В деятельности управляющих компаний Челябинской области выявлены нарушения антимонопольного законодательства

УрБК, Челябинск, 10.08.2009 В I полугодии 2009 года Челябинским УФАС России было возбуждено 17 дел о нарушении товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами (управляющие компании) г. Челябинска, г. Кыштыма, г. Златоуста антимонопольного законодательства при проведении конкурсных отборов по выбору подрядных организаций на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов.

Как сообщает пресс-служба ведомства, в результате рассмотрения 15 дел было установлено, что нарушение антимонопольных требований к торгам препятствует развитию конкуренции, более того, не обеспечивает принцип состязательности, законности и прозрачности проведения конкурсных отборов, что не способствует эффективному расходованию бюджетных средств и средств собственников жилья.

Основанием для возбуждения дел явились обращения участников конкурсных отборов, которые указали, что управляющие компании не соблюдали установленную процедуру их проведения, в результате победители выбирались с нарушениями действующего законодательства.

«Порядок проведения конкурсного отбора по выбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов регулируется Постановлением правительства Челябинской области от 25 марта 2008 № 83-П «Об организации работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в Челябинской области». Однако управляющие компании при проведении конкурсных отборов не учитывали положения данного Постановления, либо вообще не владели информацией о порядке их проведения», — отмечают в пресс-службе Челябинского УФАС.

Так, в Постановлении указано, что управляющая организация в течение 7 дней с момента получения уведомления органа местного самоуправления о принятии решения о распределении средств, направляемых на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, публикует в СМИ извещение о проведении конкурсного отбора. Извещение публиковалось до получения указанного уведомления.

Кроме того, оно размещалось в средствах массовой информации за 1-4 дня до их проведения (Гражданским кодексом установлен 30-дневный срок), что не позволяет подготовить соответствующую заявку на участие в установленный срок. При этом в нем отсутствовали сведения о цене договора, объемах и сроках выполнения работ, участники из извещения не могли сделать вывод о том, какие документы необходимо представить для участия в конкурсном отборе.

Сведения о перечне документов, необходимых для участия в конкурсном отборе, проект договора на выполнение работ, техническая часть конкурсной документации также не были доступны в сети Интернет.

«Поскольку в конкурсной документации отсутствовал порядок оценки заявок по установленным критериям, их оценка была проведена с нарушениями.

Например, по критерию «количество работников» конкурсной комиссией присваивалось большее количество баллов той организации, у которой количество работающих меньше по сравнению с другим участником. Либо при равном количестве набранных баллов предпочтение отдавалось одному из претендентов, который впоследствии был признан победителем. Отдельным претендентам на участие в конкурсном отборе были созданы преимущественные условия участия в нем. Так, заявка одного из претендентов была принята раньше, чем опубликовано извещение о проведении отбора. Либо заявка принималась после начала заседания комиссии по проведению конкурсного отбора, хотя это является основанием для отказа в допуске к участию в нем», — сообщает пресс-служба антимонопольного органа.

При рассмотрении дел управляющие компании указали, что сметы на выполнение определенных видов работ утверждались и согласовывались с Управлением Главгосэкспертизы либо на стадии объявления конкурсных отборов, либо после опубликования извещения. В результате договоры заключались по той цене, на которую была утверждена смета, что противоречит принципу конкурсной системы (состязательности), при которой существует возможность предложить более низкую стоимость услуг и, соответственно, экономить бюджетные средства и средства собственников жилья в многоквартирных домах.

В составе комиссий по проведению конкурсного отбора участвовали представители администраций г. Челябинска, г. Кыштыма, в связи с чем они были привлечены к участию в рассмотрении дела антимонопольной службой. Как было установлено на заседание комиссии, органом местного самоуправления информация о порядке проведения конкурсных отборов, требованиях действующего законодательства к их проведению до управляющих компаний надлежащим образом доведена не была.

Учитывая это, органам местного самоуправления даны рекомендации о необходимости информирования организаторов конкурсного отбора (ЖК, ТСЖ) о соблюдении антимонопольных требований к торгам.

По результатам рассмотрения дел в действиях управляющих организаций были установлены нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции в части не соблюдения порядка определения победителя (победителей) торгов и совершении действий, которые приводят к ограничению, недопущению конкуренции. Организаторам конкурсных отборов выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и совершении действий, направленных на ее обеспечение. В соответствии с предписанием Челябинского УФАС России управляющие компании после объявления о проведении конкурсных отборов будут представлять соответствующую конкурсную документацию, в том числе извещения и протоколы, составленные по итогам проведения конкурсов.

Ввиду того, что по итогам конкурсных отборов договоры на выполнение работ были заключены, многие виды работ исполнены, заявителям было разъяснено право на обращение в суд с иском о признании торгов и заключенных по их итогам договоров недействительными и привлечении антимонопольного органа к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица.

Другие материалы по теме: