ФАС предписала аэропортам России предоставить авиаперевозчикам альтернативных заправщиков

ФАС нашла причину дорогих авиабилетов. Антимонопольное ведомство обвиняет аэропорты в искусственном завышении цен на авиакеросин и требует предоставить авиперевозчикам альтернативных заправщиков. Об этом сообщает «Газета.Ru».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что одна из причин высоких цен на билеты — высокая цена на авиатопливо. Правда, она является таковой отнюдь не из-за высоких цен на нефть. Причина в том, что заправщики, по мнению ФАС, продают авиакеросин авиакомпаниям по завышенным ценам, пользуясь монопольным положением на рынке. Поэтому ФАС предписала аэропортам России устранить монополии при заправке самолетов топливом. Ведомство направило во все аэропорты России письма с требованием «гарантировать возможность доступа альтернативных поставщиков авиатоплива», — сообщил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в пятницу.

По словам замминистра, именно из-за монополизированной ситуации с топливом в России, цены на него несоизмеримо высоки.

Цена авиакеросина, по словам Голомзина, в российских аэропортах в среднем выше цены в Западной Европе на 10%. В связи с этим «многие миллионы российских граждан не смогли воспользоваться услугами авиакомпаний, поскольку цена на топливо включена в цену билета», — добавил замглавы ФАС (топливный сбор сейчас составляет $ 15-20. – «Газета.Ru»). В подтверждение своим словам он привел цифры: темпы роста перевозки пассажиров в 2005 г. снизились до 3,4%, тогда как в 2004 г. этот показатель составлял 16,4%.

Представители аэропортов утверждают, что предоставляют авиаперевозчикам топливо далеко не по самым высоким ценам. Так, в Шереметьеве цены на топливо держатся на демократичном уровне — тонна керосина стоит около $ 600. Однако в региональных аэропортах цены гораздо выше — например, в аэропорту Екатеринбурга «Кольцово», по данным на 7 марта 2006 г., цена за топливо составила 18,5 тыс. рублей — примерно те же $600, но уже без НДС.

Средняя цена на начало февраля 2006 г. по России составляла $ 675 за тонну без НДС, в то время как в Европе тонна авиакеросина с учетом всех налогов стоит $ 693.

«Сегодня нет игроков, желающих прийти на рынок поставок топлива в челябинский аэропорт», — заявил УрБК заместитель генерального директора ООО «Топливно-заправочная компания «Баландино» Александр Чесноков, комментируя предписание ФАС аэропортам России устранить монополию при заправке топливом.

«Появление нескольких заправщиков на одном аэродроме теоретически возможно только в крупных аэропортах, там, где имеются большие расходы авиакеросина. В челябинском аэропорту, учитывая не слишком значительный расход топлива, эту ситуацию трудно представить», — отметил А.Чесноков.

«Сама идея понизить стоимость перелета за счет уменьшения топливного сбора при увеличении количества заправщиков реального воплощения иметь не будет. У новых заправщиков возникнет много проблем с технической стороны. Например, один топливозаправочник для самолета стоит около 8 млн. руб. Также придется строить склад ГСМ, обучать персонал, получать сертификаты и лицензию. Получается, что в такой проект надо вложить немало средств. Естественно, что новый заправщик попытается как можно быстрее вернуть вложенные деньги, а это вряд ли будет способствовать снижению цен на топливо», — считает А.Чесноков.

«Между стоимостью путевки и стоимостью авиатоплива существует определенная взаимосвязь, поэтому теоретически не исключено, что прекращение монополии и увеличение количества заправщиков в аэропортах приведет к отмене топливного сбора», — заявил УрБК директор туристической фирмы ООО «Крумис» Виталий Кондратьев, комментируя предписание ФАС аэропортам России устранить монополию при заправке самолетов топливом.

По словам В. Кондратьева, на сегодняшний день по регионам наблюдается разброс в величине топливного сбора, и есть регионы, где топливный сбор отсутствует.

«В целом же рассчитывать на то, что с приходом новых игроков авиационное топливо станет дешевле, не приходится. Да и вряд ли кто-то из новых заправщиков станет работать в челябинском аэропорту «Баландино», учитывая невысокие объемы авиаперевозок», — отметил В. Кондратьев.

Другие материалы по теме: