Сергей Березуев: Ежегодно в Челябинске открывается более 150 предприятий торговли
На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев.
— Сергей Анатольевич, как Вы оцениваете уровень развития торговли в Челябинске? Насколько значительна доля торговли в экономике областного центра?
— Уровень развития торговли в Челябинске на сегодняшний день достаточно высокий. Так, розничный товарооборот в 2006 г. составил 111 млрд. 386 млн. 900 тыс. рублей. Рост к предыдущему году составил 125,5%. При этом на долю нашего города в розничном товарообороте области приходится 57,7%.
В целом состояние розничной торговли как отрасли в Челябинске определяют розничные торговые сети различной специализации. За последние два года в областном центре открылось более 150 магазинов форматов эконом-класс, универсам и супермаркет торговых сетей «Молния», «Пятерочка», «Дикси», «Незабудка», «Патэрсон», «Эльдорадо», «Мир» и других. Конкурентные преимущества сетевой торговли формирует логистика, которая дает возможность проведения централизованной закупочной политики, позволяет сократить запасы и затраты на их содержание.
— Что представляет собой сегодня торговая сеть Челябинска с точки зрения структуры? Какие торговые предприятия в ней преобладают, а в каких, напротив, ощущается недостаток?
— Потребительский рынок Челябинска в достаточной степени насыщен предприятиями розничной торговли. По состоянию на 1 января 2007 г. на территории города функционируют более 3800 предприятий торговли. В том числе 2307 объектов торговли относятся к магазинам, из которых имеют специализацию продуктовых 786 объектов, непродовольственных — 1248, универсальных магазинов — 273. Остальная доля рынка принадлежит 1521 объекту мелкорозничной торговли. Это павильоны, киоски и летние кафе. Существующая плотность предприятий торговли в Челябинске вполне отвечает потребностям жителей города.
В данный момент торговые сети в Челябинске активно развиваются, но мест для размещения торговых площадей пока хватает всем. Скажем, в соседнем Екатеринбурге уже некоторое перенасыщение торговыми сетями, им уже некуда развиваться, и они начали заниматься вытеснением конкурентов.
— Сколько торговых площадей в среднем приходится на одного жителя города? Как соотносится эта цифра с аналогичными показателями в других городах-миллионниках и в среднем по России?
— В настоящее время обеспеченность торговыми площадями населения города составляет 233% к нормативу, или 536 кв. м торговой площади на 1000 жителей. Для сравнения: в соседнем Екатеринбурге этот показатель равен 649 кв. м на тысячу жителей. Но этому есть объективные причины, поскольку Екатеринбург является средоточием транспортных путей.
К сожалению, в своей работе мы вынуждены руководствоваться нормативами, которые были приняты еще Советом Министров СССР. Однако, несмотря на то, что они устарели, их никто не отменял, и в соответствии с этими стандартами мы перевыполнили норматив на 233%.
Также следует отметить, что в Челябинске ежегодно открывается более 150 предприятий торговли и обеспеченность торговыми площадями имеет динамику к увеличению. Так, в 2006 г. было введено 178 новых магазинов с торговой площадью около 50 тыс. кв. м., из них продовольственных — 26 (13,4 тыс. кв. м), непродовольственных — 38 (3,1 тыс. кв. м), специализированных магазинов —111 (32,9 тыс. кв. м).
— Актуальна ли для Челябинска проблема экспансии федеральных торговых сетей. Какие плюсы и минусы Вы видите в этом явлении?
— Для Челябинска, в отличие от других регионов, где федеральные сети активно себя продвигают, экспансия крупных федеральных игроков не характерна. Такие известные в городе ритейлеры, как «Теорема», «Незабудка», «Молния», являются местными сетями. А присутствующие на нашем рынке федеральные игроки, например, сеть «Дикси», не играют определяющей роли. Да, сегодня к нам начинают приходить крупные операторы, типа компании «Седьмой континент» (гипермаркет «Наш»), но это пока единичные случаи.
Особых минусов в приходе «федералов» на наш рынок мы не видим, поскольку крупные сети привносят в обслуживание покупателей мировой опыт и собственные наработки. Это положительно сказывается на сервисе, и покупатель от этого только выигрывает. Поэтому экспансии ритейлеров мы не противостоим, ведь в конечном итоге цены и конкуренцию на рынке определяют потребители, которые сами решают в какой магазин им удобнее ходить за покупками.
Конечно, при экспансии федеральных игроков нельзя полностью исключить проблему вытеснения и разорения местных сетей. Но пока руководители действующих местных торговых сетей в Челябинске отмечают, что со стороны федеральных и транснациональных операторов острой конкуренции не ощущается.
Но мы не сомневаемся, что в ближайшее время не только Челябинск, но и другие областные города станут ареной острой конкурентной борьбы. В связи с этим возникнет необходимость в консолидации торговых предприятий в различные союзы и объединения, и такие предложения уже озвучивают предприниматели.
По статистике на сегодняшний момент федеральные торговые сети в Челябинске занимают около 10% рынка. В дальнейшем соотношение федеральных и местных игроков будет меняться и достигнет пропорции 50% на 50%. Этот процесс займет несколько лет. Но сказать, кто из игроков останется на рынке, пока сложно. Я считаю, что это будут те торговые предприятия, которые наиболее полно смогут удовлетворить ожидания покупателей.
Что касается разговоров о вымывании денежных средств из региона в случае прихода федеральных ритейлеров, то это заблуждение. Все федеральные сети регистрируются по месту пребывания, и соответственно все налоги остаются в регионе.
— Есть ли у региональных торговых сетей шанс противостоять федеральным ритейлерам? За счет каких конкурентных преимуществ они могут выжить?
— На мой взгляд, местные сети могут вполне успешно противостоять федеральному ритейлу. Сегодня они приглашают иностранных специалистов и стараются полностью соответствовать федеральным стандартам. Понятно, что у региональных сетей финансовые резервы не столь велики, как у столичных, но челябинская «Молния» ничем не хуже недавно открывшегося гипермаркета «Наш». Поэтому особой опасности вытеснения местных игроков я не вижу. Что касается мелких сетей, то, возможно, им нужно объединяться в некую консолидированную структуру.
— Сейчас активно обсуждается ситуация с розничными рынками в связи с вступлением в силу нового закона. Сколько сегодня рынков в Челябинске и какова их роль в снабжении горожан товарами? Не получится ли так, что с сокращением количества рынков, а этого следует ожидать в связи с их перерегистрацией, пострадают малообеспеченные слои населения?
— Практически с самого начала развития открытой рыночной торговли довольно остро встал вопрос о принятии федерального закона, регулирующего деятельность розничных рынков. Ведь бурный рост рыночной торговли позволил не только быстро решить проблему насыщения потребительского рынка доступными по цене товарами, но породил и массу проблем, связанных с продажей некачественных товаров, контрафактной продукции, несоблюдением санитарных требований при реализации скоропортящихся продуктов питания, неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием открытых рынков и многих других. Не урегулированы были также вопросы ответственности собственников рынков за нарушения, совершаемые продавцами, не разграничены полномочия органов власти всех уровней.
Следует отметить, что еще в 1999 г. решением городской Думы было принято Положение о территориальных рынках города Челябинска. Этот нормативный правовой документ позволял до последнего времени решать многие вопросы, но, конечно, не мог заменить федеральный закон.
Кроме того, с 2000 г. действует Программа реконструкции и строительства территориальных рынков города Челябинска. С этого момента на месте открытых рынков стали строиться современные торговые комплексы. Отдельные рынки были закрыты в связи со строительством на их территории иных объектов, часть мини-рынков получила статус торговых рядов.
Согласно новому федеральному закону рынки организуются в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта РФ. В Плане организации розничных рынков на территории Челябинской области, утвержденном постановлением губернатора от 3 апреля 2007 г., предусмотрена организация на территории Челябинского городского округа 53 рынков. Именно столько предприятий торговли в нашем городе на настоящий момент имеют статус территориального рынка. Из них 16 рынков не соответствуют установленным требованиям, но у них есть возможность до 2010 г. провести реорганизацию.
Когда закон о розничных рынках только вышел, в обществе была поднята волна ажиотажа, поскольку сразу не последовало никаких комментариев и официальных разъяснений. Сейчас уже стало ясно, что никакой угрозы для иностранцев, желающих легально работать на российских рынках, закон не содержит. Те иностранные граждане, которые узаконили свое положение и получили статус временно проживающих, вид на жительство, разрешение на работу, зарегистрировались в налоговой службе, остались работать на рынках. Всего же количество иностранцев на челябинских рынках сократилось на 40%.
Хотя допускаю, что закон содержит некоторые некорректные положения. Допустим, нам не составит труда закрепить 50% рынка за местными сельхозтоваропроизводителями. Гораздо сложнее ситуация с непродовольственными товарами, поскольку не только местных, даже отечественных производителей легкой промышленности можно пересчитать по пальцам.
Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция снижения роли рынков в снабжении горожан товарами: отмечается неуклонное уменьшение доли рынков в объеме продаж розничной торговли. Так, по уточненным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистикой по Челябинской области, по итогам прошлого года эта доля снизилась до 13%, или 14 034,7 млн. руб. А еще в 2005 г. данный показатель составлял 20,8%.
Вопреки опасениям принятие нового федерального закона не привело к росту цен на рынках. Как свидетельствуют статистические данные за I квартал 2007 г., цены практически остались на прежнем уровне: рост по итогам ежемесячного мониторинга на 10 рынках Челябинской области составил всего лишь 0,1%.
Сколько останется рынков в Челябинске в результате их перерегистрации, которая завершится 11 июня, сказать трудно. Но существенно их число не должно измениться. Хотя, уже сейчас ясно, что среди действующих рынков есть предприятия, которые по своему уровню соответствуют торговым комплексам. Проведя необходимые мероприятия (в том числе, приняв меры по обеспечению всех торговых мест ККТ), они смогут перейти в формат торгового комплекса, и им не нужно будет получать разрешение, чтобы работать дальше.
Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы все предприятия торговли, представившие в установленном законом порядке документы на получение разрешения на право организации розничного рынка, смогли его получить в требуемый законом срок.
— Ранее в органах власти существовали структуры, курирующие вопросы ценообразования на товары и услуги. Сегодня мэрия отслеживает ситуацию с ценами? Челябинск — «дорогой» или «дешевый» город в сравнении с другими областными центрами Уральского региона?
— Ежемесячный мониторинг государственной статистики цен по 33 городам РФ показывает, что в 2006 г. по 18 позициям цены в Челябинске были ниже общероссийских.
Из 28 наименований наблюдаемых товаров первой необходимости по 10-12 позициям (рыба, масло растительное, маргарин, сметана, творог и т.д.) цены ниже средних по городам Уральского региона.
Также регулярно проводимые мониторинги цен на основные продовольственные товары показывают, что в последнее время в динамике цен можно отметить определенную стабильность.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование цен, надбавок не применяется на все товары народного потребления, за исключение цен на продукты детского питания.
Однако, учитывая социальную значимость некоторых категорий товаров, на территории Челябинска действует постановление главы города от 16 июня 2000 г. «О формировании цен на продукты первой необходимости», на основании которого, на такие товары, как хлеб, мука, макаронные изделия, молоко и молокопродукты, масло животное, крупы, продукты детского питания, предприятиям всех форм собственности рекомендован предельный размер торговой надбавки 25%.
— Каким Вы видите развитие торговой сети Челябинска в ближайшие годы (приоритеты, основные направления)?
— Во-первых, в ближайшие годы местные сети окончательно сформируются. Одиночные магазины через пару лет будут принадлежать тем или иным сетям. Крупные торговые сети в своей работе будут внедрять магазины различных современных форматов с ассортиментной матрицей, прогрессивные и удобные для покупателей формы обслуживания.
Что касается мелкой розницы, то она, безусловно, будет сокращаться за счет развития сетевой торговли. Территориальные рынки и мелкорозничные торговые сети ждет упорядочение.
Также сейчас в Челябинске наметилась тенденция появления крупных современных торгово-развлекательных комплексов. К такому формату относятся ТРК «Горки», «Фокус». Через пару лет в городе откроются еще, как минимум, подобных 3 объекта.
Что касается рынков, то их доля в товарообороте в Челябинске будет неуклонно сокращаться и после 2010 г. составит не более 8%.
— Сергей Анатольевич, как Вы оцениваете уровень развития торговли в Челябинске? Насколько значительна доля торговли в экономике областного центра?
— Уровень развития торговли в Челябинске на сегодняшний день достаточно высокий. Так, розничный товарооборот в 2006 г. составил 111 млрд. 386 млн. 900 тыс. рублей. Рост к предыдущему году составил 125,5%. При этом на долю нашего города в розничном товарообороте области приходится 57,7%.
В целом состояние розничной торговли как отрасли в Челябинске определяют розничные торговые сети различной специализации. За последние два года в областном центре открылось более 150 магазинов форматов эконом-класс, универсам и супермаркет торговых сетей «Молния», «Пятерочка», «Дикси», «Незабудка», «Патэрсон», «Эльдорадо», «Мир» и других. Конкурентные преимущества сетевой торговли формирует логистика, которая дает возможность проведения централизованной закупочной политики, позволяет сократить запасы и затраты на их содержание.
— Что представляет собой сегодня торговая сеть Челябинска с точки зрения структуры? Какие торговые предприятия в ней преобладают, а в каких, напротив, ощущается недостаток?
— Потребительский рынок Челябинска в достаточной степени насыщен предприятиями розничной торговли. По состоянию на 1 января 2007 г. на территории города функционируют более 3800 предприятий торговли. В том числе 2307 объектов торговли относятся к магазинам, из которых имеют специализацию продуктовых 786 объектов, непродовольственных — 1248, универсальных магазинов — 273. Остальная доля рынка принадлежит 1521 объекту мелкорозничной торговли. Это павильоны, киоски и летние кафе. Существующая плотность предприятий торговли в Челябинске вполне отвечает потребностям жителей города.
В данный момент торговые сети в Челябинске активно развиваются, но мест для размещения торговых площадей пока хватает всем. Скажем, в соседнем Екатеринбурге уже некоторое перенасыщение торговыми сетями, им уже некуда развиваться, и они начали заниматься вытеснением конкурентов.
— Сколько торговых площадей в среднем приходится на одного жителя города? Как соотносится эта цифра с аналогичными показателями в других городах-миллионниках и в среднем по России?
— В настоящее время обеспеченность торговыми площадями населения города составляет 233% к нормативу, или 536 кв. м торговой площади на 1000 жителей. Для сравнения: в соседнем Екатеринбурге этот показатель равен 649 кв. м на тысячу жителей. Но этому есть объективные причины, поскольку Екатеринбург является средоточием транспортных путей.
К сожалению, в своей работе мы вынуждены руководствоваться нормативами, которые были приняты еще Советом Министров СССР. Однако, несмотря на то, что они устарели, их никто не отменял, и в соответствии с этими стандартами мы перевыполнили норматив на 233%.
Также следует отметить, что в Челябинске ежегодно открывается более 150 предприятий торговли и обеспеченность торговыми площадями имеет динамику к увеличению. Так, в 2006 г. было введено 178 новых магазинов с торговой площадью около 50 тыс. кв. м., из них продовольственных — 26 (13,4 тыс. кв. м), непродовольственных — 38 (3,1 тыс. кв. м), специализированных магазинов —111 (32,9 тыс. кв. м).
— Актуальна ли для Челябинска проблема экспансии федеральных торговых сетей. Какие плюсы и минусы Вы видите в этом явлении?
— Для Челябинска, в отличие от других регионов, где федеральные сети активно себя продвигают, экспансия крупных федеральных игроков не характерна. Такие известные в городе ритейлеры, как «Теорема», «Незабудка», «Молния», являются местными сетями. А присутствующие на нашем рынке федеральные игроки, например, сеть «Дикси», не играют определяющей роли. Да, сегодня к нам начинают приходить крупные операторы, типа компании «Седьмой континент» (гипермаркет «Наш»), но это пока единичные случаи.
Особых минусов в приходе «федералов» на наш рынок мы не видим, поскольку крупные сети привносят в обслуживание покупателей мировой опыт и собственные наработки. Это положительно сказывается на сервисе, и покупатель от этого только выигрывает. Поэтому экспансии ритейлеров мы не противостоим, ведь в конечном итоге цены и конкуренцию на рынке определяют потребители, которые сами решают в какой магазин им удобнее ходить за покупками.
Конечно, при экспансии федеральных игроков нельзя полностью исключить проблему вытеснения и разорения местных сетей. Но пока руководители действующих местных торговых сетей в Челябинске отмечают, что со стороны федеральных и транснациональных операторов острой конкуренции не ощущается.
Но мы не сомневаемся, что в ближайшее время не только Челябинск, но и другие областные города станут ареной острой конкурентной борьбы. В связи с этим возникнет необходимость в консолидации торговых предприятий в различные союзы и объединения, и такие предложения уже озвучивают предприниматели.
По статистике на сегодняшний момент федеральные торговые сети в Челябинске занимают около 10% рынка. В дальнейшем соотношение федеральных и местных игроков будет меняться и достигнет пропорции 50% на 50%. Этот процесс займет несколько лет. Но сказать, кто из игроков останется на рынке, пока сложно. Я считаю, что это будут те торговые предприятия, которые наиболее полно смогут удовлетворить ожидания покупателей.
Что касается разговоров о вымывании денежных средств из региона в случае прихода федеральных ритейлеров, то это заблуждение. Все федеральные сети регистрируются по месту пребывания, и соответственно все налоги остаются в регионе.
— Есть ли у региональных торговых сетей шанс противостоять федеральным ритейлерам? За счет каких конкурентных преимуществ они могут выжить?
— На мой взгляд, местные сети могут вполне успешно противостоять федеральному ритейлу. Сегодня они приглашают иностранных специалистов и стараются полностью соответствовать федеральным стандартам. Понятно, что у региональных сетей финансовые резервы не столь велики, как у столичных, но челябинская «Молния» ничем не хуже недавно открывшегося гипермаркета «Наш». Поэтому особой опасности вытеснения местных игроков я не вижу. Что касается мелких сетей, то, возможно, им нужно объединяться в некую консолидированную структуру.
— Сейчас активно обсуждается ситуация с розничными рынками в связи с вступлением в силу нового закона. Сколько сегодня рынков в Челябинске и какова их роль в снабжении горожан товарами? Не получится ли так, что с сокращением количества рынков, а этого следует ожидать в связи с их перерегистрацией, пострадают малообеспеченные слои населения?
— Практически с самого начала развития открытой рыночной торговли довольно остро встал вопрос о принятии федерального закона, регулирующего деятельность розничных рынков. Ведь бурный рост рыночной торговли позволил не только быстро решить проблему насыщения потребительского рынка доступными по цене товарами, но породил и массу проблем, связанных с продажей некачественных товаров, контрафактной продукции, несоблюдением санитарных требований при реализации скоропортящихся продуктов питания, неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием открытых рынков и многих других. Не урегулированы были также вопросы ответственности собственников рынков за нарушения, совершаемые продавцами, не разграничены полномочия органов власти всех уровней.
Следует отметить, что еще в 1999 г. решением городской Думы было принято Положение о территориальных рынках города Челябинска. Этот нормативный правовой документ позволял до последнего времени решать многие вопросы, но, конечно, не мог заменить федеральный закон.
Кроме того, с 2000 г. действует Программа реконструкции и строительства территориальных рынков города Челябинска. С этого момента на месте открытых рынков стали строиться современные торговые комплексы. Отдельные рынки были закрыты в связи со строительством на их территории иных объектов, часть мини-рынков получила статус торговых рядов.
Согласно новому федеральному закону рынки организуются в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта РФ. В Плане организации розничных рынков на территории Челябинской области, утвержденном постановлением губернатора от 3 апреля 2007 г., предусмотрена организация на территории Челябинского городского округа 53 рынков. Именно столько предприятий торговли в нашем городе на настоящий момент имеют статус территориального рынка. Из них 16 рынков не соответствуют установленным требованиям, но у них есть возможность до 2010 г. провести реорганизацию.
Когда закон о розничных рынках только вышел, в обществе была поднята волна ажиотажа, поскольку сразу не последовало никаких комментариев и официальных разъяснений. Сейчас уже стало ясно, что никакой угрозы для иностранцев, желающих легально работать на российских рынках, закон не содержит. Те иностранные граждане, которые узаконили свое положение и получили статус временно проживающих, вид на жительство, разрешение на работу, зарегистрировались в налоговой службе, остались работать на рынках. Всего же количество иностранцев на челябинских рынках сократилось на 40%.
Хотя допускаю, что закон содержит некоторые некорректные положения. Допустим, нам не составит труда закрепить 50% рынка за местными сельхозтоваропроизводителями. Гораздо сложнее ситуация с непродовольственными товарами, поскольку не только местных, даже отечественных производителей легкой промышленности можно пересчитать по пальцам.
Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция снижения роли рынков в снабжении горожан товарами: отмечается неуклонное уменьшение доли рынков в объеме продаж розничной торговли. Так, по уточненным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистикой по Челябинской области, по итогам прошлого года эта доля снизилась до 13%, или 14 034,7 млн. руб. А еще в 2005 г. данный показатель составлял 20,8%.
Вопреки опасениям принятие нового федерального закона не привело к росту цен на рынках. Как свидетельствуют статистические данные за I квартал 2007 г., цены практически остались на прежнем уровне: рост по итогам ежемесячного мониторинга на 10 рынках Челябинской области составил всего лишь 0,1%.
Сколько останется рынков в Челябинске в результате их перерегистрации, которая завершится 11 июня, сказать трудно. Но существенно их число не должно измениться. Хотя, уже сейчас ясно, что среди действующих рынков есть предприятия, которые по своему уровню соответствуют торговым комплексам. Проведя необходимые мероприятия (в том числе, приняв меры по обеспечению всех торговых мест ККТ), они смогут перейти в формат торгового комплекса, и им не нужно будет получать разрешение, чтобы работать дальше.
Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы все предприятия торговли, представившие в установленном законом порядке документы на получение разрешения на право организации розничного рынка, смогли его получить в требуемый законом срок.
— Ранее в органах власти существовали структуры, курирующие вопросы ценообразования на товары и услуги. Сегодня мэрия отслеживает ситуацию с ценами? Челябинск — «дорогой» или «дешевый» город в сравнении с другими областными центрами Уральского региона?
— Ежемесячный мониторинг государственной статистики цен по 33 городам РФ показывает, что в 2006 г. по 18 позициям цены в Челябинске были ниже общероссийских.
Из 28 наименований наблюдаемых товаров первой необходимости по 10-12 позициям (рыба, масло растительное, маргарин, сметана, творог и т.д.) цены ниже средних по городам Уральского региона.
Также регулярно проводимые мониторинги цен на основные продовольственные товары показывают, что в последнее время в динамике цен можно отметить определенную стабильность.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование цен, надбавок не применяется на все товары народного потребления, за исключение цен на продукты детского питания.
Однако, учитывая социальную значимость некоторых категорий товаров, на территории Челябинска действует постановление главы города от 16 июня 2000 г. «О формировании цен на продукты первой необходимости», на основании которого, на такие товары, как хлеб, мука, макаронные изделия, молоко и молокопродукты, масло животное, крупы, продукты детского питания, предприятиям всех форм собственности рекомендован предельный размер торговой надбавки 25%.
— Каким Вы видите развитие торговой сети Челябинска в ближайшие годы (приоритеты, основные направления)?
— Во-первых, в ближайшие годы местные сети окончательно сформируются. Одиночные магазины через пару лет будут принадлежать тем или иным сетям. Крупные торговые сети в своей работе будут внедрять магазины различных современных форматов с ассортиментной матрицей, прогрессивные и удобные для покупателей формы обслуживания.
Что касается мелкой розницы, то она, безусловно, будет сокращаться за счет развития сетевой торговли. Территориальные рынки и мелкорозничные торговые сети ждет упорядочение.
Также сейчас в Челябинске наметилась тенденция появления крупных современных торгово-развлекательных комплексов. К такому формату относятся ТРК «Горки», «Фокус». Через пару лет в городе откроются еще, как минимум, подобных 3 объекта.
Что касается рынков, то их доля в товарообороте в Челябинске будет неуклонно сокращаться и после 2010 г. составит не более 8%.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей ...
- Начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей ...
- Управление по торговле и услугам администрации Челябинска: За последние два ...
- Начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей ...
- Министерство экономического развития Челябинской области: Обеспеченность на ...