Инициатива депутатов Государственной Думы РФ установить льготы по налогу на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги, является актуальной

Депутаты Государственной Думы РФ предложили установить льготы при исчислении налога на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги (карточные платежи).

Эквайринг — это услуга, которую предоставляет банк, позволяющая организации принимать пластиковые карты в качестве оплаты за свои товары и услуги. При этом повышается конкурентоспособность предприятия и увеличиваются его обороты за счет привлечения новых клиентов — держателей пластиковых карт.

В Европе практика применения платежных карт как средства безналичного расчета существует уже длительное время. Но, по мнению экспертов, такая услуга недостаточно развита в России.

С одной стороны, в идеале, применение эквайринга равноценно выгодно всем трем сторонам: покупателю, торговой организации (ритейлеру) и кредитному учреждению.

Прием к оплате карт различных платежных систем обеспечивает клиентам широкий выбор вариантов платежа, избавляет от опасности оборота фальшивых банкнот и мошенничества, то есть работать с картами намного проще и безопаснее.

С другой стороны, на практике, ритейлеры не всегда готовы платить банку вознаграждение за процессирование операций по картам.

Кроме того, на сегодняшний день существует проблема установления специального оборудования (терминалов, импринтеров) не только в крупных, но и в мелких торговых организациях.

«Говорить о том, что закрепление необходимости приема банковских карт в оплату товаров и услуг на законодательном уровне резко повысит темпы развития эквайринговых услуг или приведет к высокому росту количества держателей карт, наверное, рано», — заявила УрБК ведущий экономист отдела развития карточных технологий департамента розничных услуг ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития» Марина Бояринцева.

«Не только по причине недостатка торговых точек, принимающих к оплате банковские карты, но и в результате сложившихся стереотипов большинство держателей банковских карт пользуются ими лишь в качестве инструмента для получения заработной платы, перечисляемой на их карточные счета, или для получения банковских кредитов, не используя весь спектр возможностей. Наличные расчеты пока остаются более привычной операцией, чему способствует зачастую невысокий сервис в предприятиях торговой сети», — отметила М. Бояринцева.

«Крупные торговые центры, рассчитанные на категории клиентов с доходами средними и выше среднего, уже давно сотрудничают с банками в части обслуживания банковских карт. Предлагая своим клиентам альтернативный вид оплаты, эти предприятия следят за исправностью оборудования, обучают своих сотрудников работе с банковскими картами, тесно сотрудничают с банками для того, чтобы предоставить своим клиентам более высокий уровень обслуживания. Что касается торговых предприятий, рассчитанных на клиентов с невысоким уровнем доходов, то прием карт там воспринимается, по крайней мере, как излишество. Как показывает практика, довольно часто в таких магазинах недостаточно следят за качеством обслуживания клиентов и не стремятся предоставлять дополнительный сервис. К тому же обеспечение обслуживания по картам в магазинах с небольшими оборотами нерентабельно для банка», — прокомментировала М. Бояринцева.

«Недостатка торговых точек, принимающих к оплате банковские карты, по крайней мере, для того количества клиентов, которые активно используют банковские карты для оплаты товаров и услуг, не существует. Не секрет, что процент операций оплаты товаров и услуг с использованием банковских карт выше в больших городах, где имеются крупные торговые сети с огромными оборотами. Сети, которые обслуживают большую часть жителей этих городов, давно «разобраны». Это значит, что они уже работают со своими банками, в том числе, и по приему банковских карт», — считает ведущий экономист отдела развития карточных технологий департамента розничных услуг ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития».

«То же самое можно сказать и про брендовые магазины, кафе, рестораны, гостиницы, другие крупные предприятия торговли и услуг. Остаются лишь небольшие предприятия, для которых вопрос обслуживания держателей банковских карт не стоит остро. Для этих предприятий получение оплаты за товары или услуги наличными обусловлено, пожалуй, отсутствием необходимости предоставления клиентам дополнительной услуги и определенных стимулов, а также недостатком спроса подобной услуги со стороны клиентов», — отметила М. Бояринцева.

«В перспективе количество точек приема банковских карт и их владельцев увеличится. Активное развитие эквайринговых услуг начнется тогда, когда люди начнут воспринимать банковские карты как обычное средство совершения различного рода финансовых операций. Для того чтобы ускорить этот процесс, банкам необходимо предоставить дополнительный сервис, который даст клиентам очевидные преимущества по сравнению с оплатой наличными, например, возможность оплаты коммунальных услуг. Обороты по платежам на банкоматах медленно, но верно растут. Растет и количество организаций, которые сотрудничают с банками в части приема платежей», — добавила специалист банка.

«Сбербанк России предлагает клиентам полный спектр банковских услуг, существующих на рынке, однако процент держателей банковских карт на сегодняшний день невелик. Анализ динамики роста количества клиентов, имеющих банковские карты, показывает, что этот процент постоянно увеличивается. Только за 9 месяцев 2006 г. количество держателей банковских карт Сбербанка на территории Челябинской области возросло более чем на 155 тыс. человек», — заявил УрБК, комментируя ситуацию на рынке эквайринговых услуг, начальник отдела банковских карт Челябинского отделения Сбербанка России Евгений Вековшинин.

«Инициатива установления льгот при исчислении налога на прибыль для торговых предприятий является на сегодняшний день одной из самых актуальных в направлении развития эквайринга. В настоящее время наблюдается крайне слабая заинтересованность торговых предприятий в безналичной оплате товаров и услуг через терминалы, что связано с их нежеланием платить банку комиссию. Отсутствует законодательная база, способствующая приему безналичных платежей за товары и услуги торговыми организациями. Вследствие чего далеко не все торговые точки сегодня предлагают своим покупателям рассчитаться за товары и услуги посредством банковских карт», — отметил Е. Вековшинин.

«Развитие эквайринга будет, безусловно, способствовать увеличению числа лиц, открывающих банковские карты, поскольку безналичные расчеты по картам безопасны и удобны. Когда все торговые точки, куда ходят клиенты, будут предлагать возможность расчетов за товары и услуги посредством банковских карт, количество лиц, желающих производить расчеты в торговле современным, удобным безналичным путем будет расти», — добавил специалист Сбербанка России.

«Инициатива по установлению льготы при исчислении налога на прибыль для организаций торговли, развивающих эквайринговые услуги, в настоящее время, представляется крайне актуальной. Она, несомненно, будет способствовать расширению сети эквайринговых услуг и распространению пластиковых карт среди населения. Однако, самым главным позитивным последствием в случае принятия такого нормативного акта, на наш взгляд, будет рост инфраструктуры, обеспечивающей проведение безналичных расчетов и сокращение объемов обращения денежной наличности», — заявил УрБК председатель Правления ОАО Акционерный банк «Резерв» Сергей Колобов.

«Не секрет, что в настоящее время владельцы большинства розничных торговых предприятий предпочитают работать с наличными. Это, в конечном счете, и сдерживает развитие эквайринга и расширение сети торгово-сервисных предприятий, осуществляющих обслуживание по картам. Реализация подобной инициативы сделает безналичные расчеты с использованием банковских карт в розничной торговле более выгодными, и, как следствие, послужит фактором, стимулирующим сокращение наличного оборота и развитие эквайринговой сети», — прокомментировал С. Колобов.

«Развитие эквайринговых услуг на сегодняшний день весьма актуально, но инфраструктура, которую мы имеем на сегодняшний день, не готова к этому: недостаточно точек, которые осуществляют безналичные расчеты по банковским картам. Терминалы установлены только в крупных магазинах, а в небольших точках их пока нет. И не потому, что владельцы торговых точек против, а потому, что им приходится платить за данную услугу», — заявил УрБК, комментируя развитие эквайринговых услуг, ведущий экономист отдела маркетинга ОАО «Уралпромбанк» Александр Шапиро.

«Например, если банк берет 2-3% от стоимости каждой покупки, которая оплачивается посредством карт, это, безусловно, невыгодно покупателю, который не готов переплачивать за покупки. При расчете наличными деньгами он платит только магазину, а в данном случае вынужден еще и уплачивать процент банку. Поэтому, на мой взгляд, для развития эквайринга государство должно создавать определенные условия, необходима некая государственная программа, тогда и рекламировать пластиковые карты не придется», — отметил А. Шапиро.

«Я думаю, что население морально готово к переходу на оплату товаров и услуг с помощью пластиковых карт, особенно молодежь. Это более удобный и безопасный способ, чем оплата наличными деньгами», — считает А. Шапиро.

Другие материалы по теме: