«Ведомости»: Большинство производителей алкоголя не смогли после новогодних праздников вернуться к работе

Большинство производителей алкоголя не смогли после новогодних праздников вернуться к работе. Дело в том, что с 1 января в России действует новый алкогольный закон, который предписывает продавать спиртное только с акцизными марками нового образца, которые негде взять. Об этом пишут «Ведомости».


С 1 января вступили в силу поправки к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые были приняты за несколько дней до Нового года (официально опубликованы 31 декабря). Они, в частности, предписывают продавать алкоголь, снабженный акцизной маркой нового образца (старые марки можно использовать только для продукции, выпущенной до 1 января 2006 г.). Взять новые марки производителям алкоголя оказалось негде.


Начальник управления информации и внешних связей «Росспиртпрома» Дмитрий Добров рассказал, что из-за отсутствия марок работу после праздников не возобновили большинство входящих в объединение спиртзаводов и ликероводочных предприятий (на них приходится около 50% выпускаемого в стране спирта и около 30% ликероводочных изделий). А представитель группы «Русский алкоголь» (основной завод — «Топаз») Жанна Олейник говорит, что технологические убытки от простоя входящих в группу предприятий составят около $1,5 млн. в месяц. Аналогичные проблемы испытывают и менее крупные компании.


Марки выдает Федеральная налоговая служба (ФНС). Помощник гендиректора Гознака Наталья Никифорова сообщила, что объединение начало печатать новые марки еще в конце декабря. «Мы отгружаем их ФНС на ответственное хранение», — сказала она. Представитель ФНС Елена Толгская объяснила, что ее служба готова выдать марки производителям, но только после того, как Минфин утвердит нормативные акты, регулирующие порядок этой выдачи. Постановление правительства от 21 декабря 2005 г. «О маркировке алкогольной продукции федеральными марками» предписывает Минфину утвердить порядок приобретения и учета марок, правила маркировки, правила нанесения сведений об алкогольной продукции на марки и т. д. в двухнедельный срок. Однако в пресс-службе Минфина вчера не только не смогли сказать, утверждены ли необходимые документы, но и даже отвечающих за это сотрудников найти не смогли.
Не повезло и импортерам алкоголя. У них нет не только новых федеральных марок, но и специальных акцизных для импортной продукции, жалуется представитель Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. По его словам, Гознак еще даже не приступал к печати импортных марок, так как МЭРТ должен еще утвердить их образцы. У российских заводов есть запасы на складах, но их хватит лишь до конца месяца, утверждает совладелец одного из крупнейших водочных предприятий.


По оценкам маркетингового агентства «Бизнес Аналитика», объем алкогольного рынка в России в 2005 г. составил $19,7 млрд. (без учета слабоалкогольных коктейлей и пива), в том числе водочного – более $14 млрд. При этом оборот нелегальной водки составляет порядка $ 4,5–5 млрд.

Другие материалы по теме: