Евгений Фурашов: Рынок лицензионной продукции начнет нормально развиваться, когда российское правительство начнет реально бороться с «пиратами»

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает генеральный директор сети салонов «Уралтон» Евгений Фурашов.



— Евгений Николаевич, согласно последним исследованиям Международного альянса производителей интеллектуальной собственности, доля пиратской продукции в России не сокращается и составляет в среднем 70-80% различных сегментов рынка. Каковы, по вашему мнению, перспективы развития рынка лицензионной аудиовидео- и мультимедийной продукции в России?


— Рынок начнет нормально развиваться, когда российское правительство начнет реально бороться с «пиратами». Контрольные закупки, закрытие точек на рынках и тому подобное не принесут результата до тех пор, пока за нарушения в этой сфере не будут выноситься обвинительные приговоры, пока виновные не будут получать сроки лишения свободы, пусть даже и условные. Ведь сегодня при наличии хорошего адвоката продавец контрафактной продукции отделывается административным делом и штрафом не более 5 тыс. руб.


— Какие лицензионные продукты сегодня наиболее востребованы и какие группы потребителей Вы могли бы выделить?


— Как показывают итоги прошлого года, популярность аудио- и видеокассет резко снизилась. Носители предыдущего поколения, коими являются кассеты для магнитофонов, не выдерживают конкуренции с CD и DVD-дисками. Сейчас аудиокассеты приобретают в основном владельцы автомобилей со встроенными магнитолами. Что же касается видеокассет, то они пользуются популярностью в большей степени у жителей пригорода и областных городов. В Челябинске для домашнего пользования, как правило, приобретается продукция на электронных носителях.


Рост спроса на лицензионные DVD-диски обусловлен увеличением количества домашних кинотеатров, приобретаемых населением. Владельцы домашних кинотеатров с объемным звучанием заинтересованы в использовании технических харектеристик аппаратуры в полном объеме. Пиратские диски, на которых нередко записано по 10-16 фильмов, не отличаются хорошим качеством. Соответственно такой диск не позволяет использовать все возможности домашнего кинотеатра на полную мощность. В связи с этим покупатели все чаще предпочитают качество видеоряда и звука лицензионных дисков экономии от приобретения нескольких фильмов с низким качеством на пиратских дисках.


Кроме того, небольшой сегмент покупателей лицензионных DVD составляют коллекционеры. Для этих клиентов помимо содержания диска важно и дизайнерское оформление обложки. Они приобретают не просто лицензионные диски, но диски высокой ценовой категории, стоимость которых колеблется от 200 до 600-700 руб.


— Насколько привлекательным для вашей компании является продажа лицензионного программного обеспечения?


— Из «софта» мы продаем различные переводчики, почтовые программы, то есть продукцию, лицензионные версии которой доступны нашим покупателям. Стоимость этих программ не превышает $ 100. Некоторое время назад мы взяли на реализацию 30 лицензионных пакетов Windows и не смогли продать их в течение года. Розничная цена программы составляет 7,5 тыс. руб. Не каждый пользователь может позволить себе приобрести операционную систему за такие деньги, особенно, когда пиратскую копию можно купить за 100 руб. Даже крупные предприятия, которые по закону обязаны пользоваться исключительно лицензионными программами, на практике устанавливают их на 1-2 компьютера на случай проверки, а на большинстве машин используется контрафакт. В связи с этим работа с программным обеспечением пока не может быть выделена в отдельное направление.


— Пользуются ли популярностью среди ваших клиентов покупки через интернет-магазин?


— Наш интернет-магазин начал работать в полную силу с ноября 2005 г. В декабре мы принимали по 8-10 заказов, в январе активность клиентов несколько снизилась. Оценивая в целом интернет-продажи, нужно отметить, что этот рынок в регионах и, в частности, в Челябинске, еще совершенно не освоен. В столичных городах, где больше плотность населения и более высокая покупательская способность, другая ситуация. Там даже намечается конкуренция между интернет-магазинами.


— Работаете ли вы с иностранными поставщиками продукции?


— Из иностранных компаний, работающих на российском рынке на данный момент, можно отметить только Universal Pictures, в частности, ее московское подразделение. Работать напрямую с другими компаниями из Европы или Америки нам не позволяет российское законодательство. Даже закупая продукцию напрямую за рубежом, мы должны ее растаможивать, менять полиграфическое исполнение обложек дисков, чтобы описание содержания диска и информация об изготовителе были написаны на русском языке, как того требует закон. Если мы этого не сделаем, автоматически продукция, приобретенная у официального дилера и за которую уплачены все налоги, будет считаться контрафактной. Соответственно, изготовление русскоязычной обложек дисков и растаможка увеличивают розничную цену и делают этот товар нерентабельным.


— Есть ли среди ваших партнеров компании, расположенные не в Москве или Санкт-Петербурге?


— В основном мы работаем с Москвой по той причине, что там сосредоточены 90% правообладателей и изготовителей лицензионной аудиовидеопродукции, CD-дисков. Также мы сотрудничаем с петербургской компанией «KDK», которая является представителем и дистрибьютором «Ленфильма» и с компанией «Екатеринбург-Арт Home Video». Интересны нам и проекты местных музыкальных групп.


— Как Вы в целом оцениваете итоги работы в 2005 г. и каковы планы компании на ближайшую перспективу?


— В 2005 г. по количеству магазинов сеть «Уралтон» выросла на 15-20%. Помимо этого, серьезные изменения претерпел сам формат наших салонов. Если раньше у нас были магазины разных типов, то в настоящее время мы стремимся к их укрупнению.


В текущем году в Челябинске будет открыт как минимум еще один магазин «Уралтон», место его расположения сейчас уточняется, скорее всего, будет выбрано помещение в районе от Теплотехнического института до Северо-Запада. Также большое внимание будет уделяться повышению уровня обслуживания покупателей, произойдет изменение навигации внутри магазинов.

Другие материалы по теме: