«Вечерний Челябинск» и Марина Кудряшова: «Народная водка: спасение или утопия?»

Осенние разговоры о всплеске отравлений продукцией «двойного назначения» прошли, но появились новые слухи и инициативы на ту же алкогольно-суррогатную тему. Была озвучена не одна идея о том, как снизить печальную статистику. Самая «выдающаяся» из них — предложение выпускать доступную по цене«народную водку» на мощностях «Росспиртпрома».

Такая водка должна стоить 50 — 53 руб. за бутылку в 0,5 литра. Именно такую цену предложил «Росспиртпром», пообещав, что запуск продукта в производство планируется в ближайшие дни. А распространяться новая сорокаградусная будет по всей стране. Отметим, что «Росспиртпром» даже пообещал, что дешевое алкогольное чудо появится на новогодних столах россиян уже в этом году. В этом смысле год Свиньи рискует стать таким в буквальном смысле этого слова. Государственное предприятие декларирует, что будет продавать водку по себестоимости. Причем «народная водка» будет сразу нескольких сортов: «Хлебная», «Пшеничная», «Ржаная», «Кедровая», «Солодовая». А вот в челябинских магазинах любимый напиток россиян сегодня продается по самым разнообразным ценам. Южноуральцам есть из чего выбрать, поскольку в магазинах цена колеблется от 56 руб. (кабардино-балкарская водка) до 300 и выше. В промежутке — вполне приличные «брендовые» поллитровки, которые уже успели полюбиться и проверены «на себе».

Заместитель начальника управления по торговле и услугам Валентин Барановский перспективу появления «народной водки» на прилавках магазинов к Новому году считает странной.

— Я не знаю, как там с мощностями у москвичей, но наш «Казак уральский» (один из филиалов «Росспиртпрома») ничего народного и социального не производит. А перспективы того, что столица сумеет обеспечить 89 субъектов Федерации дешевой продукцией, на мой взгляд, нереальны. Уверен, что 53 заявленных рубля от производителя, может, и нормально, но ни один розничный продавец не пойдет на то, чтобы обойтись в торговле без наценки. К нему же придет налоговый инспектор и выразит свое недоумение... Сначала нужно подключить какие-то государственные механизмы, заручиться поддержкой, а потом делать столь громкие заявления. Президент холдинга «Ариант» Александр Кретов уверен в том, что идея «Росспиртпрома» — непроходная в наших рыночных условиях.

— На сегодняшний день существуют определенные механизмы, по которым работает любое законопослушное предприятие: оно обязано платить заработную плату сотрудникам, налоги, приобретать акцизные марки, закупать сырье и тару... А самое главное — оно должно довести свой товар до потребителя. Но я не понимаю, как совместить дистрибьютора, оплачивающего транспортные расходы и предоставляющего транспорт, и представителя розницы, заинтересованного в своей прибыли?! Отказать им в прибыли нет никаких оснований. Если попытаться перешагнуть действующие модели рынка государственным путем, то должно быть полное освобождение предприятия (пусть «Росспиртпрома») от акциза. Но выгодно ли это будет государству? Думается, нет. Кстати, одна акцизная марка стоит 35 руб. А вообще водка — это тот продукт, на котором больших денег производитель не сделает, если только он не ворует акциз, Мы продаем 800 тыс. бутылок водки в месяц по Челябинской области, но конкурировать с контрафактом не можем, поэтому и специализируемся на вине. А в принципе арифметика такая: 35 руб. — акциз, 10 руб. — перечисление на заработную плату и 7 руб. — «комплектующие», то есть 52 руб. — отпускная цена завода. Учтите, что «Ариант» изначально покупает только спирты высшего качества. Но названная цена вполне реальна, только приплюсуйте к ней транспортные расходы, наценку оптовика и наценку розничного продавца, получится 78 — 80 руб. за бутылку. Так что «Росспиртпром» погорячился с обещаниями, тем более что для выпуска такой продукции еще и производственные мощности нужны (для осуществления данного проекта), и поддержка государства не помешает. Но в России очень любят алкогольные проблемы решать силовыми, а не рыночными способами: раз — и «зарубили» молдавские и грузинские вина, два — ввели новую систему акцизов, которая до сих пор не заработала, три — государство недополучило в бюджет миллиарды. Поэтому в нынешних условиях даже о государственной монополии на производство алкоголя говорить преждевременно, слишком много нужно сделать важных, законных и «болевых» шагов в сторону монополизации отрасли.

Другие материалы по теме: