Эксперты фондового рынка выражают сомнение в «народности» предстоящего IPO компании «Роснефть»

ОАО НК «Роснефть» объявила о предстоящей продаже обыкновенных акций компании физическим и юридическим лицам на территории России и в форме глобальных депозитарных расписок (ГДР) международным институциональным инвесторам за ее пределами. Заявки на приобретение акций от физических лиц будут приниматься в период с 26 июня по 10 июля в филиалах Сбербанка России, АБ «Газпромбанк», ООО «Атон», ОАО «УРАЛСИБ» и ОАО «ВБРР».


Предстоящее IPO компании «Роснефть» подается как «народное» — запланировано, что существенная часть акций будет продана физическим лицам через отделения Сбербанка России.


Однако эксперты сомневаются в том, что доля физических лиц среди инвесторов будет значительной (а это не соотвествует идее «народности»), и отмечают определенные риски размещения акций нефтяной компании.


«Вряд ли акции Роснефти на предстоящем IPO будут продаваться с дисконтом 20-30%, иначе их бы выкупили сами участники проведения процедуры в лице Сбербанка, Атона, Уралсиба (которые принимают заявки от физических лиц) без желания привлечь широкие массы, с последующим выставлением их на вторичный рынок», — заявил УрБК директор ООО «Челябинский фондовый интернет центр» группы компаний «АЛОР» Алексей Всемирнов.


По мнению специалиста, IPO компании состоится, но с учетом сегодняшней ситуации на рынке могут быть некоторые риски размещения акций. «Скорее всего, когда российский рынок был на пике активности, Роснефть раскупили бы моментально и в полном объеме. А сейчас, возможно, придется 10-20% от запланированного объема размещения выкупать участвующим в данном процессе финансовым институтам. Но в этом нет ничего катастрофичного. Полагаю, что все люфты были соблюдены», — считает А. Всемирнов.


Между тем, специалист фондового рынка полагает, что на дальнейшую рыночную стоимость акций, готовящейся к выходу на фондовый рынок компании, не слишком будут влиять собственно ценовые колебания нефти на мировых площадках. «Сейчас цены на нефть находятся на очень высоком уровне, и плюс/минус $ 10 не сильно скажется на общей рентабельности бизнеса», — отметил А. Всемирнов.


Кроме того, по мнению представителя фондового рынка, Роснефть наряду с Газпромом нельзя назвать в полной мере коммерческой структурой (основной держатель акций — государство), поэтому такие факторы, как политические, административные, бюджетные будут играть гораздо большую роль, чем в случае с Лукойлом, Сургутнефтегазом, Татнефтью.


«Более того, опыт показывает, что от изменений цен на нефть коррелируют не только бумаги нефтяных компаний, а вообще все. То есть риски в случае снижения котировок Роснефти вследствие изменения цен на нефть будут сопоставимы с рисками, как если бы вы вложились в другие бумаги: если пойдет тренд на снижение, он отразится на всех компаниях», —прокомментировал А. Всемирнов.


«Не думаю, что IPO Роснефти станет «народным», и доля физических лиц, подавших заявки на приобретение акций компании, будет большой. Основная масса акций разойдется по институциональным инвесторам, в том числе и западным. Полагаю, доля физлиц составит всего порядка 0,5% от тех акций, которые будут размещены. В связи с тем, что распространяться ценные бумаги будут через каналы отдельных финансовых институтов, в частности банки, круг частных инвесторов-физлиц ограничится людьми, не имеющими счетов в брокерских компаниях. Позднее, когда акции будут допущены до торгов на бирже, их можно будет приобрести на вторичном рынке», — заявил УрБК директор Челябинского филиала ИК «БрокерКредитСервис» Григорий Вахитов, комментируя предстоящее IPO компании «Роснефть».


Общая сумма привлечения планируется в районе $ 10 млрд. с целью расплатиться по долгам за покупку Юганскнефтегаза.


Перспективность покупки акций Роснефти, по словам Г. Вахитова, будут зависеть от цен на нефть. «В случае если цены начнут снижаться, цена акций этой компании будут снижаться в первую очередь», — отметил эксперт.


«На сегодняшний день по заявкам очень большой разбег, они принимаются в диапазоне цен $ 6-8, или фактически плюс-минус 30%. Соответственно, ситуация осложняется тем, что само размещение может пройти как по нижней границе с последующим отыгрыванием вверх, так и по верхней с вероятностью снижения в следующие дни торгов. Хотя первый вариант присущ, скорее, странам Запада, где таким образом инвесторы страхуют риски, поскольку компания еще не известна, для России же в большей степени характерен обратный сценарий», — считает Г. Вахитов.


«На мой взгляд, вероятно, в первые дни размещение Роснефти пройдет по верхней планке, затем цена акций на какую-то величину снизится, а потом будет непосредственно «ходить» вместе с рынком. Потому что сама по себе компания крупная, и акций, которые выпускаются (речь идет о 15% уставного капитала), должно быть довольно много. Думаю, пакет, готовящийся к продаже, будет реализован в полном объеме, вопрос только по какой цене», — добавил представитель инвестиционной компании.


«Несмотря на то что, данное IPO вряд ли можно будет назвать «народным», среди активных участников рынка интерес к нему присутствует. На рынке были движения, когда портфели пересматривались специально под будущее IPO Роснефти, поскольку позднее акции все равно включат в котировальные листы разных уровней», — заключил Г. Вахитов.


«В соответствии с нашей оценкой на основе мультипликаторов и с учетом высоких темпов роста компании, справедливая стоимость Роснефти сегодня составляет порядка $ 73 млрд., что предполагает справедливую цену акции компании на уровне $ 7 за ценную бумагу», — заявил УрБК аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Тимур Хайруллин, комментируя предстоящее IPO Роснефти, которое было объявлено «народным», то есть с привлечением широкого круга физических лиц.


«Таким образом, привлекательность данных бумаг будет зависеть от конкретной цены размещения. Если она будет ближе к нижней границе, то акции можно назвать привлекательными, приближение к верхнему ценовому диапазону резко снижает эффективность ценных бумаг Роснефти как инвестиционного инструмента», — отмечает Т. Хайруллин.


Отметим, что сегодня ценовой диапазон, по которому принимаются заявки колеблется от $ 6 до $ 8 за одну акцию.
При этом аналитик отметил, что физические лица при розничном IPO является ценопринимающей стороной и покупают акции по цене размещения, которая может оказаться ближе к верхней границе объявленного диапазона. «Соответственно, для потенциальных покупателей акций Роснефти может быть целесообразно не участвовать в розничном IPO и подождать начала торгов акциями Роснефти на биржах», — рекомендует он.


Между тем, по мнению Т. Хайруллина, срок приема заявок на участие в IPO для физических лиц в 15 дней не относит к разряду критичных (принимаются финансовыми институтами-агентами с 26 июня по 10 июля). С одной стороны, полмесяца — вполне достаточный срок для того, чтобы принять инвестиционное решение, а с другой, желающий приобрести акции Роснефти может сделать это и позднее на биржах РТС и ММВБ.


Рассуждая о перспективности и оправданности вложений в бумаги нефтяного сектора, аналитик отметил, что после коррекции на российском фондовом рынке у нефтяных компаний есть потенциал роста даже в случае падения цен. «Так, даже если цена нефти в долгосрочной перспективе упадет до $ 45 за баррель, акции ЛУКОЙЛа, например, сохранят потенциал роста в 25%. Связано это с недооцененностью российских компаний и с неисчерпанным потенциалом оптимизации внутреннего управления», — считает он.


Однако, по его мнению, привлекательность акций Роснефти будет сравнима с акциями Лукойла лишь в том случае, если акции госкомпании будут размещаться в нижней границе объявленного ценового диапазона.


Кроме того, Т. Хайруллин заметил, что риски Роснефти связаны как с Юганскнефтегазом, так и с ожиданиями благоприятных перспектив развития компании. «Роснефть заявила о весьма амбициозных планах по увеличению добычи, модернизации и расширении НПЗ, росту финансовых показателей. Поэтому даже если компания будет опережать конкурентов, но не дотягивать до заявленных ориентиров, то это может быть негативно воспринято инвесторами», — комментирует аналитик.

Другие материалы по теме: