Иван Феклин: В текущем году на поддержку сельского хозяйства из федерального и областного бюджетов уже направлено более 2 млрд. рублей

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин.

— Как Вы оцениваете итоги уборочной кампании текущего года?

— Нынешней весной селяне в оптимальные сроки и качественно провели посевную кампанию. С учетом средней урожайности мы планировали получить зерно в объеме двух с половиной миллионов тонн и заготовить солидный запас кормов для животноводства. Однако погода не позволила нам этого сделать.

Наступившая в конце июня — в июле засуха нанесла большой ущерб посевам зерновых культур. По результатам оценки поврежденных посевов было списано 250 тысяч гектаров, большую часть которых составили зерновые культуры. Тем не менее, хлеборобы области получили неплохой результат — собрали полтора миллиона тонн зерна. Полученного урожая вполне достаточно для того, чтобы обеспечить потребности области в хлебе, хлебобулочных изделиях и для того, чтобы хозяйства могли запастись семенами. Есть небольшой недобор зернофуража, это с учетом того, что объемы производства мяса в области ежегодно растут. Поэтому мы обратились в Минсельхоз России с просьбой дать возможность закупить зерно из интервенционного фонда, а также сделали предложение в Уральский федеральный округ о возможности выдачи этого зерна хозяйствам, пострадавшим от засухи, в счет понесенных потерь.

— Насколько сильно повлияла засуха на объемы заготовки кормов? Хватит ли их запасов на зимний период?

— Засуха создала серьезнейшие проблемы животноводам. На территории девяти муниципальных районов: Агаповского, Брединского, Варненского, Кизильского, Нагайбакского, Троицкого, Уйского, Чебаркульского и Чесменского — было объявлено чрезвычайное положение: выгорели пастбища и посевы. Все силы хозяйств были мобилизованы на заготовку кормов — скашивали траву на неудобьях, в поймах рек и на опушках лесов, вели укосы в других районах, не затронутых стихией. Дефицит грубых кормов восполняли за счет заготовки соломы, которая в трудные годы используется на корм скоту с добавлением кормовых концентратов. Меньше прошлогоднего, но все же в достаточном объеме удалось заготовить сочных кормов. Этот недостаток многие сельхозпредприятия постарались восполнить за счет летних посевов рапса. Полученный осенью урожай был использован в качестве зеленой подкормки для скота. Помогло и то, что в этом году уродилась кукуруза, что позволило увеличить объемы заготовок силоса. В целом на каждую голову крупного рогатого скота заготовлено на зимний период по 19,7 центнера кормовых единиц. Если прибавить к этому фуражное зерно, то получится вполне достаточный объем для успешной зимовки.

— Ценообразование на сельхозпродукцию в настоящее время также является одним из наиболее острых вопросов. Весной текущего года молокозаводы региона снизили закупочную стоимость молока, сейчас отмечается существенное снижение цены на зерно, что, соответственно, не может не сказаться на рентабельности сельхозпредприятий. Какие меры, на Ваш взгляд, нужно предпринять на государственном уровне, чтобы поддержать сельское хозяйство в данном случае?

— Да, действительно, с апреля по сентябрь этого года закупочные цены на молоко были снижены на треть, с 14 до 9 и 8 рублей за литр, при этом адекватного снижения цен в розничной торговле не произошло. Это стало поводом для массовых обращений сельхозтоваропроизводителей в антимонопольную службу, которая позже приняла решение в отношении шести молочных заводов области и предписала им пересмотреть цены в сторону увеличения. Сегодня закупочная цена на молоко составляет 9,5-10 рублей за литр. Это на уровне себестоимости, и, конечно, также недостаточно. Поэтому область оказывает серьезную поддержку сельхозтоваропроизводителям в виде прямых субсидий на килограмм поставленного на молзаводы молока. В этом году размер субсидий составит 3 рубля на литр молока. Это позволит поддержать животноводческие предприятия, которые к тому же вынуждены бороться с последствиями засухи.

То же самое наблюдается в зерновом производстве: закупочные цены на зерно в этом году резко упали из-за цен на мировом рынке. В то же время цены на хлеб на магазинной полке не снижаются. Конечно, мы считаем, что это поле деятельности для антимонопольной службы. Кроме того, в этом году область из-за засухи недобрала значительный объем зерна. И если с продовольственной пшеницей у нас не должно быть проблем, ее мы собрали достаточно, то из-за роста производства мяса и молока мы будем испытывать некоторый дефицит зернофуража, в объеме 170 тыс. тонн. Мы вышли с предложением в аппарат полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе с предложением обратиться в Правительство России, которое могло бы компенсировать сельхозтоваропроизводителям потери от засухи зерном интервенционного фонда. Такого зерна сейчас хранится очень много, все емкости под хранение на элеваторах заняты, да к тому же государство несет значительные расходы на оплату услуг по хранению.

Кстати, от низких цен на сельхозпродукцию страдают не только крестьяне в России, это стало общемировой проблемой. Во многих странах сельскохозяйственное производство поддерживают значительными субсидиями на производство продукции. В других — развивают альтернативное производство готовой продукции и альтернативную торговлю, снижают себестоимость сельхозпродукции за счет применения более совершенных технологий, замкнутого цикла переработки, за счет построения холдингов с замкнутой цепочкой от производства до прилавка. У нас, кстати, тоже есть такие холдинги — «Ариант», «Равис», «ЧепФа». Думаю, нужно использовать все инструменты рынка, чтобы сделать сельхозпроизводство рентабельным.

Кроме того, мы считаем, что необходим закон, который бы определил долю стоимости сельскохозяйственного сырья в конечной цене продукции в размере не менее 55%, как это принято в цивилизованном мире. К сожалению, этот закон уже несколько лет обсуждается, но не принимается.

— По Вашим оценкам, насколько привлекательны сегодняшние условия кредитования для сельхозтоваропроизводителей Челябинской области?

— Спрос на льготные кредиты у аграриев остается стабильно высоким. Несубсидированные кредиты для товаропроизводителей невыгодны, так как ведут к удорожанию продукции, поэтому их берут неохотно. В этом году, несмотря на кризис, наблюдается увеличение объема кредитного портфеля сельхозтоваропроизводителей. Так, если за 9 месяцев 2008 года аграрии области получили краткосрочные и долгосрочные кредиты на общую сумму 13,7 млрд. рублей, то за аналогичный период 2009 года — 19 млрд. рублей. В том числе с 7 до 10 миллиардов рублей вырос объем инвестиционных кредитов, с 6 до 7,5 млн. рублей увеличился размер краткосрочных займов. Стало более доступным кредитование для фермеров и владельцев личных подворий.

— По каким направлениям будет оказываться поддержка АПК в следующем году?

— В первую очередь, из областного и федерального бюджетов продолжится выплата субсидий по «коротким» и инвестиционным кредитам, взятым на развитие производства, на покупку техники и оборудования, племенного скота. Это заложено в федеральной и областной программах развития сельского хозяйства. Благодаря такому субсидированию с 2006 года в отрасль привлечено 11 млрд. «длинных» кредитов, ведется модернизация производства. Но и объем «коротких» кредитов превысил наши ожидания — за 9 месяцев этого года он составил более 7,5 млрд. рублей. Думаю, что неизменным останется финансирование по таким программам, как ведомственные программы развития мясного и молочного скотоводства, строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов, развитие племенного дела. Выполнение расходных обязательств бюджета, в том числе по сельскому хозяйству, будет зависеть от наполняемости бюджета в целом. В этом году на поддержку сельского хозяйства уже направлено 1 млрд. 126 млн. рублей из федерального и 1 млрд. 112 млн. рублей из областного бюджетов.

Другие материалы по теме: