«Южноуральская панорама» и Евгений Аникиенко сообщают: «Мусорный Клондайк»

Вчера в министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области предложено принципиально новое решение проблемы по сжиганию мусора – сооружение мусороперерабатывающих заводов с практически безотходным экологически чистым производством.


– За год в Челябинске накапливается примерно 400 тыс. т твердых бытовых отходов, – говорит первый заместитель министра Александр Исупов. – Их приходится везти на старую свалку, которая уже доживает свой век (ей уже 55 лет). Расположена она в черте города (это уже запрещено законом) и не соответствует современным нормам. Между тем сооружение нового современного полигона ТБО пока так и остается благим намерением: у города на это нет средств. Заморожено и строительство мусоросжигательного завода в Тракторозаводском районе на 180 тыс. т мусора в год.


Попытки решить «мусорный вопрос» предпринимаются и в других городах и районах об ласти. К примеру, в Копейске предлагают площадку для нового мусороперерабатывающего завода. Такие же намерения властей Сатки, Бакала, Чебаркуля. В этом году в Законодательном собрании области создана рабочая группа по отработке вопроса с Челябинским полигоном твердых бытовых отходов. Сегодня рассматриваются три возможных варианта размещения полигона – у поселков Старокамьшинск, Вахрушево и около Дангузлов в Красноармейском районе. Причем последний по мнению экспертов, наиболее приемлем. Проект проходит технико-экономическое обоснование. Однако его продвижение, как ни странно, тормозит сама мэрия Челябинска, упорно не желающая расходовать деньги экофонда по назначению. Где же выход из «мусорного тупика»? Интересное решение предлагает директор ЗАО ППО «Челябинский экологический альянс» Виктор Сидой.


– Мы тщательно изучили отечественный и зарубежный опыт и поставили перед собой цель превратить свалку в золотое дно, – говорит он. – То есть, перерабатывая бросовое мусорное сырье, получать из него товары ширпотреба, тепло, электроэнергию, причем полностью исключить вредный процесс сжигания. Эту непростую задачу взялись решить наши партнеры из московского завода «Станкоснаб». Там внедрили технологию по выпуску таких мини-заводов по переработке мусора. Мы вознамерились осуществить такой пилотный проект и в Челябинской области. Нашли инвесторов, обговорили условия. Площадку под него готовы предоставить муниципальные власти Чебаркуля, других территорий. Уже сегодня мы приобрели в собственность такую площадку в Сосновском районе, у деревни Маховички. Скоро под боком у Челябинска заработает суперсовременный мусороперерабатьтвающий завод. Технология самая современная, и стоимость оборудования в $7 млн. – в 20 раз ниже, чем за рубежом.


Сегодня главный тормоз – проведение экологической экспертизы: предстоит доказать, что ущерб природе будет минимальный. А выгоды налицо: партнеры готовы всего за год поставить и смонтировать оборудование завода, способное перерабатывать 180 тыс. т отходов в год.


Поначалу встал вопрос: куда девать пищевые отходы (они занимают 35% от объема мусора). Но потом разрешился и он: из них будут вырабатывать борду – ценный корм для скота. На первом этапе его «опробуют» свиньи и буренки альянсовского подсобного хозяйства, затем этот корм будет расходиться и по другим сельхозпотребителям. Немаловажно и то, что мусор будет сортироваться не у домов, а на заводской площадке – металл, пищеотходы, бумага и так далее. Авторы проекта внесли в него «интеллектуальный капитал» (все запатентовано) на 850 млн. руб., а рассчитан он на 15 лет.


Окупаемость таких заводов, по расчетам, всего два-три года, и это неудивительно. К примеру, мусорные стройматериалы втрое дешевле обычных. «Челябинский экологический альянс» планирует создать в области базовое предприятие по сборке таких мини-заводов.


Сегодня предстоит разработать проект, осуществить его привязку к местным условиям. Его стоимость около 10 млн. руб. По договору одну половину выделят инвесторы, другую – Сосновский район, Достигнуто взаимопонимание и с партнерами из «Челябспецтранса», которые будут возить мусор на переработку. Перевозчики готовы и «войти в долю», но хотят получить полное обоснование прибыльности и безопасности проекта.


Александр Исупов предложил участие в нем и области: почему бы, к примеру, не направить туда 3 млн. руб. из экофонда, выделенные на «мусорные цели»? А поскольку бюджетные деньги частным структурам выделять нельзя, возможен вариант с направлением их муниципалитетам – партнерам проекта. Возможно, имеет смысл провести конкурс среди фирм, предлагающих мусороперерабатывающее оборудование – кто предложит условия лучшие, тому и зеленый свет. По мнению участников встречи, нужно выработать комплексную региональную программу по строительству таких мини-заводов по областному либо муниципальному заказу.


И все-таки быть или не быть в области мусорному Клондайку, где бросовые отходы без ущерба для природы и людей превращаются в миллионы доходов? Думается, это единственно разумный путь решения мусорной проблемы. Без внедрения таких проектов века невозможно избавиться раз и навсегда от чадящего смога городских свалок.

Другие материалы по теме: