Агропромышленный комплекс Челябинской области нуждается в увеличении объемов государственной поддержки

Необходимо увеличивать объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Челябинской области как на федеральном, так и на областном уровне. К такому выводу пришли участники публичных слушаний «О реализации национального проекта «Развитие АПК» в Челябинской области», прошедших в Законодательном собрании Челябинской области.

«В 2006 г. началась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основными направлениями которого являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития агропромышленного хозяйства и обеспечение жильем молодых специалистов в селах. В Челябинской области была принята областная целевая программа, в которой были утверждены основные индикативные показатели реализации проекта. В соответствии с ними производство мяса в 2006-2007 гг. должно увеличиться на 16%, молока — на 4,5%», — сообщил на публичных слушаниях «О реализации национального проекта «Развитие АПК» в Челябинской области» министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Фёклин.

«В прошлом году на поддержку сельского хозяйства, учитывая средства федерального бюджета, было направлено 1 млрд. 827 млн. руб. В том числе 509 млн. по решению губернатора было выделено дополнительно в целях финансирования мероприятий областной целевой программы. На техническое перевооружение хозяйств было направлено 369 млн. руб. Поскольку основным направлением является ускоренное развитие животноводства, для хозяйств была приобретена техника для заготовки кормов, доильное оборудование. 84 млн. руб. составили субсидии на заведение племенного скота. На субсидирование льготных кредитов, взятых на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, приобретение техники и оборудования, было направлено 78 млн. руб.», — отметил министр.

«Впервые в прошлом году хозяйства получили 118 млн. руб. в качестве компенсации затрат на топливо. В результате эффективности государственной поддержки область заняла 2-е место в России по уровню прироста производства, а по другим показателям — лидирующее положение среди регионов», — добавил И. Фёклин.

По данным министра, в целом по России производство молока в 2006 г. выросло к уровню 2005 г. на 0,6%, в Челябинской области — на 7%. Производство мяса в регионе увеличилось за год на 3,2%. Впервые за последние годы поголовье КРС выросло на 8 800 голов, в том числе коров — на 2600 голов. Также в прошлом году преодолен 3000-ный рубеж молочной продуктивности животных. Надой на одну голову составил 3227 кг молока, что на 468 кг больше уровня 2005 г. Среднесуточный привес КРС увеличился на 87 г и достиг 498 г. Приобретено около 7000 голов племенного скота, в том числе 1388 голов из Германии. Уровень выхода телят составляет 79 на 100 коров. В птицеводстве динамика роста производства в прошедшем году достигла 28% к уровню 2005 г., что превышает общероссийский показатель почти в 2 раза. В целом по области производство мяса птицы составило 72,8 тыс. т (+15,5 тыс. т).

Однако, несмотря на положительную динамику, в сельском хозяйстве сохраняется немало проблем.

«О положении сельского хозяйства сейчас нельзя судить по объемам производства, потому что крестьянин может продать произведенную им продукцию по невыгодной ему цене и не возместить затрат на производство, не получить никакой прибыли», — заявил на публичных слушаниях, посвященных реализации нацпроекта «Развитие АПК», ректор Челябинского государственного агроинженерного университета Василий Бледных.

По словам В. Бледных, сегодня рынок заполнен аграрной продукцией из США, Австралии и европейских стран. При этом затраты странах Европы фермеры имеют от государства дотации на заготовку сельскохозяйственной продукции, а в России практически нет. «Крестьянин в развитых странах получает государственную поддержку в 20-50 раз больше, чем в России. Не говоря о том, что климатические условия, условия содержания животных и труда в России в 2-3 раза хуже», — отметил В. Бледных.

«Надо решить вопрос, необходимо ли России сельское хозяйство. По производству молока и мяса мы сейчас находимся на уровне 1960 года. По количеству крупного рогатого скота имеем худшие показатели за весь XX век. Никогда так плохо в России не было, даже в послевоенные годы. Единственная отрасль, которая не сильно сдала позиции, — это птицеводство», — высказал мнение ректор ЧГАУ.

«Причин такого упадка сельского хозяйства в России много. Главная — убыточность производства сельскохозяйственной продукции: диспаритет цен и отсутствие поддержки со стороны государства. Рентабельность сельской отрасли согласно отчетности условна. Она обусловлена сверхнизкой оплатой труда в сельском хозяйстве, прекращение расходов на ремонт и воспроизводство основных фондов», — считает В. Бледных.

«Главной движущей силой в производстве являются кадры. Никакие сверхсовременные технологии, сорта растений и породы животных не улучшат положение дел, пока село не будет обеспечено государственной поддержкой. Большинство жителей села живут в ужасных условиях: получают 2-3 тыс. руб. в месяц с задержкой в несколько месяцев, живут в избушках с печным отоплением, с удобствами на улице, без больниц и скорой помощи, без школ и детских садов, без связи и проезжих дорог. В большинстве деревень России остались одни выпивохи, которых устраивает такая жизнь», — прокомментировал В. Бледных.

«Государственные цели в развитии сельского хозяйства пока не обозначены. Должна ли Россия иметь продовольственную безопасность — ответа на этот вопрос пока нет. Пока у нас не будет обозначена государственная цель, сельское хозяйство будет находиться в том же положении», — добавил ректор ЧГАУ.

Председатель комитета Законодательного собрания Челябинской области по аграрной политике и земельным отношениям Александр Берестов согласился с приведенными на слушаниях данными о том, что в России бюджетная составляющая поддержки сельхозпроизводителя в 20-30 раз меньше, чем за рубежом. Однако там платят, прежде всего, за эффективность производства. «Я знаю по Финляндии: чем более эффективный результат выдаст крестьянин в этой стране, тем больше он получит от государства дотаций», — отметил депутат.

По мнению А. Берестова, необходимо требовать вложений в сельское хозяйство от областной власти и параллельно увеличивать производительность труда аграриев. «У нас в сельской местности живет 650 – 680 тыс. человек из трехмиллионного населения области. Работают в сельском хозяйстве около 300 тыс. человек, порядка 10%. А в развитых странах, например, в Чехии в аграрном комплексе работает не более 3% населения. И эти объективные тенденции, которые наблюдаются в мировой сельскохозяйственной экономике, у нас тоже со временем будут иметь место», — высказал свою точку зрения А. Берестов.

«Сегодня, анализируя итоги реализации национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г., мы ставим задачу дальнейшего развития села и видим немало проблем», — подытожил дискуссию И. Фёклин.

«Самая главная проблема — государственная поддержка сельскохозяйственного производства. В настоящее время уровень государственных вливаний средств в АПК — субсидий и субвенций — по сравнению с другими западными странами очень низок. Я думаю, что по итогам сегодняшних слушаний появятся депутатские обращения в адрес федерального правительства и Госдумы. Тем не менее, мы на местах должны решать эту проблему, не ждать помощи сверху. Мы постараемся реализовать конкретные предложения, которые были озвучены, по оказанию помощи селу областным правительством, губернатором, Законодательным собранием», — отметил министр.

«Должен быть комплекс мер, который позволит поднять уровень села: это инвестиции, выделение средств из областного бюджета, поддержка молодой семьи, подготовка и воспитание кадров, улучшение технологий производства сельскохозяйственной продукции. Мы должны создать такие высокотехнологичные комплексы, которые бы работали с максимальной отдачей, а до этого создать условия для жизни наших селян. Надо вкладывать средства и усиливать внимание к развитию села», — пояснил И. Фёклин.

«Также необходимо предоставлять налоговые льготы предприятиям-инвесторам, у которых есть интерес вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства. Этот вопрос требует детального изучения и проработки», — добавил министр.

Главным акцентом рекомендаций по итогам слушаний стал тезис о продовольственной безопасности области. «Защита интересов местных сельхозтоваропроизводителей — это защита здоровья жителей области. Это отстаивание экономических интересов аграриев области и продовольственная безопасность для каждого из нас», — подчеркнул А. Берестов.

В целях эффективной реализации национального проекта в 2007 г. принято решение обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу по вопросу предоставления налоговых льгот предприятиям-инвесторам, вкладывающим средства в производство молочной и мясной продукции; в Правительство РФ — с предложением об увеличении сроков предоставления инвестиционных кредитов на реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов с 8 лет до 15-20 лет. Также решено просить Правительство РФ пересмотреть сроки предоставления субсидий на компенсацию части затрат на страхование рисков утраты (гибели) сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая. Важным пунктом рекомендаций участников публичных слушаний станет обращение к Правительству РФ о необходимости квотирования закупа (ввоза) импортной мясной и молочной продукции при наличии аналогичных видов отечественной.

В обращении к правительству Челябинской области участники публичных слушаний рекомендовали ускорить работу по созданию сети потребительской кооперации, распространить практику вхождения банков ассоциированными членами в сельскохозяйственные кредитные кооперативы для увеличения кредитных ресурсов, оказать содействие крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам через созданные снабженческо-сбытовые кооперативы в реализации произведенной продукции.

С целью развития малых форм хозяйствования на селе решено внести изменения в областную целевую программу «Развитие АПК», ввести в нее специальную целевую подпрограмму. Комитет по аграрной политике и земельным отношениям в 2007 г. инициирует увеличение объема финансирования из федерального бюджета на реконструкцию и строительство животноводческих ферм, сельскохозяйственных комплексов.

В рекомендациях нашло отражение и конкретное решение по программе «Школьное молоко». Законодательному собранию Челябинской области будет представлена специально разработанная программа по предоставлению молочной продукции, производимой в области, в дошкольные и общеобразовательные учреждения.

Важную роль комитет и участники публичных слушаний по вопросу реализации нацпроекта «Развитие АПК» отводят СМИ. Принято решение создать систему информационной поддержки областных производителей сельскохозяйственной продукции.

Другие материалы по теме: