Сергей Давыдов: Пока рынок услуг ЖКХ регулируется государством, он не привлекателен для инвестиций
На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает первый заместитель главы Челябинска Сергей Давыдов.
— Сергей, Викторович, как бы Вы могли бы охарактеризовать итоги 2006 года для жилищно-коммунальной сферы Челябинска? Какие достижения Вы считаете наиболее значимыми?
— Жилищно-коммунальное хозяйство — такая сфера, итоги деятельности которой трудно оценивать. В течение десятилетий этот сектор экономики в России испытывал огромное недофинансирование, поэтому не совсем корректно было бы сегодня говорить о каких-то положительных результатах. Но, тем не менее, в целом 2006 г. для жилищно-коммунальной сферы Челябинска был достаточно успешным, хотя бы потому, что в отличие от многих других городов у нас не произошло крупных аварий. Челябинцы не ощущали серьезных неудобств в обеспечении коммунальными услугами.
В качестве значимых итогов работы я бы назвал серьезные продвижения в плане организации управления жилым фондом. Жилищный кодекс обозначил идеологию, куда должно двигаться ЖКХ в организации управления, но на практике, это сложно реализуемые вещи. Тем не менее, у нас практически прекратили существование муниципальные предприятия ЖКХ, сейчас на рынке работают частные управляющие компании. Более 60% населения Челябинска выбрало способ управления многоквартирным жилым фондом. Постепенно мы стали преодолевать психологическую инертность нашего населения, которое разучилось самостоятельно решать вопросы управления своей собственностью.
Нельзя не упомянуть и о проблеме обновления жилого фонда и коммуникаций. В 2006 г. бюджетные ассигнования на проведение капитальных ремонтов жилого фонда и подготовку к зиме были на 40% больше, чем в предыдущем году. Все эти деньги были освоены. Десятки километров тепловых, водопроводных сетей были отремонтированы, что позволяет надеяться, что нынешняя зима пройдет без серьезных аварий. Для работников ЖКХ, к сожалению, пока этот показатель является одним из основных. Между тем, в развитых странах на первом месте — качество обслуживания жилого фонда и предоставления коммунальных услуг.
В числе успехов можно назвать и прокладку теплотрассы в Металлургическом районе. До этого была массы жалоб на то, что параметры теплоносителей в так называемых «концевых» домах не соответствуют нормативам. За счет денег выделенных областным бюджетом средств были проведены необходимые работы, благодаря чему теплоснабжение этого района значительно улучшилось. В 2006 г. начали заниматься вплотную развитием окраин города, городскими поселками. Кроме того, за год провели инвентаризацию и приняли на городской баланс все безхозные инженерные коммуникации, достроили и запустили котельную в Новосинеглазово, модернизировали котельную в Смолино.
— Как Вы оцениваете уровень рыночных отношений в сфере ЖКХ? Что сдерживает их развитие?
— Развитие рыночных отношений сдерживает федеральное законодательство. С одной стороны, Государственная Дума приняла Жилищный кодекс, который декларирует свободные рыночные отношения в сфере ЖКХ. Собственник должен сам определять совместно с управляющей компанией размер платежей за содержание жилого фонда и его обслуживание. Соответственно, если услуга стоит 100 руб., то за нее должны платить в полном объеме. Но после того, как новый Жилищный кодекс вступил в силу и начал действовать, на мой взгляд, были включены политические механизмы. Понятно, что население негативно воспримет серьезное увеличение платежей в сфере ЖКХ, и чтобы смягчить ситуацию, государство ограничило рыночные отношения. Но там, где есть регулирование, свободных рыночных отношений не существует. Соответственно, то качество обслуживания жилищного фонда, которое мы бы хотели иметь, мы не можем достигнуть в настоящее время. Если услуга стоит 100 руб., а мы за нее платим половину, то мы и получаем на такую сумму услугу.
Да, на сегодняшний день население вследствие невысокого уровня доходов не в состоянии полностью оплачивать услуги ЖКХ. Но ведь предполагалось, что если мы вводим рыночные отношения в сфере ЖКХ, то государство берет на себя обязательства по оказанию финансовой помощи малообеспеченным слоям населения.
У нас же существует порядок, что, если платежи за коммунальные услуги превышают 22% совокупного дохода семьи, то такая семья вправе рассчитывать на бюджетную субсидию. Но в результате отрасль недополучает средства, а при таком подходе мы не можем рассчитывать на развитие ЖКХ. Ведь пока рынок регулируется государством, он не привлекателен для инвестиций.
Но есть и другая сторона вопроса. Это серьезное недофинансирование капитального ремонта жилых домов за последние 10 лет. По Челябинску эта цифра оценивается примерно в 11 млрд. руб., и где брать такие средства, непонятно. Но чем дольше затягивается решение вопроса, тем в худшее состояние приходит наш жилой фонд. От того, насколько быстро проблема будет решена, зависит в каких домах мы будем жить через 10 лет и каким будет количество ветхо-аварийного жилья. Население не способно в полной мере, как это предусматривает Жилищный кодекс, финансировать капитальный ремонт жилья, собственником которого оно является. Получается, что государство, по сути, поступило не совсем честно с гражданами, которым бесплатно передало в собственность квартиры. Перед этим необходимо было привести жилье в нормативное состояние, но, как правило, этого не делалось. В результате сегодня мы сталкиваемся с тем, что в том же Ленинском или Тракторозаводском районе жителям принадлежат квартиры в домах постройки 60-70 годов прошлого века.
— Сегодня в Челябинске, по Вашим словам, практически не осталось муниципальных управляющих компаний, однако количество жалоб на работу коммунальщиков не уменьшается, а, напротив, растет. Чем это объясняется? Возможен ли какой-либо контроль за деятельностью УК?
— Большое количество жалоб — это спорное утверждение, их и раньше было не меньше, потому что общее состояние жилого фонда в Челябинске оставляет желать лучшего. По закону деятельность управляющих компаний должны контролировать собственники жилья (именно они вступают в договорные отношения с УК) или специализированные федеральные структуры, к которым относится Жилищная инспекция. Однако контролировать исполнение договорных обязательств второй стороны население пока не готово.
Администрация Челябинска совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства в этих процессах пытается участвовать. К нам поступает масса жалоб от населения. По закону мы не вправе принимать какие-либо меры в отношении управляющих компаний, но у нас, на мой взгляд, остаются определенные имущественные рычаги воздействия. Основная масса УК, которые присутствуют на рынке предоставления жилищных услуг, работает на базе муниципального имущества, которое передано им в управление (помещения бывших ЖЭКов и техника). Поэтому если управляющая компаниияне будут выполнять свои обязательства перед населением, то мы теоретически можем лишить организацию имущества, и она не сможет присутствовать на рынке. Но это специфика только города Челябинска, в котором администрация сумела сохранить то имущество, которое является основой для предоставления услуг ЖКХ. А по закону муниципальные власти никак на УК влиять не могут. Есть собственники, которые заключили договор с управляющей компанией. В договоре прописаны последствия неисполнения или недобросовестное исполнение своих обязательств. Если УК не исполняет своих обязательств, то с ней надо расторгать договор (и это право должно быть прописано в договоре) и выбирать себе новую управляющую организацию. Также собственники могут обращаться в Жилищную инспекцию, которая может принять меры административного воздействия к руководителям УК.
— Население, по сути, тоже является участником реформы жилищно-коммунального хозяйства. Что мешает горожанам быть по-настоящему эффективными собственниками жилья?
— Мешают десятилетия, в течение которых наше население жило в условиях, когда люди не являлись собственниками жилья, за исключением владельцев индивидуальных домов. Основная масса населения не управляла жильем и не принимала участия в этом процессе.
Все сводилось к тому, чтобы вовремя внести плату за жилое помещение и в том случае, если ЖЭК что-то не отремонтировал, пожаловаться на него в райисполком, в райком партии, и оттуда получить меры воздействия. Поэтому и сейчас по старинке продолжают ходить в муниципалитет.
Несколько лет, как минимум, потребуется для того, чтобы население почувствовало себя собственниками жилья, адаптировалось. Человек должен прийти к осознанию того, что качество обслуживания его собственности зависит от того, насколько он вникает в процесс заключения договора. Условия договора должны быть понятны и должны быть выгодны, а сам собственник обязан активно участвовать в процессе контроля договорных условий.
— Мэр Москвы Юрий Лужков заявил о полной ликвидации хрущевок к 2009 году. Челябинск не располагает финансовыми возможностями столицы, хотя проблема реконструкции старого жилья достаточно актуальна. Как сегодня город решает эту проблему?
— Для Челябинска эта проблема также актуальна. Хрущевки построены давно, им уже по 50-60 лет. Нормативные сроки эксплуатации этих массовых советских застроек подходят к пиковой точке. Но, к сожалению, мы не можем, как в Москве, называть точные даты, когда их в городе не будет. Капитальный ремонт этих домов мы ведем, причем полностью на бюджетные средства. За последние два года мы на 85% в так называемых хрущевских домах поменяли систему отопления. Поскольку внутрипанельная система отопления фактически утратила за долгие годы способность пропускать тепло: где-то трубы сгнили, где-то засорились. Вследствие чего дома стали очень холодные. Надеюсь, что в текущем году мы на 100% завершим эту работу.
Но активно сносить хрущевки в Челябинске начнем, когда в городе закончится свободная земля под строительство. Москва подошла к такому моменту, когда свободной земли не стало и строить можно только за счет сноса старого жилья. Конечно, Челябинск тоже движется к этому, и в течение нескольких лет мы подойдем к сносу хрущевок.
— В ближайшие годы Краснопольская площадка станет, наверное, приоритетом в плане массового жилого строительства. От чего зависит ее скорейшее освоение?
— По Краснопольской площадке у нас есть проблемы, поскольку там были выкуплены сельскохозяйственные паи в качестве земельных участков. Сейчас идут работа над тем, чтобы разобраться, кому принадлежат эти паи. Проект застройки практически готов, но его реальному освоению мешают проблемы, связанные с наличием других собственников на землю. Как скоро мы сумеем развязать этот узел, сказать трудно, но работа активно ведется. Все остальные вопросы — обеспечения коммуникациями, градостроительной документацией — практически решены. На территории Краснопольской площадки можно построить порядка 3 млн. квадратных метров жилья. Это очень большой массив.
Впрочем, у нас имеется и другая перспективная площадка в районе улицы Бр. Кашириных, это так называемые земли, на которые претендует ЮУНИИПОК. Это направление сейчас не развивается, поскольку искусственно созданы юридические проблемы.
— Поговорим об экологической ситуации в городе. Что на сегодняшний день делается, чтобы защитить Челябинск от сверхнормативных выбросов промышленных предприятий? Насколько эффективно решается вопрос о создании санитарно-защитных зон?
— Санитарные зоны создало абсолютное меньшинство предприятий. По закону каждым предприятием должен быть разработан проект санитарно-защитной зоны и утвержден в соответствующем порядке. У нас по пальцам можно пересчитать предприятия, которые эти проекты подготовили и утвердили: цинковый завод, электродный завод. В стадии разработки проект санитарно-защитной зоны находятся у ЧЭМК, Челябинского металлургического комбината. В прошлом году мы предпринимали немало усилий для того, чтобы предприятия создавали эти проекты, поскольку от этого зависит размер платежей за загрязнение окружающей среды.
Санитарно-защитная зона предприятия определяется границей, на которой выбросы вредных веществ соответствуют предельно допустимой концентрации (ПДК), то есть норме. Внутри этой зоны соответственно ПДК вредных веществ превышают установленные нормативы, поэтому там запрещено проживание, размещение жилых помещений. Если же за границами санитарно-защитной зоны ПДК выше нормы, то предприятие должно платить повышенные платежи за загрязнение воздуха. При отсутствии санитарно-защитной зоны предприятие должно в 5-кратном размере платить за выбросы в атмосферу, однако это требование зачастую не выполняется, и промышленным гигантам не назначаются максимальные размеры выплат за нанесенный экологический ущерб.
Если же в санитарно-защитную зону попадает жилье и влияние вредных выбросов налицо, то предприятие-загрязнитель должно расселить людей в места, которые будут безопасны для проживания. Однако предприятия не хотят брать на себя излишнюю финансовую нагрузку, поскольку это серьезные расходы.
У муниципалитета нет рычагов воздействия на предприятия-загрязнители, все они в руках федеральных структур. Этот вопрос мы рассматривали в городской Думе, делали обращения в различные федеральные структуры, чтобы они обратили внимание на данную проблему. В какой-то части ситуация улучшилась, но экологическая проблематика будет в сфере интересов администрации в 2007 г.
— Расскажите о задачах, которые предстоит решать отрасли ЖКХ совместно с городскими властями в 2007 году.
— Во-первых, нужно продолжить работу по капитальному ремонту сетей жилого фонда. На эти цели в текущем году из бюджета Челябинска выделено еще больше средств, чем в 2006 г., — более 300 млн. руб. Также мы будем продолжать реконструировать котельные, с тем чтобы обеспечивать надежность снабжения теплом в течение отопительного периода.
Будет продолжена работа, связанная с вопросами организации и управления жилым фондом. По сути, мы были готовы с 1 января 2007 г. проводить открытые конкурсы по выбору управляющих компаний для тех жилых домов, собственники которых не определились со способом управления. Но федеральное законодательство предоставило собственникам возможность самостоятельно, до июля 2008 г., продолжать выбирать управляющую компанию. Тем не менее, в этом процессе администрация города продолжает активно участвовать. Мы будем стремиться к тому, чтобы до конца 2007 г. все собственники жилья в Челябинске определились с выбром способа управления жилым фондом.
— Сергей, Викторович, как бы Вы могли бы охарактеризовать итоги 2006 года для жилищно-коммунальной сферы Челябинска? Какие достижения Вы считаете наиболее значимыми?
— Жилищно-коммунальное хозяйство — такая сфера, итоги деятельности которой трудно оценивать. В течение десятилетий этот сектор экономики в России испытывал огромное недофинансирование, поэтому не совсем корректно было бы сегодня говорить о каких-то положительных результатах. Но, тем не менее, в целом 2006 г. для жилищно-коммунальной сферы Челябинска был достаточно успешным, хотя бы потому, что в отличие от многих других городов у нас не произошло крупных аварий. Челябинцы не ощущали серьезных неудобств в обеспечении коммунальными услугами.
В качестве значимых итогов работы я бы назвал серьезные продвижения в плане организации управления жилым фондом. Жилищный кодекс обозначил идеологию, куда должно двигаться ЖКХ в организации управления, но на практике, это сложно реализуемые вещи. Тем не менее, у нас практически прекратили существование муниципальные предприятия ЖКХ, сейчас на рынке работают частные управляющие компании. Более 60% населения Челябинска выбрало способ управления многоквартирным жилым фондом. Постепенно мы стали преодолевать психологическую инертность нашего населения, которое разучилось самостоятельно решать вопросы управления своей собственностью.
Нельзя не упомянуть и о проблеме обновления жилого фонда и коммуникаций. В 2006 г. бюджетные ассигнования на проведение капитальных ремонтов жилого фонда и подготовку к зиме были на 40% больше, чем в предыдущем году. Все эти деньги были освоены. Десятки километров тепловых, водопроводных сетей были отремонтированы, что позволяет надеяться, что нынешняя зима пройдет без серьезных аварий. Для работников ЖКХ, к сожалению, пока этот показатель является одним из основных. Между тем, в развитых странах на первом месте — качество обслуживания жилого фонда и предоставления коммунальных услуг.
В числе успехов можно назвать и прокладку теплотрассы в Металлургическом районе. До этого была массы жалоб на то, что параметры теплоносителей в так называемых «концевых» домах не соответствуют нормативам. За счет денег выделенных областным бюджетом средств были проведены необходимые работы, благодаря чему теплоснабжение этого района значительно улучшилось. В 2006 г. начали заниматься вплотную развитием окраин города, городскими поселками. Кроме того, за год провели инвентаризацию и приняли на городской баланс все безхозные инженерные коммуникации, достроили и запустили котельную в Новосинеглазово, модернизировали котельную в Смолино.
— Как Вы оцениваете уровень рыночных отношений в сфере ЖКХ? Что сдерживает их развитие?
— Развитие рыночных отношений сдерживает федеральное законодательство. С одной стороны, Государственная Дума приняла Жилищный кодекс, который декларирует свободные рыночные отношения в сфере ЖКХ. Собственник должен сам определять совместно с управляющей компанией размер платежей за содержание жилого фонда и его обслуживание. Соответственно, если услуга стоит 100 руб., то за нее должны платить в полном объеме. Но после того, как новый Жилищный кодекс вступил в силу и начал действовать, на мой взгляд, были включены политические механизмы. Понятно, что население негативно воспримет серьезное увеличение платежей в сфере ЖКХ, и чтобы смягчить ситуацию, государство ограничило рыночные отношения. Но там, где есть регулирование, свободных рыночных отношений не существует. Соответственно, то качество обслуживания жилищного фонда, которое мы бы хотели иметь, мы не можем достигнуть в настоящее время. Если услуга стоит 100 руб., а мы за нее платим половину, то мы и получаем на такую сумму услугу.
Да, на сегодняшний день население вследствие невысокого уровня доходов не в состоянии полностью оплачивать услуги ЖКХ. Но ведь предполагалось, что если мы вводим рыночные отношения в сфере ЖКХ, то государство берет на себя обязательства по оказанию финансовой помощи малообеспеченным слоям населения.
У нас же существует порядок, что, если платежи за коммунальные услуги превышают 22% совокупного дохода семьи, то такая семья вправе рассчитывать на бюджетную субсидию. Но в результате отрасль недополучает средства, а при таком подходе мы не можем рассчитывать на развитие ЖКХ. Ведь пока рынок регулируется государством, он не привлекателен для инвестиций.
Но есть и другая сторона вопроса. Это серьезное недофинансирование капитального ремонта жилых домов за последние 10 лет. По Челябинску эта цифра оценивается примерно в 11 млрд. руб., и где брать такие средства, непонятно. Но чем дольше затягивается решение вопроса, тем в худшее состояние приходит наш жилой фонд. От того, насколько быстро проблема будет решена, зависит в каких домах мы будем жить через 10 лет и каким будет количество ветхо-аварийного жилья. Население не способно в полной мере, как это предусматривает Жилищный кодекс, финансировать капитальный ремонт жилья, собственником которого оно является. Получается, что государство, по сути, поступило не совсем честно с гражданами, которым бесплатно передало в собственность квартиры. Перед этим необходимо было привести жилье в нормативное состояние, но, как правило, этого не делалось. В результате сегодня мы сталкиваемся с тем, что в том же Ленинском или Тракторозаводском районе жителям принадлежат квартиры в домах постройки 60-70 годов прошлого века.
— Сегодня в Челябинске, по Вашим словам, практически не осталось муниципальных управляющих компаний, однако количество жалоб на работу коммунальщиков не уменьшается, а, напротив, растет. Чем это объясняется? Возможен ли какой-либо контроль за деятельностью УК?
— Большое количество жалоб — это спорное утверждение, их и раньше было не меньше, потому что общее состояние жилого фонда в Челябинске оставляет желать лучшего. По закону деятельность управляющих компаний должны контролировать собственники жилья (именно они вступают в договорные отношения с УК) или специализированные федеральные структуры, к которым относится Жилищная инспекция. Однако контролировать исполнение договорных обязательств второй стороны население пока не готово.
Администрация Челябинска совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства в этих процессах пытается участвовать. К нам поступает масса жалоб от населения. По закону мы не вправе принимать какие-либо меры в отношении управляющих компаний, но у нас, на мой взгляд, остаются определенные имущественные рычаги воздействия. Основная масса УК, которые присутствуют на рынке предоставления жилищных услуг, работает на базе муниципального имущества, которое передано им в управление (помещения бывших ЖЭКов и техника). Поэтому если управляющая компаниияне будут выполнять свои обязательства перед населением, то мы теоретически можем лишить организацию имущества, и она не сможет присутствовать на рынке. Но это специфика только города Челябинска, в котором администрация сумела сохранить то имущество, которое является основой для предоставления услуг ЖКХ. А по закону муниципальные власти никак на УК влиять не могут. Есть собственники, которые заключили договор с управляющей компанией. В договоре прописаны последствия неисполнения или недобросовестное исполнение своих обязательств. Если УК не исполняет своих обязательств, то с ней надо расторгать договор (и это право должно быть прописано в договоре) и выбирать себе новую управляющую организацию. Также собственники могут обращаться в Жилищную инспекцию, которая может принять меры административного воздействия к руководителям УК.
— Население, по сути, тоже является участником реформы жилищно-коммунального хозяйства. Что мешает горожанам быть по-настоящему эффективными собственниками жилья?
— Мешают десятилетия, в течение которых наше население жило в условиях, когда люди не являлись собственниками жилья, за исключением владельцев индивидуальных домов. Основная масса населения не управляла жильем и не принимала участия в этом процессе.
Все сводилось к тому, чтобы вовремя внести плату за жилое помещение и в том случае, если ЖЭК что-то не отремонтировал, пожаловаться на него в райисполком, в райком партии, и оттуда получить меры воздействия. Поэтому и сейчас по старинке продолжают ходить в муниципалитет.
Несколько лет, как минимум, потребуется для того, чтобы население почувствовало себя собственниками жилья, адаптировалось. Человек должен прийти к осознанию того, что качество обслуживания его собственности зависит от того, насколько он вникает в процесс заключения договора. Условия договора должны быть понятны и должны быть выгодны, а сам собственник обязан активно участвовать в процессе контроля договорных условий.
— Мэр Москвы Юрий Лужков заявил о полной ликвидации хрущевок к 2009 году. Челябинск не располагает финансовыми возможностями столицы, хотя проблема реконструкции старого жилья достаточно актуальна. Как сегодня город решает эту проблему?
— Для Челябинска эта проблема также актуальна. Хрущевки построены давно, им уже по 50-60 лет. Нормативные сроки эксплуатации этих массовых советских застроек подходят к пиковой точке. Но, к сожалению, мы не можем, как в Москве, называть точные даты, когда их в городе не будет. Капитальный ремонт этих домов мы ведем, причем полностью на бюджетные средства. За последние два года мы на 85% в так называемых хрущевских домах поменяли систему отопления. Поскольку внутрипанельная система отопления фактически утратила за долгие годы способность пропускать тепло: где-то трубы сгнили, где-то засорились. Вследствие чего дома стали очень холодные. Надеюсь, что в текущем году мы на 100% завершим эту работу.
Но активно сносить хрущевки в Челябинске начнем, когда в городе закончится свободная земля под строительство. Москва подошла к такому моменту, когда свободной земли не стало и строить можно только за счет сноса старого жилья. Конечно, Челябинск тоже движется к этому, и в течение нескольких лет мы подойдем к сносу хрущевок.
— В ближайшие годы Краснопольская площадка станет, наверное, приоритетом в плане массового жилого строительства. От чего зависит ее скорейшее освоение?
— По Краснопольской площадке у нас есть проблемы, поскольку там были выкуплены сельскохозяйственные паи в качестве земельных участков. Сейчас идут работа над тем, чтобы разобраться, кому принадлежат эти паи. Проект застройки практически готов, но его реальному освоению мешают проблемы, связанные с наличием других собственников на землю. Как скоро мы сумеем развязать этот узел, сказать трудно, но работа активно ведется. Все остальные вопросы — обеспечения коммуникациями, градостроительной документацией — практически решены. На территории Краснопольской площадки можно построить порядка 3 млн. квадратных метров жилья. Это очень большой массив.
Впрочем, у нас имеется и другая перспективная площадка в районе улицы Бр. Кашириных, это так называемые земли, на которые претендует ЮУНИИПОК. Это направление сейчас не развивается, поскольку искусственно созданы юридические проблемы.
— Поговорим об экологической ситуации в городе. Что на сегодняшний день делается, чтобы защитить Челябинск от сверхнормативных выбросов промышленных предприятий? Насколько эффективно решается вопрос о создании санитарно-защитных зон?
— Санитарные зоны создало абсолютное меньшинство предприятий. По закону каждым предприятием должен быть разработан проект санитарно-защитной зоны и утвержден в соответствующем порядке. У нас по пальцам можно пересчитать предприятия, которые эти проекты подготовили и утвердили: цинковый завод, электродный завод. В стадии разработки проект санитарно-защитной зоны находятся у ЧЭМК, Челябинского металлургического комбината. В прошлом году мы предпринимали немало усилий для того, чтобы предприятия создавали эти проекты, поскольку от этого зависит размер платежей за загрязнение окружающей среды.
Санитарно-защитная зона предприятия определяется границей, на которой выбросы вредных веществ соответствуют предельно допустимой концентрации (ПДК), то есть норме. Внутри этой зоны соответственно ПДК вредных веществ превышают установленные нормативы, поэтому там запрещено проживание, размещение жилых помещений. Если же за границами санитарно-защитной зоны ПДК выше нормы, то предприятие должно платить повышенные платежи за загрязнение воздуха. При отсутствии санитарно-защитной зоны предприятие должно в 5-кратном размере платить за выбросы в атмосферу, однако это требование зачастую не выполняется, и промышленным гигантам не назначаются максимальные размеры выплат за нанесенный экологический ущерб.
Если же в санитарно-защитную зону попадает жилье и влияние вредных выбросов налицо, то предприятие-загрязнитель должно расселить людей в места, которые будут безопасны для проживания. Однако предприятия не хотят брать на себя излишнюю финансовую нагрузку, поскольку это серьезные расходы.
У муниципалитета нет рычагов воздействия на предприятия-загрязнители, все они в руках федеральных структур. Этот вопрос мы рассматривали в городской Думе, делали обращения в различные федеральные структуры, чтобы они обратили внимание на данную проблему. В какой-то части ситуация улучшилась, но экологическая проблематика будет в сфере интересов администрации в 2007 г.
— Расскажите о задачах, которые предстоит решать отрасли ЖКХ совместно с городскими властями в 2007 году.
— Во-первых, нужно продолжить работу по капитальному ремонту сетей жилого фонда. На эти цели в текущем году из бюджета Челябинска выделено еще больше средств, чем в 2006 г., — более 300 млн. руб. Также мы будем продолжать реконструировать котельные, с тем чтобы обеспечивать надежность снабжения теплом в течение отопительного периода.
Будет продолжена работа, связанная с вопросами организации и управления жилым фондом. По сути, мы были готовы с 1 января 2007 г. проводить открытые конкурсы по выбору управляющих компаний для тех жилых домов, собственники которых не определились со способом управления. Но федеральное законодательство предоставило собственникам возможность самостоятельно, до июля 2008 г., продолжать выбирать управляющую компанию. Тем не менее, в этом процессе администрация города продолжает активно участвовать. Мы будем стремиться к тому, чтобы до конца 2007 г. все собственники жилья в Челябинске определились с выбром способа управления жилым фондом.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Первый заместитель главы Челябинска Сергей Давыдов: Санитарно-защитные зоны ...
- Первый заместитель главы Челябинска Сергей Давыдов: Пока рынок ЖКХ регулиру ...
- Первый заместитель главы Челябинска Сергей Давыдов: По закону мы не вправе ...
- Первый заместитель главы Челябинска Сергей Давыдов: В качестве значимых ито ...
- Заместитель главы Челябинска Сергей Давыдов: Мы будем стремиться к тому, чт ...