В Челябинской области программы приобретения автомобилей по лизинговым схемам пока не получили широкого распространения

В настоящее время за рубежом, особенно в США и Германии, большинство автомобилей приобретается не за наличные и в кредит, а по лизинговой схеме. Клиент платит первоначальный взнос и затем в течение определенного срока погашает часть стоимости автомобиля, а оставшуюся сумму гасит по истечении срока договора. При этом он может заплатить деньги и оставить машину у себя или остаточную стоимость не платить, вернуть машину дилеру, а себе взять новую модель, оформив новый контракт (обычно при лизинге оговаривается годовой пробег – как правило, 10-12 тыс. миль).


В нашей стране получать автотранспорт в лизинг могут только предприятия, лизинг для частных лиц законодательно запрещен. Но, с другой стороны, существуют западные производители машин, которые требуют от своих дилеров продаж машин населению, в том числе, и по лизинговым схемам.


В Челябинской области, по мнению участников рынка, программы приобретения автомобилей по лизинговым схемам пока не получили широкого распространения: большей популярностью у клиентов пользуются услуги автокредитования.


«Среди наших клиентов покупки автомобилей в лизинг не пользуются высокой популярностью», – заявил, отвечая на вопрос УрБК, начальник отдела маркетинга ООО «Восток-Лада» Дмитрий Мешков.


«Ежемесячно мы продаем в лизинг 1-2 автомобиля. Как правило, это организации или частные предприниматели, приобретающие транспорт для корпоративных целей. Лизинговых программ для физических лиц ни одна компания пока не предлагала, однако, скорее всего, с развитием рынка лизинговых услуг такой вид финансовых отношений будет пользоваться спросом и среди частных лиц», – отметил Д. Мешков.


«В кредит приобретаются модели Mercedes низкой ценовой категории стоимостью до ? 50 тыс.», – заявил УрБК, комментируя ситуацию с продажами в кредит и по лизингу, начальник отдела продаж официального дилера Mercedes-Benz на Южном Урале ООО «Уралавтохаус» Кирилл Пегеев.
«По кредитным схемам мы продаем около 12 машин в год. Что касается продаж в лизинг, то с начала года было продано всего 3 автомобиля – этот тип банковских услуг пока не пользуется высоким спросом среди наших клиентов», – отметил К. Пегеев.


«Иномарок в кредит продается в 2 раза больше, чем отечественных автомобилей», – сообщил УрБК директор ООО «Азия–Авто Kia» Дмитрий Вильчик.


«Доли продаж в кредит в нашей компании составляют около 30 и 60-70% для российских машин и иномарок соответственно. Что касается продаж в лизинг, то в этом году мы продали всего несколько автомобилей, причем исключительно отечественного производства», – подчеркнул Д. Вильчик.


«В настоящее время для частных лиц купить автомобиль в кредит более выгодно, чем в лизинг», – заявил УрБК, комментируя ситуацию на рынке лизинговых услуг, ведущий специалист Челябинского представительства лизинговой компании «Свое дело» Милован Ковачевич.


«Для рядового клиента автосалона автокредитование дешевле, чем лизинговые услуги. Именно поэтому автомобильный бум, который переживает сейчас российский рынок, повлек за собой резкое повышение популярности кредитных продуктов, а не лизинга. Однако, стоит отметить, что в некоторых случаях приобрести автомобиль в лизинг удобнее, чем в кредит. Так, при предоставлении физическому лицу крупной суммы в кредит, например, 2 млн. руб., риск банка достаточно высок. Чтобы гарантировать себе возврат средств, служба безопасности банка проводит тщательную проверку финансовой истории клиента. В то же время риск лизинговой компании при предоставлении транспортного средства стоимостью 2 млн. руб. минимален, так как до момента окончательного выкупа автомобиля он остается в собственности компании», – отметил М. Ковачевич.


«В нашей же стране получать автотранспорт в лизинг могут только предприятия, лизинг для частных лиц законодательно запрещен», – заявил УрБК заместитель управляющего Челябинского филиала ОАО «Промышленно-строительный банк» Сергей Ермолаев, комментируя ситуацию с развитием автолизинга для частных лиц.


«Принципиальное же отличие этой схемы от собственно банковского автокредитования заключается в собственнике автомобиля. В случае лизинга собственником является тот, кто предлагает автомобиль в лизинг, а при покупке в кредит собственником является заемщик-приобретатель», – пояснил С. Ермолаев.


«В настоящее время в Челябинске подобные программы приобретения автомобилей практически не распространены. Возможно первые шаги в этом направлении делает дилер Рено – ООО «Сатурн», в предложениях которого клиентам предлагаются автомобили разных марок, полученные в результате сделок с зачетом (trade-in) или обратного выкупа продавцом (вuy-back)», – сообщил представитель банка.


«В настоящее время действующих программ продажи автомобилей в лизинг не отмечено ввиду отсутствия разрешающего законодательства. Вызывает определенные сомнения и возможное их появления не только в краткосрочной перспективе, но и в будущем, поскольку для физических лиц такие схемы вряд ли будут интересны», – заявили УрБК в Челябинском филиале ОАО «Зенит», комментируя ситуацию с развитием автолизинга.


«По сути, лизинг – это долгосрочная аренда с последующим выкупом. При этом аренда не дает права собственности, соответственно для кредитора отсутствует предмет залога. В этой связи вряд ли кто-то из частных лиц захочет возлагать на себя заведомо большие обязательства, когда при кредитовании по лизинговой схеме клиент несет обязательства как перед банком в качестве заемщика, так и перед лизинговой компанией, при этом автомобиль даже не является его собственностью», – прокомментировал ведущий специалист отдела валютных операций банка Дмитрий Нестеров.


«Но даже в случае если бы подобные лизинговые программы и существовали, они могли бы действовать и без непосредственного участия банка – достаточным было бы его выступление в качестве расчетного центра», – добавил Д. Нестеров.

Другие материалы по теме: