетное место. Однако я, если честно, не в восторге от идеи, так как кредит не решит наших проблем. Абитуриент может взять деньги в банке и поступить на престижную специальность, получить модную профессию, а после оказаться невостребованным специалистом из-за перенасыщения рынка. А вот взять кредит на получение профессии учителя, врача, библиотекаря, социального работника вряд ли кто-то захочет. И наши сельские районы опять останутся без нужных людей. Мы продолжим практику Губернаторского набора, но с пересмотром его правил: бюджетное место будем предоставлять только тем поселениям, кто конкретно заключает договор о возвращении и гарантирует оплату за студента. А оплату проводить не один раз — при поступлении, а после сдачи студентом экзаменов после каждой сессии. Челябинская область, возможно, включится в новый федеральный эксперимент по образовательным кредитам. На бюджетные места будут зачислять тех абитуриентов, которые возьмут на себя обязательство, вернуться в родное село и отработать в нем несколько лет.

— Челябинская область участвует в проекте «Информатизация системы образования», который реализуется при поддержке Международного банка реконструкции и развития. Что уже сделано на этом направлении? И когда наступит стопроцентная компьютеризация региональной системы образования?

— В 2005 г. в Челябинской области для реализации проекта «Информатизация система образования» было открыто 49 межшкольных методических центров и один региональный координационный центр. Они оснащены самой современной техникой. Всего за три года проекта обучение ИКТ-компетенции пройдут 30 тыс. педагогов. За 2006 г. обучено на курсах повышения квалификации свыше 6 тысяч работников образования. Сейчас в области, по сути, идет второй этап информатизации. На первом каждая школа у нас получила компьютерные классы. За предыдущие 6 лет их было приобретено 900. На августовском совещании в Миассе губернатор Петр Сумин отметил, что в то время как другие регионы только начинают формировать компьютерные классы, нам уже необходимо их менять на более современные. Так вот в рамках реализации нацпроекта мы закупим около 400 компьютерных классов, поставим их в школы, где техника морально устарела. Так что стопроцентная компьютеризация школ в Челябинской области наступила уже давно.

Другие материалы по теме: