С января большинство южноуральских предприятий-производителей алкогольной продукции простаивает из-за отсутствия акцизных марок нового образца

Большинство производителей алкоголя не смогли после новогодних праздников вернуться к работе. Дело в том, что с 1 января в России действует новый алкогольный закон, который предписывает продавать спиртное только с акцизными марками нового образца, которые негде взять. Об этом пишут «Ведомости».


С 1 января вступили в силу поправки к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые были приняты за несколько дней до Нового года (официально опубликованы 31 декабря). Они, в частности, предписывают продавать алкоголь, снабженный акцизной маркой нового образца (старые марки можно использовать только для продукции, выпущенной до 1 января 2006 г.). Взять новые марки производителям алкоголя оказалось негде.


Начальник управления информации и внешних связей «Росспиртпрома» Дмитрий Добров рассказал, что из-за отсутствия марок работу после праздников не возобновили большинство входящих в объединение спиртзаводов и ликероводочных предприятий (на них приходится около 50% выпускаемого в стране спирта и около 30% ликероводочных изделий). А представитель группы «Русский алкоголь» (основной завод — «Топаз») Жанна Олейник говорит, что технологические убытки от простоя входящих в группу предприятий составят около $1,5 млн. в месяц. Аналогичные проблемы испытывают и менее крупные компании.


Марки выдает Федеральная налоговая служба (ФНС). Помощник гендиректора Гознака Наталья Никифорова сообщила, что объединение начало печатать новые марки еще в конце декабря. «Мы отгружаем их ФНС на ответственное хранение», — сказала она. Представитель ФНС Елена Толгская объяснила, что ее служба готова выдать марки производителям, но только после того, как Минфин утвердит нормативные акты, регулирующие порядок этой выдачи. Постановление правительства от 21 декабря 2005 г. «О маркировке алкогольной продукции федеральными марками» предписывает Минфину утвердить порядок приобретения и учета марок, правила маркировки, правила нанесения сведений об алкогольной продукции на марки и т. д. в двухнедельный срок. Однако в пресс-службе Минфина вчера не только не смогли сказать, утверждены ли необходимые документы, но и даже отвечающих за это сотрудников найти не смогли.
Не повезло и импортерам алкоголя. У них нет не только новых федеральных марок, но и специальных акцизных для импортной продукции, жалуется представитель Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. По его словам, Гознак еще даже не приступал к печати импортных марок, так как МЭРТ должен еще утвердить их образцы. У российских заводов есть запасы на складах, но их хватит лишь до конца месяца, утверждает совладелец одного из крупнейших водочных предприятий.


«С вступлением в силу нового алкогольного законодательства производители по всей стране терпят убытки. Вынужденный простой отрасли — это, прежде всего, налоги, которые теряет государство», — заявили УрБК в ООО «Центр пищевой индустрии «Ариант».


«В настоящее время у нас есть в наличии алкогольная продукция, выпущенная в прошлом году, которую мы поставляем торговым предприятиям со старыми марками. Сейчас мощности по производству спиртных напитков у нас не работают (изготавливаются только безалкогольные напитки), поскольку мы не имеем права без акцизов отгружать продукцию», — отметили специалисты «Арианта».


«Сам процесс наклеивания акцизных марок автоматизирован. Согласно нововведению мы приобрели оборудование для установки Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) и нанесения на марки нового образца дополнительного штрих-кода, но его запуск будет зависеть не от нас, а от налоговой службы, которая должна дать «ключ» к системе», — добавили сотрудники ООО ЦПИ «Ариант».


«Все производители алкогольной продукции были заранее предупреждены о вступлении в силу с 1 января закона, предусматривающего продажу алкогольной продукции с новыми акцизными марками. Поэтому сегодняшний простой завода по причине отсутствия марок (производство не работает с начала января) можно назвать запланированным, хотя и малоприятным. Конечно, мы сделали определенные запасы продукции, которую сейчас и отгружаем потребителям, поэтому говорить об убытках пока рано», — сообщила УрБК главный технолог ООО «Южно-Уральский спирто-водочный завод» (г. Озерск) Людмила Слепухина.


«Думаю, что к концу месяца ситуация с акцизными марками разрешится, и мы снова начнем работать в обычном режиме. Однако вызывает беспокойство то, как на эти события отреагирует рынок. Оптовики могут настороженно отнестись к появлению алкогольной продукции с акцизными марками нового образца. Есть опасения, что местный рынок может захлестнуть дешевая водка из северокавказского региона», — считает Л.Слепухина.


«Новые акцизные марки от Федеральной налоговой службы мы не получали, и о сроках их поступления пока ничего не известно», — заявил УрБК председатель Совета директоров ЗАО «Челябинский винодельческий комбинат» Дмитрий Платонов.


«С января предприятие стоит, но в декабре мы сделали запасы продукции, которых хватит максимум на месяц-два. Если к марту мы не получим механизма реализации закона, то можно будет говорить об убытках, нанесенных заводу», — отметил Д. Платонов.


Между тем в пресс-службе управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области УрБК сообщили, что акцизные марки нового образца в регион завезены в достаточном количестве.


«Cейчас на предприятиях – производителях алкогольной продукции завершаются работы по подготовке оборудования для нанесения штрих-кодов. Таким образом, всё, что зависит от налоговой службы, подготовлено. Претензий в адрес налоговых органов от производителей не поступало», — пояснили специалисты УФНС.


«Все вопросы, касающиеся механизма работы самого закона о государственном регулировании, не входят в компетенцию налоговых органов», — отметили сотрудники пресс-службы.

Другие материалы по теме: