Александр Кузнецов: Образование занимает самую расходную статью бюджета города

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает начальник управления по делам образования администрации г. Челябинска Александр Кузнецов.

— Александр Игоревич, как Вы можете оценить уровень подготовки образовательных учреждений города к новому учебному году?

— В целом готовность образовательных учреждений города в настоящее время на достаточно высоком уровне. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, сейчас проблем гораздо меньше в плане подготовки и к учебному году, и к отопительному сезону. Это выражается в большем количестве подписанных надзорными органами актов готовности образовательных учреждений в процессе приемки, а также представленных к настоящему моменту паспортов готовности к отопительному сезону.

Из оставшихся проблем можно отметить ветхое состояние зданий образовательных учреждений (кровля, коммуникации и пр.). По Челябинску в системе образования 1,5 млн. кв. м площадей, и для восстановления основных фондов необходимы внушительные суммы и постоянные вливания финансовых средств, поэтому проблема достаточно серьезна.

В настоящий момент школы города обеспечены финансовыми ресурсами для поддержания своего функционирования лишь на 50%. И хотя бюджет сферы образования в Челябинске каждый год увеличивается ежегодно на сотни млн. руб., большая часть этих дополнительных вливаний направляется на повышение оплаты труда педагогов, так как здесь самый низкий среди всех работников бюджетных сфер уровень оплаты труда, особенно это касается дошкольного образования. Поэтому все, что нам удается аккумулировать, мы, в первую очередь, направляем на увеличение заработной платы сотрудников системы образования.

— Кроме повышения оплаты труда, какие меры предпринимаются администрацией для устранения дефицита кадров в системе образования

— Повышение зарплаты — один из основных рычагов по ликвидации данной проблемы, по крайней мере, в детских садах. Что касается школ, здесь стоит вопрос уровня квалификации педагогов, эта проблема решается посредством реализации областной программы повышения квалификации в аспекте информационных технологий.

— Каким образом решается проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях?

— За предыдущие 15 лет порядка 40% всей сети дошкольных образовательных учреждений были выключены из системы образования путем передачи различным ведомствам (налоговая служба, пенсионный фонд, приставы, милиция, прокуратура). Это одна из основных причин сложившегося дефицита.

Администрация города в настоящее время готовит предложения по переселению социально значимых служб, занимающих помещения дошкольных учреждений на другие площади.

Согласно градостроительным нормативам на 1000 детей должно быть создано 615 мест в детских садах. Мы этот норматив перекрываем — на данный момент обеспеченность составляет 110% . Однако эти нормативы устарели и востребованность мест в дошкольных образовательных учреждениях выше. В настоящее время охват дошкольного образования в Челябинске составляет 79, 3%, что практически на 4 % больше чем по региону и на 10% больше, чем в целом по России.

Общее количество поданных заявлений на начало этого года составила около 20 тыс., но реальная потребность — порядка 8 тыс. мест. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в Ленинском районе (чуть больше 0,5 тыс.), неблагоприятная — в Калининском районе.

До конца этого года мы рассчитываем создать около 4000 дошкольных мест, из которых 2187 — это плановые места. Почти 2000 мест дополнительно нам удастся создать в основном путем перепрофилирования школьных помещений — это относительно быстрый и дешевый способ.

Первым опытом в этом году стала школа № 95 Курчатовского района, где подготовлено 6 дошкольных групп. Аналогичным образом мы предложили поступить еще 2-3 десяткам средних образовательных учреждений. Ситуация осложняется тем, что не все площади можно перепрофилировать, так как открывать дошкольные места нужно в соответствии с техническими требованиями надзорных организаций.

С учетом тех работ, которые сейчас ведутся, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях должен исчезнуть к 2009-2010 году.

— Что Вы можете сказать относительно школ?

— Здесь наблюдается обратная тенденция. Если в 1995 г. в Челябинске насчитывалось 147 тыс. школьников, то в этом году их численность составляет 95,7 тыс. человек. Только за последние 3 года контингент школьников сократился на 13,5 тыс. человек. Прежде всего, это связано с демографической ситуацией.

Особенно проблема профицита мест в школах актуальна в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование, вследствие чего школы с малым количеством учащихся испытывают острую нехватку денежных средств, что в первую очередь сказывается на выплатах заработной платы и на содержании помещений. В крупных школах благодаря такой системе появилась возможность выплат материальной помощи, премий и надбавок педагогам. Система перепрофилирования малокомплектных общеобразовательных учреждений позволяет и школе выживать как юридическому лицу и решать проблему дефицита мест в детских садах.

— Как осуществляется финансирование системы образования?

— Система образования финансируется из 4 источников, 3 из которых — федеральный, областной, муниципальный бюджеты. К последнему источнику можно отнести средства родителей, шефских организаций, спонсорство. В Челябинске сумма финансирования сферы образования к концу этого года составит почти 4 млрд. руб. Это самая расходная статья городского бюджета. Федеральные целевые средства, поступающие в рамках нацпроекта «Образование», расходуются на интернетизацию школ, поставку оборудования, гранты педагогам и детям и др. Учебные расходы и обеспечение оплаты труда в общеобразовательных учреждениях осуществляется субъектом федерации, а содержание основных фондов и зарплаты в детских садах — задача муниципалитета.

Мы стараемся подтягивать уровень благосостояния работников сферы образования. В этом году с 1 сентября была поднята заработная плата няням и воспитателям, это 43 млн. руб. дополнительно. На будущий год на эти цели запланировано 150 млн. руб. из дополнительных ресурсов. Те же воспитатели получают с 1 сентября повышенные должностные оклады как все бюджетники, муниципальные средства и надбавки из области.

Также увеличивается объем выделяемых средств на содержание основных фондов зданий, оплату коммунальных услуг.

В самое ближайшее время в город поступят областные средства в сумме 354 млн. руб. Если мы эти деньги освоим, то с середины следующего года примерно сопоставимую цифру мы сможем получить дополнительно в бюджет 2008 г. из областной казны.

— Как Вы в целом оцениваете уровень образования в Челябинске?

— В целом, очень высоко, если пользоваться теми критериями, которые сейчас в ходу в системе образования.

По уровню сдачи ЕГЭ у Челябинска достаточно высокие показатели, мы участвуем в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях — здесь тоже показатели выше российского уровня. Проблема здесь не в том, на сколько мы отвечаем нынешним критериям оценки качества образования, а в том, что эти критерии сейчас не совсем те, которые нам в данный момент необходимы.

Дело в том, что у нас высокий уровень теоретической грамотности, а практических навыков дается не много, что, на мой взгляд, гораздо важнее.

— В ближайшее время каким направлениям в сфере образования администрацией города планируется уделять особое внимание?

— Приоритетное направление — дошкольное образование. Это вытекает из всего вышесказанного. Что касается сферы общего образования — упор на компетентностный подход в обучении, на укомплектованность образовательных учреждений техникой и технологиями обучения. Насыщенность школ компьютерами у нас сейчас достаточно высока. Проблема состоит в том, чтобы это поддерживать и модернизировать. Таким образом, еще одно немаловажное направление — повышение квалификации педагогов.

Кроме того, в Государственной Думе в первой редакции законопроекта были приняты новые стандарты образования. Новое поколение стандартов — это очень позитивный шаг, когда мы начинаем ориентировать систему обучения на формирование умений и навыков практической деятельности. Стратегия должна заключаться в компетентном подходе к образованию. Только в этом случае оно сможет стать локомотивом всей жизни общества. Еще одна новация последнего времени связана с изменением характера управления образовательным учреждением, его демократизацию. В городе уже действует совет руководителей образовательных учреждений, совет родителей, достаточно мощные общественные структуры на базе некоторых школ. В конце ноября город будет принимать участников международной научно-практической конференции по вопросам государственно-общественного управления образованием. Надеемся, что это позволит нам придать новый импульс процессам включения общественности в управление делами школ.

Другие материалы по теме: