«Челябинский рабочий» и Евгений Китаев информируют: «Метры» уходят в отрыв

Под разговоры о доступном жилье цены на него растут с крейсерской скоростью


С сентября жилье внутри периметра, образованного улицами Братьев Кашириных, Косарева, Краснознаменной и проспектом Победы, уже начинали продавать по 21 тыс. руб. за метр. За два года квартиры подорожали практически вдвое: в 2004 году на 50 %, в нынешнем – на 40 (есть основания полагать, что прошлые показатели могут быть не только достигнуты, но и «перевыполнены»). Вместе с тем редкое предприятие может похвастаться, что поднимает зарплату своим сотрудникам с той же крейсерской скоростью. Следовательно, как ни крути, заработать на собственное жилищное счастье большинству граждан становится все сложнее. И что еще безрадостнее, к осени, как и планировали челябинские специалисты, за новым жильем подтянулись цены на горичном рынке.


– Самая дорогая площадь в Центральном и Советском районах, – рассказывает член Совета «Южно-Уральской Ассоциации Риэлторов», руководитель агентства недвижимости «Дом ИНВЕСТ» Лев Шпайзман. – Далее следует северо-запад, который пользуется наибольшим спросом. Несколько дешевле квартиры в Ленинском, Тракторозаводском, Металлургическом районах, но там, как и везде, есть зоны повышенного спроса. В кварталах кинотеатра «Аврора» в Ленском районе расценки одни, если жилье географически находится дальше, они снижаются. В районе тракторостроителей картина та же. Самые дорогие «метры» на улицах Героев Танкограда, Комарова, около сада Победы. Ближе к городской черте цена падает. Можно сказать, что квартиры на северо-востоке ЧТЗ сопоставимы с жильем в Ленинском районе около Сельмаша.


Взрывной взлет стоимости жилья в областном центре, по мнению участников «Южно-Уральской Ассоциации Риэлторов», вызван не только общими для страны, но и сугубо местными причинами.


Рыночная природа подорожания, в сущности, всегда одинакова: баланс между спросом и предложением смещается в сторону спроса. Если, скажем, где-нибудь на Северном рынке на одну пару брюк приходится сразу 10 претендентов, в этом случае вещь будет дороже, чем в иной ситуации, когда на одного претендента приходится 10 брюк. Похожим образом ведет себя и недвижимость. Практики говорят; в последнее время, когда застройщики уже переписали свои ценники, влет начало уходить и все вторичное жилье, даже «залежалое», что прежде не могли продать несколько месяцев кряду. Выходит, локомотивом «квартирной инфляции» выступили продавцы нового жилья?


Что конкретно изменилось в этой сфере, отчего заработал механизм нарушенного баланса? Застройщики сетуют, что с приходом к власти в Челябинске новой команды участки под жилищную застройку практически перестали выделяться. Если, мол, нынче где-то и возводят здания, то лишь на земле, которую давали еще при экс-мэре Вячеславе Тарасове. Отсюда-де «сброс» предложения в жилищном сегменте.


Негативное воздействие на ввод площадей оказал и новый закон о долевом участии, обретший силу в этом году. Он больше защищает права покупателей жилья. При этом обременяет его продавцов, которые сейчас ищут обходные пути, позволяющие действовать вроде бы по закону, но без «головной боли», не регистрируя с покупателями заключенные договоры в управлении федеральной регистрационной службы (если дольщик вовремя не рассчитается за жилье, в этом случае расторгнуть договор с ним можно только через суд). К примеру, в Москве участники жилищного рынка начали применять вексельные схемы, которые позволяют «упростить» деловые отношения. В поиске и челябинские специалисты. Одни обещают, что будут привлекать деньги как строительный кооператив – тогда «расстаться» с необязательным дольщиком им будет проще. Другие вместо договоров долевого участия планируют заключать предварительные договоры, которые также не требуют регистрации. В общем, активность застройщиков ныне направлена на «адаптацию» к новым условиям, что также не стимулирует их форсировать объемы.


Третья причина - развитие банковского кредитования, ипотеки. Движение идет в сторону либерализации условий жилищных заимствований. С другой стороны, до 1 млрд. руб. вырос уставный капитал Южно-Уральского агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Это позволяет щедрее выдавать средства людям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. А все кредитные «послабления» вкупе увеличивают приток денег на рынок, также создавая предпосылки для роста цен. Застройщикам ведь святыми нужно быть, чтобы не воспользоваться ситуацией. Многим бросаются в глаза их согласованные действия. Добавляет по 1000 руб. на метр одна компания, тут же делают это и другие, хотя их мотивация (подорожали бензин, цемент и т.д.) выглядит, мягко говоря, не всегда убедительной.

Другие материалы по теме: