Евгений Тефтелев: Динамичное развитие экономики является непременным условием повышения качества жизни южноуральцев

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгений Тефтелев.

— Евгений Николаевич, как Вы оцениваете итоги работы промышленности Челябинской области в 2005 году и I квартале текущего года?

— В 2005 г. индекс промышленного производства в регионе по сравнению с 2004 г. составил 104,0% (в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – 104,5%). Для сравнения: промышленность России в целом в минувшем году увеличила объем производства промышленной продукции также на 4,0%.

В истекшем году практически во всех видах промышленной деятельности наблюдался рост объемов производства, хотя в течение 2005 г. промышленность области работала с разной степенью интенсивности.

Итоги работы южноуральской индустрии во многом были определены деятельностью металлургических предприятий. Замедление темпов роста в металлургическом производстве началось в апреле 2005 г. и продолжалось до октября. Это сказалось на замедлении темпов роста по обрабатывающим производствам, а также в целом индекса промышленного производства в области (со 107,0% в январе-марте до 102,1% в январе-сентябре 2005 года). Начиная с октября, глубина спада выпуска продукции в металлургии стала сокращаться, соответственно, за этот период повысился индекс промышленного производства как по обрабатывающим предприятиям, так и по промышленности в целом. Увеличение выпуска продукции в 2005 г. имело место на следующих металлургических предприятиях Челябинской области: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (102,1%), ОАО «Ашинский металлургический завод» (103,4%), ОАО «Уфалейникель» (195,9%), ОАО «Златоустовский металлургический завод» (109,1%), ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» (106,4%), ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (104,0%) и других.

Рост объема производства в металлургическом комплексе обусловлен увеличением выпуска таких видов продукции, как прокат листовой холоднокатаный (102,4%), трубы стальные (103,7%), трубы сварные, за исключением электросварных, (113,2%), гнутые стальные профили (110,3%), проволока стальная из углеродистых и легированных марок сталей (103,3%). Кроме того, в прошлом году было отмечено увеличение выпуска меди рафинированной (103,3%). Выпуск основных видов продукции черной металлургии составил: чугун — 96,6%, сталь — 98,9%, готовый прокат — 97,1%.

Экономическая ситуация в машиностроительном комплексе в 2005 г. характеризовалась ростом производства по основным видам деятельности: производство машин и оборудования увеличилось на 8,4%, производство транспортных средств — на 10,2%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 17,2% по сравнению с 2004 г. Наиболее высокие темпы роста производства имели место на следующих машиностроительных предприятиях: ГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (117,3%), ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение» (134,9%), ФГУП «Челябинский электровозоремонтный завод» (118,8%), ОАО «Электромашина» (144,3%), ООО «Завод «Строммашина» (133,1%).

Характеризуя состояние оборонно-промышленного комплекса Челябинской области, следует отметить, что на подавляющем большинстве предприятий обстановка достаточно стабильная. Это в первую очередь касается предприятий, подведомственных Российскому агентству по атомной энергии и космическому агентству.

За 12 месяцев 2005 г. индекс физического объёма выпущенной продукции в текстильном и швейном производстве составил 100,0%, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви — 100,9% по сравнению с предыдущим годом.

Объём производства предприятий добывающей промышленности в 2005 г. составил 100,3% в сравнении с прошлым годом. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в минувшем году наблюдалось уменьшение объёмов производства — 95,8%, в связи с сокращением в течение анализируемого периода выработки тепло- и электроэнергии (93,4% и 97,1% соответственно).

По итогам I квартала 2006 г. практически все основные виды промышленной деятельности характеризуются ростом объемов производства.

— Что предпринимает областное правительство для сохранения положительной динамики развития промышленности?

— Динамичное развитие и модернизация экономики области являются непременным условием повышения качества жизни южноуральцев. А поскольку промышленность представляет собой основную составляющую экономики региона, то правительство области просто не может не уделять ей должного внимания и поддержки.

В 2005 г. был принят «Комплексный план мероприятий по развитию машиностроения и оборонного комплекса на 2005-2008 годы», призванный оказать реальную помощь предприятиям машиностроительного и оборонного комплексов Челябинской области. В январе нами совместно с министерством экономического развития Челябинской области подготовлена и направлена на оборонные и машиностроительные предприятия области анкета по изучению состояния дел в области внедрения инновационных разработок. В этом году мы планируем совместными усилиями организовать работу по увеличению количества внедряемых инновационных проектов, используя созданную базу данных, и также рассчитываем на помощь со стороны создаваемого технопарка ЮУрГУ – «Полет».

Перевод области на инновационный путь развития, внедрение современных конкурентоспособных технологий невозможны без привлечения инвестиций. Поэтому деятельность правительства области направлена, в частности, на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. В областном бюджете предусматриваются расходы на компенсацию банковской процентной ставки организациям, осуществляющим инвестиционные проекты. Так, в 2005 г. поддержка в виде компенсации части банковской ставки на кредиты оказана почти 100 предприятиям и организациям. Бюджетная эффективность превысила 5 рублей на каждый вложенный рубль. Помимо этого, проводится конкурс на лучший инвестиционный проект для муниципальных образований. По итогам конкурса издается каталог инвестиционных проектов Челябинской области.

Кроме того, правительством области оказывается поддержка предприятиям легкой промышленности. Так, в 2005 г., в соответствии с Законом «О промышленной политике в Челябинской области» и постановлением Губернатора №86 от 13.03.2003 года, из средств областного бюджета было выделено 15 млн. руб. На предприятиях, которым оказана эта поддержка, дополнительно создано 350 рабочих мест.

Правительством Челябинской области и, в частности, нашим министерством проводится непрерывная работа с так называемыми проблемными предприятиями, направленная на стабилизацию их финансово-экономического состояния и на ликвидацию задолженности по заработной плате. В результате проделанной работы задолженность по заработной плате в течение 2005 г. снизилась более чем в 4 раза.

При работе с предприятиями угольной отрасли деятельность правительства направлена на проведение согласованных действий по обеспечению стабильного функционирования предприятий Челябинского угольного бассейна в условиях реформирования РАО «ЕЭС России». Большое внимание уделяется реструктуризации региональной энергосистемы в условиях оптового рынка.

Также в настоящее время нашим министерством разрабатывается проект комплексного плана развития минерально-сырьевой базы Челябинской области и проект комплексного плана мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Челябинской области на 2006–2010 гг.

— Экологическая ситуация в традиционно промышленной Челябинской области остается достаточно сложной. В условиях дальнейшего развития производств какие меры, по-вашему, необходимо предпринять для улучшения экологической обстановки?

— Работа по оздоровлению экологической обстановки Челябинской области проводится в рамках областной целевой «Программы природоохранных мероприятий». Главной целью данной программы является повышение реальной эффективности охраны окружающей среды и природопользования Челябинской области в интересах всех жителей Южного Урала.

Программа направлена на ослабление влияния факторов загрязнения окружающей среды на состояние здоровья, условия жизни, труда и отдыха населения; улучшение состояния окружающей природной среды на территории области; обеспечение сохранности природного многообразия, ресурсов растительного и животного мира.

Как федеральные, так и региональные и муниципальные органы власти в природоохранной деятельности исходят из того, что истинно государственный подход к охране и использованию природных ресурсов Челябинской области может дать мощный стимул развитию региона, укрепить его социально-экономическое развитие и повысить уровень жизни южноуральцев.

Например, в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения объемов общего забора воды, а также уменьшение объемов сбрасываемых сточных вод в поверхностные водоемы области. Основные причины указанных положительных изменений связаны с сокращением использования чистой воды, что объясняется введением режима жесткой экономии воды и организацией приборного учета, а также увеличением повторного использования водных ресурсов и оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях. Для дальнейшего улучшения качества воды от продолжающегося сброса загрязненных сточных вод необходимо усиление государственного контроля за эксплуатацией очистных сооружений, а также первоочередное выделение финансовых средств на строительство и реконструкцию очистных сооружений для обеспечения их нормативной очистки.

Одним из приоритетных направлений социального развития становится ускорение формирования системы медицины труда с её интеграцией в современное производство с целью совершенствования управления качеством производимой промышленными предприятиями продукции и повышения экономической эффективности производства.

Так, например, реконструкция аглофабрики и строительство аспирации литейного двора в доменном производстве ОАО «Челябинский металлургический комбинат» даст сокращение выбросов пыли неорганического происхождения на 4500 т, оксидов железа —11340 т.

Замена мартеновского способа производства стали на электродуговой с оснащением очисткой в трубах «Вентури» в ОАО «Ашинский металлургический завод» позволит снизить выбросы загрязняющих веществ на 545,64 т.

Изменение структуры перерабатываемого сырья на конверторах и строительство нового элетропечного отделения обжигового цеха с газоочистками из рукавных фильтров в ОАО «Уфалейникель» снизит выбросы диоксида серы на 2500 т, выбросы загрязняющих веществ — на 2760 т.

Завершение строительства комплекса по утилизации серы отходящих газов медеплавильного производства в ЗАО «Карабашмедь» и совершенствование конструкции плавильных конверторов позволило практически полностью исключить выбросы сернистых газов и твердых веществ в атмосферу г. Карабаша и снять с него «печать» самого экологически грязного города мира.

В целом в 2006 г. для выполнения областной целевой программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в Челябинской области предполагается затратить промышленными предприятиями около 500 млн. руб.

— Энергетики уже неоднократно заявляли об угрозе возникновения энергодефицита в регионе, если этот вопрос оставить без внимания. Какие меры предпринимаются на уровне областного правительства для решения данной проблемы?

— Состояние энергосистемы Челябинской области в целом обеспечивает достаточную степень надежности энергоснабжения всех групп потребителей, но есть и немало проблем. Физический износ оборудования энергосистемы в генерации и в сетевом хозяйстве в среднем составляет 65%.

Уже сегодня область живет в условиях дефицита мощности и пропускной способности электросетей. Доля покупной электроэнергии с оптового рынка электроэнергии составляет 26,4% общего энергопотребления региона.

В регионе идет интенсивное развитие черной и цветной металлургии, машиностроения, жилищного строительства, строится метрополитен в Челябинске.

По прогнозам к 2010 г. электрическая нагрузка достигнет величины 5450 МВт, потребление электроэнергии по области составит 41-42 млрд. кВт.ч., дефицит мощности — 1300-1400 МВт.

Сегодня дополнительную энергию мы получаем из Тюменской энергосистемы и в ближайшей перспективе будем зависеть от внешних поставок. За последние годы потребление электроэнергии в самой Тюменской области увеличивается и в перспективе она тоже может стать энергодифицитной, поэтому нам нужно самим развивать свою генерацию, и у области есть возможность ее увеличить. Это строительство атомной станции и завершение строительства энергоблока № 2 и № 3 Челябинской ТЭЦ-3.

Для ликвидации дефицита требуется строительство новых и реконструкция существующих электрических сетей. Основной рост электрических нагрузок прогнозируется в Челябинском, Магнитогорском, Горнозаводском и Северном узлах Челябинской области.

Для обеспечения пропускной способности электрической сети и покрытия возрастающих нагрузок необходимо комплексное развитие электрических сетей Челябинской области. Специфика энергетической отрасли такова, что надо заглядывать на десятилетие вперед. Сегодня разрабатывается программа «Основные направления развития энергетики Челябинской области на 2006–2015 годы». Правительство Челябинской области подписало с ОАО «МРСК Урала и Волги» и ОАО «Челябэнерго» «Соглашение о сотрудничестве в вопросах развития энергетической отрасли».

Еще один стратегический резерв — атомная электростанция. Даже по нашему региону строительство Южно-Ууральской атомной станции разрешит две задачи — это позволит ликвидировать энергодефицит в области и проблемы экологической безопасности, связанной с производственной деятельностью ПО «Маяк».

В последние годы совместными усилиями Правительства области и полномочного представителя Президента РФ в УрФО Петра Латышева в какой-то степени удалось достичь понимания этой задачи со стороны федерального центра.

Проектная мощность ЮАЭС составляет 2400 МВТ. Промышленная площадка под строительство АЭС в 10 км. от г. Озерска обустроена транспортными и энергетическими коммуникациями. Проложена теплотрасса, построен цех по сборке реактора, запущена котельная мощностью 100 ГкКал., вырыто 2 котлована, в одном из них начата укладка фундамента.

Первая очередь — это 800 МВТ. Стоимость строительства — 65 млрд. руб. в действующих ценах с учетом возведения инфраструктуры, жилья, военного городка. Срок строительства 8 лет. Пуск только одной первой очереди даст 5 млрд. кВт.ч электроэнергии в год.

— На недавнем заседании рабочей группы в областном Законодательном Собрании представители Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области представили схему погашения накопившейся на них задолженности с привлечением средств регионального бюджета. Как Вы оцениваете предложение оборонщиков?

— Принятое в 1999 г. Постановление Правительства РФ о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам поставило предприятия ОПК в одни ряд с недоимщиками других отраслей, не принимая во внимание природу задолженности предприятий. При условии своевременных расчетов со стороны Минобороны РФ полученных денежных средств хватило бы предприятиям, чтобы рассчитаться по начисленным налогам, пополнить оборотные фонды, выдавать своевременно заработную плату. Предприятиям начислялись за неуплату налогов в бюджетные и внебюджетные фонды огромные пени и штрафы, расчёты же за изготовленную военную продукцию производились по ценам предыдущих лет без их индексаций. Вместе с тем, все предприятия ОПК в 2000 г. вошли в процесс реструктуризации, стали платить текущие налоги и погашать задолженность прошлых лет, но, к сожалению, каждое четвертое предприятие в последующем не смогло выдержать согласованные графики погашения задолженности по налоговым платежам и сборам.

Все это время министерство промышленности совместно с Ассоциацией оборонных предприятий Челябинской области при поддержке губернатора Петра Сумина неоднократно обращалось в адрес Правительства РФ, его председателя с просьбой о принятии отдельного решения по оборонным предприятиям по списанию или реструктуризации образовавшейся задолженности по налоговым платежам и сборам. И вот в октябре 2005 г. вышло постановление Правительства РФ, которое дает возможность оборонным предприятиям, включенных в список стратегических, провести реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом, но в этом постановлении нет пункта о проведении подобной работы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Поэтому было принято решение о создании рабочей группы, которая бы, рассмотрев всесторонне данную проблему на областном уровне, подготовила документы для утверждения соответствующего Постановления Законодательного Собрания Челябинской области. В настоящее время идет работа по подготовке проекта Закона «О бюджете Челябинской области на 2007 год», и предложения рабочей группы должны быть рассмотрены на заседании комитета ЗСО по финансово-бюджетной политике. Мы рассчитываем, что будет найдено взаимно удовлетворяющее решение, поскольку в состав рабочей группы вошли директора оборонных предприятий и депутаты с большим опытом работы в сфере бюджетной политики.

— Какие отрасли промышленности сегодня видятся Вам наиболее перспективными? Можно ли обозначить «точки роста» южноуральской промышленности на ближайшие годы?

— В ближайшие годы локомотивом экономики региона по-прежнему будет оставаться металлургия. Однако необходимо обеспечить и сделать необратимым рост объемов производств по всем видам промышленной деятельности, поскольку это является условием сбалансированного развития области.

Будет продолжена реализация программ финансового оздоровления проблемных промышленных предприятий, в том числе предприятий ОПК. Важной задачей стабилизации их финансово-хозяйственной деятельности станет более оперативное проведение кампании по заключению контрактов на выполнение государственного оборонного заказа. Ускорению этого процесса, возможно, будет способствовать открытие в декабре 2005 г. в Екатеринбурге регионального представительства Рособоронзаказа. Для ряда предприятий важное место в деятельности займет проведение реструктуризации своих производств, выделение более эффективного бизнеса в самостоятельные структуры, освобождение от излишков производственных площадей, освоение новых конкурентоспособных видов продукции.

Область сохранит за собой статус региона с наибольшей инвестиционной емкостью. Инвестиции не самоцель, но только с их помощью можно решить задачу перевода области на инновационный путь развития, на внедрение современных, конкурентоспособных технологий. С этой целью приняты закон «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области», программа развитие инновационной деятельности.

В ближайшие годы продукция южноуральских производителей более активно будет продвигаться на внешнем и внутреннем рынках. Одновременно будет продолжаться подготовка предприятий и всей экономики Челябинской области к работе в условиях ВТО.

Другие материалы по теме: