Игорь Лашманов: Сегодня акцент сделан на поддержку начинающих предпринимателей

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Игорь Лашманов.

— Игорь Николаевич, как Вы оцениваете состояние малого и среднего бизнеса в Челябинской области на сегодняшний день?

— Малое предпринимательство является одним из стратегических направлений развития Челябинской области в течение последних 10 лет. Малый бизнес пополняет областной и местные бюджеты, создает рабочие места, снимает социальную напряженность, способствует развитию инфраструктуры экономики области.

На сегодняшний день на территории Челябинской области действует 25,9 тыс. малых предприятий, что на 7 % больше, чем наблюдалось в прошлом году. Одним из показателей, характеризующих состояние сектора малых предприятий, является среднее число малых предприятий на 10 тыс. трудоспособного населения — показатель, отражающий степень привлекательности бизнес-среды для предпринимателей. Например, на начало 2007 г. на 10 тыс. трудоспособного населения в Челябинской области приходилось в среднем 69 малых предприятий (в России — 72).

Малое предпринимательство — это самый рискованный вид деятельности, поскольку многие предприниматели не могут, как монополисты, контролировать цены и тарифы на свою продукцию. Основное предназначение малого бизнеса — это занятость населения, которая оказывает благоприятное влияние на ситуацию на рынке труда. Одной из особенностей малого бизнеса является привлечение работников на условиях вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого предпринимательства, представляющую дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В 2007 г. на условиях вторичной занятости на малых предприятиях работает 18 тыс. человек.

Что касается оборота малых предприятий, то к концу года, по оценке специалистов, он составит более 280 млрд. руб. — четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области. Наибольший вклад (92%) вносят малые предприятия в формирование оборота организаций оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительные предприятия и организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

— Какие направления в данной сфере развиваются наиболее успешно? С чем, по Вашему мнению, это связано?

— Самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий, как и в предыдущие годы, является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 49 % малых предприятий (в России — 45 %).

Вторым по привлекательности видом экономической деятельности является «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», которым занимаются 15,5 % предпринимателей. Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют в суммарном выражении 12,7 % малых предприятий, «Строительство» — 11,9 %.

Сектор малого бизнеса очень неоднороден, в нем выделяются три достаточно самостоятельных сегмента: малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели. На малых предприятиях занято свыше 160 тыс. человек, у индивидуальных предпринимателей — более 360 тыс. человек, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — порядка 19,5 тыс. человек. В целом на малое предпринимательство приходится 33 % занятых в экономике области (например, в 2001 году — 21,5 %). Таким образом, в области продолжается позитивная тенденция роста занятых в малом бизнесе. Если в 2000 г. в секторах малого предпринимательства был занят каждый пятый работающий, то в 2007 г. — уже каждый третий.

Наиболее активно развивается сфера индивидуального предпринимательства. В 2007 г. по сравнению с 2000 г. численность занятых индивидуальным трудом выросла в 2,5 раза.

Если говорить о тенденции развития малого бизнеса, то, несомненно, торговля и общественное питание — это малый бизнес во всем мире. Они, естественно, будут развиваться дальше. Магазины, кафе, столовые всегда останутся за малым бизнесом: таков мировой опыт. Также развиваются новые технологии. Малое предпринимательство идет вперед, и, как только возникает определенный спрос на какую-либо услугу, работу, малый бизнес сразу же старается занять нишу предложения. Это происходит за счет более быстрого принятия решений. Но, малый бизнес — это всегда риск. Удержится ли предприниматель на плаву, зависит не только от уровня его финансовой подготовки, юридической «подкованности», но и просто от удачи.

— Расскажите о государственной поддержке малого и среднего бизнеса в этом году.

— В Челябинской области с 2006 по 2008 гг. реализуется уже четвертая Программа господдержки и развития малого предпринимательства, которая предусматривает работу по 7 основным направлениям: совершенствование законодательства, оказание финансовой, информационной поддержки малому бизнесу, развитие инфраструктуры поддержки предпринимателей, подготовка кадров, развитие женского и семейного предпринимательства, народных художественных промыслов и ремесленной деятельности.

С каждым годом расширяется перечень форм господдержки. Сегодня акцент сделан на поддержку начинающих предпринимателей, субъектов женского и семейного бизнеса, предпринимательства на селе. На эти цели из средств областного бюджета дополнительно выделено 16,5 млн. руб. и общий объем финансирования Программы увеличен с 37 до 53 млн. руб.

Кроме того, Челябинская область вновь стала победителем федерального конкурса и привлекла дополнительно из федерального бюджета 35,8 млн. руб. на создание бизнес-инкубатора для социально незащищенных слоев населения, поддержку начинающих предпринимателей, реализацию первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в муниципалитетах, господдержку субъектов малого предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты и на ряд других направлений.

Если обратиться к действующей Программе господдержки малого бизнеса, то в ней указаны 10 видов деятельности субъектов малого предпринимательства, которые являются приоритетными для экономики Челябинской области. Это сельское хозяйство, производство во всех его видах (кроме производства подакцизных товаров), строительство, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги и другие.

Наибольшей популярностью у предпринимателей пользуются различные формы финансовой поддержки. И на 2007 г. в областном бюджете предусмотрено 35,1 млн. руб. на это направление, причем 28,1 млн. руб. — на прямую финансовую поддержку предпринимателей, в том числе на компенсацию части затрат субъектов, куда входит уплата процентов по кредитам кредитных организаций и лизинговых платежей по договорам лизинга; участие в международных, межрегиональных и областных ярмарках, выставках, торгово–экономических миссиях; получение сертификатов, необходимых для экспорта товаров; регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Кроме того, в прямую финансовую поддержку входит реализация перспективных проектов предпринимателей. Это, например, конкурс «Лучший проект в сфере женского и семейного предпринимательства» с выделением грантов и конкурс на «Лучший предпринимательский проект среди молодежи, инвалидов и многодетных родителей».

Кроме того, предприниматели могут воспользоваться одновременно всеми формами финансовой поддержки. Например, экспортноориентированные предприятия могут получить, во-первых, компенсацию половины затрат по участию в международных выставках (ярмарках, миссиях); во-вторых, на 5 % удешевить свой кредит или лизинговый платеж; в-третьих, компенсировать 50 % затрат по получению сертификатов соответствия международной системе качества ISO 9001 (ГОСТ Р 9001) и сертификатов формы СТ-1, А; в-четвертых, возместить в размере двух третьих затрат по регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, и в-пятых, экспортеры могут принять участие во всех конкурсах, проводимых в рамках Программы.

Для получения компенсаций необходимо представить в Минэкономразвития области пакет документов, который будет вынесен в течение 15 дней на рассмотрение общественного координационного совета по господдержке малого предпринимательства.

Если говорить о конкретных результатах, то только за 2007 г. общественным советом принято решений об оказании финансовой поддержки 47 СМП на общую сумму 8,2 млн. руб. 38 субъектам женского и семейного предпринимательства выделены гранты на общую сумму 7,0 млн. руб. на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, объявлен II конкурс на лучший проект субъектов женского и семейного предпринимательства, по итогам которого из средств федерального бюджета будет выделено 7 млн. руб.

— Сохранились ли проблемы при взаимодействии предпринимателей и местных органов власти?

— Особенностью действующей Программы господдержки малого бизнеса является перенос акцента развития малого бизнеса на уровень муниципальных образований. И на сегодняшний день в 41 муниципальном образовании области приняты муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства с общим объемом финансирования за счет средств местных бюджетов в 2007 г. 13,3 млн. руб. В прошлом году программы были приняты в 42 муниципалитетах с общим объемом финансирования 12 млн. руб.

За 2006-2007 гг. на муниципальном уровне создана инфраструктура поддержки малого бизнеса. Информационно-консультационные центры действуют во всех муниципалитетах, увеличивается количество общественных объединений предпринимателей. С целью эффективного взаимодействия бизнеса с органами власти и решения проблем, стоящих перед предпринимательством на местах, на сегодняшний день во всех муниципальных образованиях при главах созданы и действуют общественные координационные советы.

Созданная инфраструктура поддержки малого бизнеса в муниципалитетах органично вписалась в областную инфраструктуру.

В результате работы в этом направлении значительно сократилось количество жалоб и обращений предпринимателей в областные структуры. Теперь все наболевшие вопросы рассматриваются на заседаниях общественных координационных советов.

— В какой стадии развития находятся сегодня технопарк «ЮУрГУ — Полет» НП «Инновационный технопарк» в Магнитогорске и инновационный бизнес-инкубатор?

— В настоящее время созданы и действуют 2 аккредитованных инновационных технопарка «ЮУрГУ-Полет», «Инновационный технопарк МГТУ и областной инновационный бизнес-инкубатор. На их территориях на льготных условиях проходят развитие и становление более 40 малых инновационных предприятий, реализующих в том числе проекты в сфере нанотехнологий.

Первый инновационный бизнес-инкубатор был создан в прошлом году с целью имущественной поддержки предпринимателей. Проект по созданию бизнес-инкубатора был признан победителем по итогам федерального конкурса, в результате из средств федерального бюджета выделено 11,3 млн. руб. и 12,8 млн. руб. выделено из средств областного бюджета, что позволило завершить ремонт 4 и 5 этажей инженерного корпуса общей площадью 1260 кв.м.

В пользование начинающим предпринимателям предоставлены 29 офисных помещений со 120 оборудованными рабочими местами, помещениями коллективного пользования, конференц-залом, комнатой переговоров.

В настоящее время проводится второй этап отбора субъектов малого предпринимательства по размещению в инновационном бизнес-инкубаторе.

Кроме того, в июне текущего года Челябинская область вновь признана победителем федерального конкурса и привлекла дополнительно 13,7 млн. руб. на создание бизнес-инкубатора офисного типа для предпринимателей из числа социально незащищенных групп населения на условиях софинансирования. Создание такого бизнес-инкубатора позволит обеспечить начинающих предпринимателей (молодежь, инвалидов, безработных граждан, женщин, многодетных родителей) офисными помещениями и техническими ресурсами, информационно-консультационными и образовательными услугами на льготных условиях.

В ближайшие дни впервые стартует конкурс на лучший предпринимательский проект среди молодежи, инвалидов и многодетных родителей, который предусматривает выделение субсидий из средств областного бюджета в общей сумме 1,9 млн. руб. на создание собственного дела. Обо всех формах господдержки малого бизнеса предприниматели могут узнать на сайте www.chelbiznes.ru.

— Расскажите об особенностях областной программы развития инновационной деятельности на 2008-2010 гг.?

— В целях реализации поставленной Губернатором области задачи в создании инфраструктуры государственной поддержки инноваций на муниципальном уровне в г. Магнитогорске с участием Челябинской области, Инновационного технопарка МГТУ, ГОУ ВПО МАГУ, ГОУ ВПО МГТУ, Администрации Магнитогорского городского округа создан инновационный бизнес-инкубатор. Создается инновационный бизнес-инкубатор в Озёрске.

На эти цели из областного бюджета и федерального бюджетов было выделено 33,3 и 11,3 млн. руб. соответственно.

В настоящее время Инновационным технопарком МГТУ, аккредитованном в минэкономразвития Челябинской области в 2007 г. и получившем грант из областного бюджета в размере 5 млн. руб., подписана программа на период 2008-2010 гг. на выполнение НИР с ООО «Управляющая компания ММК» с общим объемом финансирования 60 млн. руб. из средств ММК. В рамках данной программы предусмотрены 2 направления исследований и разработок в области нанотехнологий с общим объемом финансирования 7,5 млн. руб. на 2008-2010 гг.

Цель, которая была поставлена на первом этапе развития инноваций, выполнена в рамках реализации ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2005-2007 гг. Создана инфраструктура поддержки инноваций на областном уровне.

На втором этапе в новой ОЦП развития инноваций на 2008-2010 гг. предусмотрена необходимость сформировать инфраструктуру поддержки инноваций на муниципальном уровне и запустить механизм частно-госудасртвенного партнерства по финансированию и привлечению инвестиций в крупные инновационные проекты.

Помимо мероприятий, заложенных в предыдущей Программе (разработка нормативно-правовой базы, развитие инновационной инфраструктуры, финансовая поддержка инноваций, подготовка кадров, продвижение инноваций), предлагается дополнительные средства направить на формирование инфраструктуры поддержки инноваций на муниципальном уровне; на стартовую поддержку инновационных проектов на условиях софинансирования из федерального бюджета в рамках подписанного в этом году Соглашения между правительством области и фондом Бортника; создание регионального венчурного фонда.

На реализацию данного мероприятия в проекте Программы предусмотрены средства областного бюджета в размере 120 млн. руб. на 2008 г. и 70 млн. руб. на 2009 г., что является обязательным условием федерального конкурса и получения такого же объема средств из федерального бюджета.

Кроме того в новой ОЦП предусмотрено направление «Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований», в рамках которых из областного бюджета на развитие материально-технической базы учреждений высшего профессионального образования, научных учреждений, приобретение уникального оборудования, создание центров коллективного пользования предусмотрено выделение субсидий в размере 28 млн. руб. на 2008-2010 гг.

На грантовую поддержку инновационных проектов на период с 2008 по 2010 гг. в рамках ОЦП предусмотрено выделить 27 млн. руб.

Другие материалы по теме: