«Челябинский рабочий» и Михаил Юревич сообщают: «Казна пуста, кругом воруют»
Новый мэр Челябинска Михаил Юревич рассказал «Челябинскому рабочему» о том, кто плетет против него заговоры и почему он не желает работать в кабинете предшественника
– Михаил Валериевич, две недели назад вы вступили в должность главы города. Ваши впечатления от первых дней работы?
– Что поразило, когда пришел в администрацию? Старый кабинет, нет компьютера ни в приемной, ни в кабинете главы, из средств связи только телефон. Вместо современного секретариата – штат неграмотных помощников.
С первых дней во мне все сильнее крепнет чувство, что люди здесь просто обязаны воровать. Вся система работы городской администрации годами строилась так, что, с одной стороны, провоцировала человека брать, а с другой – притягивала к себе людей нечистоплотных. Многие работники мэрии психологически запрограммированы на хищение бюджетных средств и вымогательство взяток с предпринимателей. Сначала умышленно чинят им препоны, потом выдают разрешения в обмен на мзду. И каждый маленький начальник мечтает стать начальником рангом повыше, чтобы иметь возможность брать больше.
– Можете привести примеры?
– Сегодня мне положили на стол документы по сделке, датированной 17 марта этого года. Сейчас по ней работают правоохранительные органы. Муниципалитет провел конкурс на поставку медицинского оборудования стоимостью несколько десятков миллионов рублей. Расценки у фирмы-победителя оказались на 20 % выше, чем у проигравшей стороны. Не странно ли? Идем дальше. Согласно договору, администрация вынуждена приобретать оборудование не у фирмы-производителя, а у посредника в некоей третьей стране. Отдельной строкой оговаривается, что стороны обязуются все споры по сделке разрешать не в российских судах, а в Женеве. Это же с ума сойти!
Проще говоря, если поставщик окажется недобросовестным партнером и город получит некачественное оборудование, судиться придется ездить за тридевять земель! Колоссальные судебные издержки, разумеется, в этом случае лягут на городской бюджет.
Чьи интересы в этом случае отстаивала администрация?
Казна пуста, вокруг воруют – вот, наверное, мои самые яркие впечатления от первых дней пребывания в должности.
– И как вы планируете бороться с мздоимцами в мэрии?
– При главе города будет создана служба внутреннего контроля. Мы пригласим специалистов: сметчиков, строителей и, конечно, бывших сотрудников правоохранительных органов. И ни одна смета по оплате строительных работ, уборке мусора и тому подобное не будет мной утверждена, пока не пройдет внутреннюю экспертизу.
Вот принесли на днях договор на уборку снега в марте. Мне говорят, это стоит столько-то, а почему – никто объяснить не может. Да и не хотят, деньги-то бюджетные. А я чувствую, что там может быть подвох. Потому как снега вывозили не так много, а сумма в договоре довольно большая.
Во многом именно из-за бесконтрольности власти в городе появлялись безобразные объекты вроде гигантского универсама во дворе центрального гастронома. Жильцов обманули, им показали один проект – построили по другому. Даже поддержка бывшего мэра не позволила владельцам стройки пропихнуть проект через строительную экспертизу в Челябинске. Привезли экспертизу из Москвы. Люди, которые проталкивают за взятки или иным образом подобные проекты, руководствуются одним – личной наживой, интересов города здесь нет.
– Вы будете оспаривать решения прежней власти по таким объектам?
– Конечно. Будем обращаться в арбитражный суд. Но таких строек не так много. В основном они принадлежат друзьям бывшего мэра, которые благодаря своей близости к власти получали самые лакомые места в центре города.
– Незаконные стройки бульдозером будете сносить?
– Я допускаю и такой вариант. Но, разумеется, в самых вопиющих случаях. Спорных объектов по городу – всего два или три.
Другой вопрос, почему бюджетные деньги шли на строительство частных торговых комплексов вроде «Никитинских рядов», «Синегорья» и «КС». Оттого только, что их владелец – личный друг мэра?
На строительство развязки возле магазина «КС» в бюджете запланировано 400 миллионов рублей. Для сведения: это больше стоимости годовой программы дорожного строительства. Пусть мне объяснят, почему город строит дорогу к частному универмагу? В Екатеринбурге муниципалитет продает коммерсанту аналогичный земельный участок и получает за него от 100 до 300 миллионов рублей. Владельцу «КС» земельный участок отдали бесплатно.
– Будет ли проведен аудит городского бюджета?
– Обязательно! Около 300 миллионов рублей – задолженность непосредственно бюджета. У муниципального предприятия «Водоканал» накоплен почти один миллиард долгов, оно просто разграблено. МУПы другого уровня задолжали кредиторам около 700 миллионов рублей. Напомню, доходная часть бюджета составляет 5,5 миллиарда рублей.
То есть если казне города одномоментно предъявят к оплате все его долговые обязательства – нечем будет бюджетникам зарплату платить. Ситуация критическая.
Чтобы жить нормально, Челябинску нужен бюджет на уровне 7,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в Екатеринбурге – 9 миллиардов. При этом на бюджетников и ЖКХ оба мегаполиса тратят примерно одинаково: мы – пять, соседи – пять с половиной миллиардов. Но у них после этих обязательных платежей остаются деньги на благоустройство, коммуникации, инфраструктуру. У нас не остается ничего.
Бюджет сверстан таким образом, что без поддержки областных властей нам пришлось бы очень трудно. Не было бы этой помощи – город весной не смог бы своими силами даже ямочный ремонт провести, не говоря уж о дорожных развязках.
– Вы уже знаете, где взять деньги?
– Конечно, шаг за шагом будем поднимать доходную часть, и, думаю, в конце года у нас даже появится профицит бюджета. Но он будет небольшой. На этот «приработок» сможем себе позволить отремонтировать дополнительно еще один-два километра проспекта Ленина. И все.
В ближайшие год-полгода заметно увеличить доходы бюджета физически невозможно. Смотрите сами. Значительная часть поступлений в казну приходится на подоходный и земельный налоги. Чтобы увеличить их собираемость, нужна целая программа. В два месяца здесь никак не уложиться. Нужно проводить ревизию, выявлять случаи задержек или уклонения от уплаты, затем идти с исками в суд. А пока при мэрии нет даже должной юридической службы, которая занималась бы взысканием налоговой задолженности в бюджет.
– На последнем заседании городская Дума приняла революционные поправки в Устав города. Вы подстраиваете структуру управления городом под себя?
– Начнем с того, что сам устав противоречит законодательству. Значит, мы должны были привести его в соответствие с федеральными нормами.
Согласитесь, ситуация, при которой городом реально управляет неизвестный горожанам глава администрации, неприемлема. Кроме того, эта схема не обеспечивает гарантированного Конституцией разделения властей на исполнительную и законодательную ветви. Часть распорядительных функций – у мэра, который в то же время председательствует в Думе, часть – у главы администрации.
Оставленная нам в наследство конструкция уродлива, противоречит здравому смыслу и федеральному законодательству. Поэтому я и предложил привести муниципальное законодательство в соответствие с федеральным. Есть глава города и есть Дума, которая из своего состава избирает спикера. Закон оставляет за нами такой выбор.
Думаю, предыдущая власть намеренно оставила после себя неработающую редакцию устава. Идея была простая: не дать нормально работать избранному мэру. Я выступил с предложением привести действующий устав в соответствие с федеральным законодательством. В этом своем стремлении нашел поддержку в администрации президента и губернатора, с которым у меня была беседа на эту тему.
– Вы готовы к тому, что поправки к уставу могут быть оспорены оппонентами?
– Я уверен: чтобы не дать работать мэру, их будут оспаривать многократно. Цель – ввергнуть город в раздрай, сделать ситуацию неуправляемой. Сопротивление есть, но пока мы его преодолеваем.
– Сопротивление с чьей стороны?
– Бывшей команды экс-главы и ряда близких к нему крупных бизнесменов, которые при прежней власти пользовались неконкурентными преимуществами.
– В чем выражается их сопротивление? В саботаже ваших распоряжений?
– В том числе и в этом. Пытаются подсунуть мне заведомо неграмотные распоряжения. Референтуру я вынужден был сменить. К примеру, в понедельник было утверждение кандидатуры губернатора в Законодательном собрании области. Приглашение до меня просто не дошло, «затерявшись» в аппарате городской администрации. О том, что я приглашен, узнал случайно от знакомого депутата, за несколько минут до начала заседания.
– Считаете, что вас пытаются намеренно поссорить с губернатором?
– Уверен. Представьте, утверждают губернатора региона, а специально приглашенный мэр крупнейшего города области не пришел. Приглашение, говорите, не получил? Да это же детский лепет! Вам, наверное, известно, что недели две назад определенные силы открыто пытались сколотить мне оппозицию в городской Думе. А вы спрашиваете, какое сопротивление...
– До сих пор неизвестно, кто войдет в вашу команду.
– Она будет формироваться не так быстро. Часть замен уже произошла. Об остальных вы будете узнавать каждую неделю. Круг заместителей будет определен по мере того, как Дума утвердит структуру администрации.
– Для челябинских журналистов привычными стали открытые для прессы аппаратные совещания у главы по понедельникам. Как будут строиться ваши отношения с прессой?
– Мы будем открыты. Но показушных мероприятий, на которые приглашались все замы и помощники, но реально не решался ни один из вопросов, не будет.
– Вы намерены перестроить под свои вкусы кабинет главы города?
– В ближайшее время планирую переехать в кабинет в другом крыле третьего этажа здания мэрии. Дело в том, что нынешний кабинет, по моему убеждению, не соответствует современным принципам организации труда. У главы города должна быть мощная референтура, не менее двух секретарей, приемная перейдет на круглосуточный график работы. Появится комната для переговоров при кабинете главы.
Но я бы не хотел, чтобы приход нового руководителя ознаменовался ремонтом и покупкой новой мебели за счет бюджета, Все эти затраты оплачу сам. Может быть, это будут спонсорские деньги – предприятие «Макфа» поможет.
На долю бюджета лягут самые малозначительные затраты – переброска сетей, может быть, кирпичные стенки переложим. Это очень скромные деньги.
– Вы намерены сделать расходы на содержание аппарата более прозрачными?
– Для начала предстоит разобраться, насколько численность и структура аппарата администрации соответствуют реальным потребностям города. А пока я заморозил все бюджетные платежи по сделкам, где усматривается коррупционная составляющая или нет сметы, подтверждающей реальные расходы получателя. Там есть и очень крупные сделки – на 20– 30 и даже 70 миллионов рублей.
Самое удивительное, что я вот придержал платежи, но никто не приходит, не доказывает, что мы честно заработали эти деньги: вот сметы, расчеты, подтверждающие, что мы не украли. А мне ничего другого не надо. Дайте акт выполненных работ, давайте проведем экспертизу – и получите заработанное, Но никто не идет. Все чего-то ждут.
– Михаил Валериевич, две недели назад вы вступили в должность главы города. Ваши впечатления от первых дней работы?
– Что поразило, когда пришел в администрацию? Старый кабинет, нет компьютера ни в приемной, ни в кабинете главы, из средств связи только телефон. Вместо современного секретариата – штат неграмотных помощников.
С первых дней во мне все сильнее крепнет чувство, что люди здесь просто обязаны воровать. Вся система работы городской администрации годами строилась так, что, с одной стороны, провоцировала человека брать, а с другой – притягивала к себе людей нечистоплотных. Многие работники мэрии психологически запрограммированы на хищение бюджетных средств и вымогательство взяток с предпринимателей. Сначала умышленно чинят им препоны, потом выдают разрешения в обмен на мзду. И каждый маленький начальник мечтает стать начальником рангом повыше, чтобы иметь возможность брать больше.
– Можете привести примеры?
– Сегодня мне положили на стол документы по сделке, датированной 17 марта этого года. Сейчас по ней работают правоохранительные органы. Муниципалитет провел конкурс на поставку медицинского оборудования стоимостью несколько десятков миллионов рублей. Расценки у фирмы-победителя оказались на 20 % выше, чем у проигравшей стороны. Не странно ли? Идем дальше. Согласно договору, администрация вынуждена приобретать оборудование не у фирмы-производителя, а у посредника в некоей третьей стране. Отдельной строкой оговаривается, что стороны обязуются все споры по сделке разрешать не в российских судах, а в Женеве. Это же с ума сойти!
Проще говоря, если поставщик окажется недобросовестным партнером и город получит некачественное оборудование, судиться придется ездить за тридевять земель! Колоссальные судебные издержки, разумеется, в этом случае лягут на городской бюджет.
Чьи интересы в этом случае отстаивала администрация?
Казна пуста, вокруг воруют – вот, наверное, мои самые яркие впечатления от первых дней пребывания в должности.
– И как вы планируете бороться с мздоимцами в мэрии?
– При главе города будет создана служба внутреннего контроля. Мы пригласим специалистов: сметчиков, строителей и, конечно, бывших сотрудников правоохранительных органов. И ни одна смета по оплате строительных работ, уборке мусора и тому подобное не будет мной утверждена, пока не пройдет внутреннюю экспертизу.
Вот принесли на днях договор на уборку снега в марте. Мне говорят, это стоит столько-то, а почему – никто объяснить не может. Да и не хотят, деньги-то бюджетные. А я чувствую, что там может быть подвох. Потому как снега вывозили не так много, а сумма в договоре довольно большая.
Во многом именно из-за бесконтрольности власти в городе появлялись безобразные объекты вроде гигантского универсама во дворе центрального гастронома. Жильцов обманули, им показали один проект – построили по другому. Даже поддержка бывшего мэра не позволила владельцам стройки пропихнуть проект через строительную экспертизу в Челябинске. Привезли экспертизу из Москвы. Люди, которые проталкивают за взятки или иным образом подобные проекты, руководствуются одним – личной наживой, интересов города здесь нет.
– Вы будете оспаривать решения прежней власти по таким объектам?
– Конечно. Будем обращаться в арбитражный суд. Но таких строек не так много. В основном они принадлежат друзьям бывшего мэра, которые благодаря своей близости к власти получали самые лакомые места в центре города.
– Незаконные стройки бульдозером будете сносить?
– Я допускаю и такой вариант. Но, разумеется, в самых вопиющих случаях. Спорных объектов по городу – всего два или три.
Другой вопрос, почему бюджетные деньги шли на строительство частных торговых комплексов вроде «Никитинских рядов», «Синегорья» и «КС». Оттого только, что их владелец – личный друг мэра?
На строительство развязки возле магазина «КС» в бюджете запланировано 400 миллионов рублей. Для сведения: это больше стоимости годовой программы дорожного строительства. Пусть мне объяснят, почему город строит дорогу к частному универмагу? В Екатеринбурге муниципалитет продает коммерсанту аналогичный земельный участок и получает за него от 100 до 300 миллионов рублей. Владельцу «КС» земельный участок отдали бесплатно.
– Будет ли проведен аудит городского бюджета?
– Обязательно! Около 300 миллионов рублей – задолженность непосредственно бюджета. У муниципального предприятия «Водоканал» накоплен почти один миллиард долгов, оно просто разграблено. МУПы другого уровня задолжали кредиторам около 700 миллионов рублей. Напомню, доходная часть бюджета составляет 5,5 миллиарда рублей.
То есть если казне города одномоментно предъявят к оплате все его долговые обязательства – нечем будет бюджетникам зарплату платить. Ситуация критическая.
Чтобы жить нормально, Челябинску нужен бюджет на уровне 7,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в Екатеринбурге – 9 миллиардов. При этом на бюджетников и ЖКХ оба мегаполиса тратят примерно одинаково: мы – пять, соседи – пять с половиной миллиардов. Но у них после этих обязательных платежей остаются деньги на благоустройство, коммуникации, инфраструктуру. У нас не остается ничего.
Бюджет сверстан таким образом, что без поддержки областных властей нам пришлось бы очень трудно. Не было бы этой помощи – город весной не смог бы своими силами даже ямочный ремонт провести, не говоря уж о дорожных развязках.
– Вы уже знаете, где взять деньги?
– Конечно, шаг за шагом будем поднимать доходную часть, и, думаю, в конце года у нас даже появится профицит бюджета. Но он будет небольшой. На этот «приработок» сможем себе позволить отремонтировать дополнительно еще один-два километра проспекта Ленина. И все.
В ближайшие год-полгода заметно увеличить доходы бюджета физически невозможно. Смотрите сами. Значительная часть поступлений в казну приходится на подоходный и земельный налоги. Чтобы увеличить их собираемость, нужна целая программа. В два месяца здесь никак не уложиться. Нужно проводить ревизию, выявлять случаи задержек или уклонения от уплаты, затем идти с исками в суд. А пока при мэрии нет даже должной юридической службы, которая занималась бы взысканием налоговой задолженности в бюджет.
– На последнем заседании городская Дума приняла революционные поправки в Устав города. Вы подстраиваете структуру управления городом под себя?
– Начнем с того, что сам устав противоречит законодательству. Значит, мы должны были привести его в соответствие с федеральными нормами.
Согласитесь, ситуация, при которой городом реально управляет неизвестный горожанам глава администрации, неприемлема. Кроме того, эта схема не обеспечивает гарантированного Конституцией разделения властей на исполнительную и законодательную ветви. Часть распорядительных функций – у мэра, который в то же время председательствует в Думе, часть – у главы администрации.
Оставленная нам в наследство конструкция уродлива, противоречит здравому смыслу и федеральному законодательству. Поэтому я и предложил привести муниципальное законодательство в соответствие с федеральным. Есть глава города и есть Дума, которая из своего состава избирает спикера. Закон оставляет за нами такой выбор.
Думаю, предыдущая власть намеренно оставила после себя неработающую редакцию устава. Идея была простая: не дать нормально работать избранному мэру. Я выступил с предложением привести действующий устав в соответствие с федеральным законодательством. В этом своем стремлении нашел поддержку в администрации президента и губернатора, с которым у меня была беседа на эту тему.
– Вы готовы к тому, что поправки к уставу могут быть оспорены оппонентами?
– Я уверен: чтобы не дать работать мэру, их будут оспаривать многократно. Цель – ввергнуть город в раздрай, сделать ситуацию неуправляемой. Сопротивление есть, но пока мы его преодолеваем.
– Сопротивление с чьей стороны?
– Бывшей команды экс-главы и ряда близких к нему крупных бизнесменов, которые при прежней власти пользовались неконкурентными преимуществами.
– В чем выражается их сопротивление? В саботаже ваших распоряжений?
– В том числе и в этом. Пытаются подсунуть мне заведомо неграмотные распоряжения. Референтуру я вынужден был сменить. К примеру, в понедельник было утверждение кандидатуры губернатора в Законодательном собрании области. Приглашение до меня просто не дошло, «затерявшись» в аппарате городской администрации. О том, что я приглашен, узнал случайно от знакомого депутата, за несколько минут до начала заседания.
– Считаете, что вас пытаются намеренно поссорить с губернатором?
– Уверен. Представьте, утверждают губернатора региона, а специально приглашенный мэр крупнейшего города области не пришел. Приглашение, говорите, не получил? Да это же детский лепет! Вам, наверное, известно, что недели две назад определенные силы открыто пытались сколотить мне оппозицию в городской Думе. А вы спрашиваете, какое сопротивление...
– До сих пор неизвестно, кто войдет в вашу команду.
– Она будет формироваться не так быстро. Часть замен уже произошла. Об остальных вы будете узнавать каждую неделю. Круг заместителей будет определен по мере того, как Дума утвердит структуру администрации.
– Для челябинских журналистов привычными стали открытые для прессы аппаратные совещания у главы по понедельникам. Как будут строиться ваши отношения с прессой?
– Мы будем открыты. Но показушных мероприятий, на которые приглашались все замы и помощники, но реально не решался ни один из вопросов, не будет.
– Вы намерены перестроить под свои вкусы кабинет главы города?
– В ближайшее время планирую переехать в кабинет в другом крыле третьего этажа здания мэрии. Дело в том, что нынешний кабинет, по моему убеждению, не соответствует современным принципам организации труда. У главы города должна быть мощная референтура, не менее двух секретарей, приемная перейдет на круглосуточный график работы. Появится комната для переговоров при кабинете главы.
Но я бы не хотел, чтобы приход нового руководителя ознаменовался ремонтом и покупкой новой мебели за счет бюджета, Все эти затраты оплачу сам. Может быть, это будут спонсорские деньги – предприятие «Макфа» поможет.
На долю бюджета лягут самые малозначительные затраты – переброска сетей, может быть, кирпичные стенки переложим. Это очень скромные деньги.
– Вы намерены сделать расходы на содержание аппарата более прозрачными?
– Для начала предстоит разобраться, насколько численность и структура аппарата администрации соответствуют реальным потребностям города. А пока я заморозил все бюджетные платежи по сделкам, где усматривается коррупционная составляющая или нет сметы, подтверждающей реальные расходы получателя. Там есть и очень крупные сделки – на 20– 30 и даже 70 миллионов рублей.
Самое удивительное, что я вот придержал платежи, но никто не приходит, не доказывает, что мы честно заработали эти деньги: вот сметы, расчеты, подтверждающие, что мы не украли. А мне ничего другого не надо. Дайте акт выполненных работ, давайте проведем экспертизу – и получите заработанное, Но никто не идет. Все чего-то ждут.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Челябинская городская Дума утвердила изменения в структуре городской админи ...
- «Вечерний Челябинск» и Светлана Григорьева сообщают: «Мост ждет деньги»
- Депутаты Челябинской городской Думы внесли изменения в Устав Челябинска и с ...
- На приобретение магнитно-резонансного томографа Магнитогорску будет выделен ...
- На приобретение магнитно-резонансного томографа Магнитогорску будет выделен ...