В 2006 году ожидается обострение конкуренции на рынке банковских карт Челябинской области

На рынке банковских карт Челябинской области в 2006 г. ожидается обострение конкуренции, причем не в сфере зарплатных проектов, как это было в последние годы, а в области внедрения новых технологий и введения дополнительного сервиса. По мнению экспертов, рынок зарплатных проектов близок к насыщению и показывает неуклонное снижение доходности. Но при этом банковские карты так и не стали инструментом доступа к карточному счету, а значит, не успели продемонстрировать весь потенциал для их широкого использования.


В связи с этим банки пересматривают свое видение возможностей зарплатных карт, а также намерены сделать упор на эмиссию кредитных карт (об этом уже заявил ряд кредитных организаций, работающих на региональном рынке).


«Конкуренция на рынке пластиковых карт, конечно, будет обостряться, и, скорее всего, именно в сегменте зарплатных проектов, однако происходить это будет несколько в ином ключе», — заявил УрБК начальник отдела организации продаж физлицам филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Челябинске Денис Леонтьев

.
По его мнению, отмечается пересмотр банками отношения к возможностям зарплатных проектов и видения развития рынка в целом. «Если ранее тарифы по внедрению и обслуживанию зарплатных проектов были адекватными по соотношению затраты-окупаемость-прибыльность (затраты на развитие банкоматной сети, персонал, реализацию необходимых каналов связи окупались за 1-2 года), то теперь они становятся не столь доходным видом бизнеса (срок окупаемости увеличился до 5-6 лет.). В этих условиях, а также на фоне развития потребительского кредитования зарплатные проекты рассматриваются как возможность привлечения кредитоспособных, понятных, «прозрачных» клиентов», — комментирует специалист.


«То есть теперь зарплатные проекты рассматриваются не как самоцель, а как способ расширения спектра операций с банковскими картами (платежи, переводы, оплата товаров и услуг и другие)», — полагает Д. Леонтьев.


Определенные изменения отмечаются также и на магнитогорском рынке. Так, по замечанию Алексея Паршина, начальника отдела пластиковых карт ОАО «КредитУралБанк» (г. Магнитогорск), на местном рынке наблюдается тенденция значительного расширения рынка кредитных карт на фоне снижения темпов роста «классических» зарплатных проектов. «Последнее обусловлено тем, что данный сектор близок к насыщению. Большая часть трудоспособного населения банками уже охвачена, крупные зарплатные проекты реализованы. Теперь происходит переориентация на небольшие предприятия (100-300 работающих). Соответственно увеличение объемов эмиссии за счет зарплатных проектов будет происходить, но не такими быстрыми темпами, как это было год или два назад», — комментирует специалист.


«С другой стороны, для многих банков становится стандартом оказание дополнительных услуг в рамках зарплатных проектов: в частности, прием оплаты услуг мобильной связи, другие всевозможные платежи, осуществление денежных переводов, к которым сейчас проявляется интерес, Internet-banking. Все больше услуг можно получить в банкоматах, через Internet», — отмечает А. Паршин.


В ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» также отметили, что в условиях выросшей конкуренции банк ввел дополнительный сервис по зарплатным картам. «В связи с тем, что практически все банки сегодня могут предложить предприятиям организацию выплаты заработной платы с помощью банковских карт, конкуренция в этом сегменте рынка значительно выросла. Поэтому введение дополнительного сервиса по зарплатным картам весьма актуально», — заявила начальник отдела развития карточных технологий департамента розничных услуг банка Юлия Васина.


«Как правило, прежде всего, предприятие интересует сеть банкоматов банка по выдаче наличных без комиссий, возможность кредитования сотрудников на льготных условиях, скорость зачисления денежных средств и размер комиссий за выпуск карт и расчетное обслуживание», — прокомментировала Ю. Васина.


«В связи с этим в настоящее время в УБРиР введен дополнительный сервис в рамках карточных продуктов. Помимо выше обозначенных услуг, действуют также оформление вкладов через банкомат с помощью зарплатной карты (то есть держатель карты может оформить свободную сумму, остающуюся на счете, во вклад под повышенную процентную ставку); услуга дистанционного управления карточным счетом; возможность пополнения карточного счета через банкоматы с функцией приема наличных денежных средств, что особенно это удобно при погашении кредита, и другие. Кроме того, банк идет по пути минимизации времени при зачислении зарплаты и связанных выплат: на многих предприятиях деньги зачисляются на счет в течение часа», — сообщила специалист банка.
По мнению экспертов, качественные изменения ожидаются в развитии сегмента кредитных карт.


«В настоящее время в целом на рынке объем кредитных карт (если считать таковыми и карты с разрешенным овердрафтом) составляет около 30% от общего числа», — отметил заместитель начальника управления привлечения средств физлиц ОАО «Уралвнешторгбанк» Александр Копылов. И, по его словам, учитывая дальнейшее развитие розничных проектов кредитных карт крупнейшими игроками рынка, а также продвижение кредитных карт большим числом региональных банков, этот процент будет только увеличиваться.


Специалист Челябинского филиала ОАО «Уралсиб», отмечая, что достаточно активное предложение кредитных карт на рынке появилось только в прошлом году, также предсказывает их кратное увеличение.


«В 2006 г. ОАО «Банк Уралсиб» планирует на порядок увеличить объем эмиссии именно кредитных банковских карт, в том числе с участием южноуральского филиала. В Челябинске на сегодняшний день банком эмитировано 77 тыс. дебетовых карт, а со второго полугодия 2006 г. планируется начать выпуск кредитных карт. Такую тенденцию можно, наверное, отметить для всех банков», — заявил Денис Леонтьев.


ОАО «УБРиР» в 2006 г. планирует увеличить объем эмиссии до 30 000 карт. В планах банка — увеличение клиентской базы, дальнейшее совершенствование технологии обслуживания по картам, увеличение сети по приему карт как банкоматов, так и устройств в торговой сети.


Об этом же говорит А. Копылов: «На настоящий момент большинство карт, выпущенных банком в рамках зарплатных и розничных проектов, являются дебетовыми. Однако в 2006 г. планируется развитие розничных программ на основе кредитных карт. И если на сегодня ОАО «Уралвнешторгбанк» эмитировал более 100 тыс. карт, то к концу 2006 г. предполагается удвоение данного показателя».


«Банковская карта является инструментом доступа к карточному счету. Но на данный момент карты — это инструмент доступа к розничным услугам банка. И чем больше возможностей у клиента по управлению своими счетами, осуществлению платежей, контролю за проведением операций и движением денежных средств, тем продукт востребованнее», — комментирует А. Копылов.


Причем специалисты отмечают, что спрос на кредитные карты уже сейчас возрастает и объясняется простым удобством (нет необходимости в наличных деньгах, получение возможности кредитования, комиссионные учтены в самом кредите).


В связи с этим в борьбе за клиента банки начинают уделять больше внимания развитию инфраструктуры, внедрению современных технологий и повышению уровня сервиса в сфере банковских карт.


«Кредитные организации постепенно расширяют сервис, все чаще начинают вводить дистанционное банковское обслуживание. Сейчас большинство банкоматов работает в режиме просмотра счета, движения средств, далее развитие предполагает осуществление платежей. Эти новые технологии (дистанционное обслуживание) пока находятся в начальной стадии предложения», — отмечает Д. Леонтьев.


«Конкурентным преимуществом сегодня становится не просто предоставление большого количества услуг и продуктов, но и качественное их обслуживание. И в этих условиях многое будет зависеть от программного обеспечения и технологических возможностей банка», — считает А. Паршин.


«Кроме того, одним из конкурентных преимуществ в данном сегменте рынка будет расширение банкоматной сети, которая должна быть действительно развитой как с точки зрения размещения электронных устройств, так и их функционирования. У Банка Уралсиб 44 банкомата по Челябинску, и, в принципе, это оптимальное количество для нашего города в условиях, когда каждый банк занимает не доминирующее положение, а около 5% рынка», — отметил Д. Леонтьев.


«В то же время каких-то масштабных изменений или передела рынка, наверное, в ближайшей перспективе все же не предвидится. На этом рынке места хватит всем: в западных странах человек имеет возможность пользоваться кредитными картами сразу нескольких банков, не обязательно являясь полноценным клиентом каждого из них», — прокомментировал Д. Леонтьев.

Другие материалы по теме: