«КоммерсантЪ», Вадим Вислогузов и Афанасий Сборов: «Товарам послана черная метка. Депутаты расширяют ассортимент ЕГАИС»

Борьба с «интеллектуальным пиратством» в России выходит на принципиально новый уровень. Лидерами фракции «Единая Россия» в Госдуму вчера внесен законопроект, предписывающий правительству ввести аналог системы ЕГАИС в отношении оборота лекарств, аудиовизуальной продукции и компьютерных программ, стройматериалов, косметики, автомобилей и запчастей, ряда других товаров. Одновременно предлагается ужесточить наказания за пиратство, ввести лицензирование издательской и полиграфической деятельности. Физических лиц-покупателей "пиратской" продукции проектом предлагается штрафовать в размере 100 руб.

Главная новация документа — введение особого порядка оборота и госконтроля продаж семи групп товаров. Это «аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителей; лекарственные средства; биологически активные добавки; косметическая и парфюмерная продукция; строительные материалы; автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запасные части для них; взрывчатые вещества». Все эти товары будут подлежать маркировке спецмарками со штрих-кодом или радиочастотными метками, а все операции с ними — обязательному занесению в информационные базы данных (аналоги Единой государственной автоматизированной информационной системы оборота на алкогольном рынке, ЕГАИС).

На товары российского происхождения отметки будут наносить производители, на импортную — таможенники. Структуры, которые займутся созданием информационных систем и контролем за их работой, определит правительство России. Отметим, полный аналог системы ЕГАИС на семи новых рынках ввести правительству не удастся: в отличие от алкогольной продукции, где учету подлежит этиловый спирт, учитываемый счетчиками, поставить под контроль электронных счетчиков весь процесс производства, например, автомобилей или биологически активных добавок (БАД), не представляется возможным. Тем не менее, оборот немаркированной продукции семи групп товаров, непредоставление сведений о ввозе товара из этих групп или же предоставление ложной информации в информационные системы будет караться штрафами, существенными и для юридических, и для физических лиц (последним грозят штрафы до 500 тыс. руб.), а также конфискацией контрафактного товара. Для аудио— и видеопродукции, программ установлены и дополнительные ограничения. Продажу оборудования, которое позволяет профессионально копировать компьютерную информацию, будет запрещено продавать тем, кто не имеет соответствующей лицензии на такую деятельность.

В паре с этим документом депутаты внесли в Госдуму и проект закона о внесении изменений в ряд действующих законов, ужесточающих ответственность за борьбу с «пиратством». Предложено ввести лицензирование издательской и полиграфической деятельности. Лицензии придется получать и производителям оборудования, предназначенного для воспроизведения и тиражирования дисков CD и DVD.

Законопроект предполагает ограничения на производство любых материальных носителей информации: от CD до газет. Также проектом предполагается ужесточение ряда статей Уголовного кодекса. В частности, максимальный срок заключения за нарушения авторских прав «в крупном размере» увеличен с двух до шести лет. Также до шести лет увеличен срок наказания за производство и сбыт поддельных лекарств, продуктов и косметики. «Это вызвано необходимостью перевода соответствующих преступлений в категорию тяжких, кроме того, вносимые изменения позволят исключить возможность прекращения соответствующих уголовных дел в связи с примирением сторон и деятельным раскаянием», — сказано в пояснительной записке к законопроекту. Не забыли разработчики и о потребителях: впервые в России законом предлагается штрафовать покупателей пиратской продукции. «Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей с конфискацией приобретенного», — гласит законопроект.

Участники затрагиваемых новациями рынков единодушны в отрицательном мнении о законопроектах. Гендиректор отраслевого агентства DSM Group Александр Кузин уверен, что «лекарственный ЕГАИС» в первую очередь отразится на ценах на медикаменты. Исполнительный директор ГК «Отечественные лекарства» Александр Итин подтвердил Ъ, что все издержки на маркировку, которые понесет его предприятие, будут возмещаться потребителями. Аналитик агентства RMBC Виктория Соколова полагает, что нововведение может привести к дефициту на фармрынке и повторению ситуации с алкогольной ЕГАИС.

Не видят смысла участники рынка и во введении дополнительного лицензирования. «Такого явления, как незаконный оборот продукции, на книжном рынке нет», — утверждает гендиректор издательской группы "Эксмо" Олег Новиков. Финдиректор издательской группы АСТ Олег Бартенев убежден, что введение лицензирования даст государству возможность оказывать влияние на содержание печатаемых книг и контролировать эту деятельность так же, как это сейчас происходит со СМИ. Гендиректор группы «Витрина А» Вадим Куликов (владеет, в том числе, типографиями) напоминает, что лицензирование издательской и полиграфической деятельности уже было и себя не оправдало. «Его возрождение приведет лишь к всплеску коррупции. Печатник, у которого отберут лицензию за то, что в произведенную им упаковку был вложен контрафактный товар, получит новую лицензию на новую компанию», — говорит он.

Наконец, невысоко эксперты оценивают и эффективность «сторублевого» наказания для потребителей нелицензионной продукции. По словам вице-президента ассоциации «Русский щит» Олега Яшина, такая система действовала в ряде европейских стран, однако сейчас она ликвидируются, поскольку доказать вину потребителя не всегда возможно. «Покупатель не является экспертом и не может определить, является ли данный продукт лицензионным, поэтому к ответственности его привлекать нельзя», — считает господин Яшин.

Депутаты предъявленные претензии считают не столь важными в сравнении с новым законом. «Жизнь и здоровье каждого конкретного человек важнее, чем стабильность прибылей в отдельно взятом сегменте рынка», — прокомментировал смысл новаций один из авторов законопроекта Владимир Катренко. По его словам, целями разработчиков были борьба с засильем контрафакта и фальсификата, увеличение налоговых поступлений и борьба с терроризмом. Финансирование многих террористических организаций осуществляется за счет производства и реализации контрафакта, привел еще один аргумент господин Катренко. Очевидно, ограничения на оборот информации, де-факто предлагаемые законопроектом в рамках борьбы с контрафактом ограничения на издательскую и полиграфическую деятельность, тоже предполагают в понимании авторов проекта «контртеррористическую» составляющую.

По словам депутата, разработчики учли негативный опыт введения системы ЕГАИС на алкогольный рынок и «тщательно проработали переходные положения, относящиеся к срокам внедрения информационных систем учета и контроля». Однако, согласно заключительной статье документа, закон вступает в силу уже по истечении шести месяцев после его официального опубликования. Напомним, система ЕГАИС при введении парализовала алкогольный рынок на два месяца. В данном случае последствия могут быть серьезнее.

Ъ будет следить за развитием событий.

Другие материалы по теме: