Предприятия малого и среднего бизнеса Челябинской области, не обладающие собственными системами безопасности, могут стать привлекательными объектами для рейдеров

Челябинская область может быть привлекательной для рейдерских атак. Об этом было заявлено на прошедшем сегодня в Челябинском юридическом институте МВД России круглом столе, посвященном вопросам предотвращения и профилактики незаконных захватов предприятий.

«Экономика страны и Челябинской области в последнее время испытывает подъем. Но модернизация производства, появление современных, высокорентабельных предприятий, активный выход на мировой рынок делают область привлекательной не только для инвесторов, но и для рейдеров», — заявил на открытии дискуссии заместитель губернатора Челябинской области Валентин Буравлев.

«Проблема криминальных захватов наших предприятий, или рейдерство, является новым, еще до конца не изученным видом преступления. По оценке специалистов, в реализации своих целей рейдеры используют всё многообразие преступных способов, начиная от подделки документов до физического устранения лиц, которые им мешают», — отметил В. Буравлев.

«Слияния и поглощения предприятий происходят во всем мире. И, наверно, это нормальное явление для рыночной экономики. Только в России эта тема очень криминализирована. Те страны, которые намного раньше нас вышли на рыночную площадку, уже давно разработали свои законы и способы борьбы с этим явлением. У нас же отсутствует законодательная и государственная практика противодействия рейдерству. Государство слишком поздно обратило внимание на эту проблему. Система наказания за рейдерство, как в Российской Федерации, так и в Челябинской области, не отработана», — прокомментировал заместитель губернатора.

Также В. Буравлев отметил, что без поддержки и содействия чиновников различных уровней, представителей правоохранительных систем рейдерские атаки не могли бы иметь успеха.

«Область должна быть готовой и уметь противостоять рейдерским атакам. Ведь поглощения предприятий сопровождаются напряжением социально-экономической обстановки муниципальных образованиях области», — добавил В. Буравлев.

По словам В. Буравлева, на экономическую безопасность Челябинской области рейдеры не влияют, поскольку те предприятия которые определяют экономическую безопасность, стабильно работают и имеют возможности для своей защиты. «Противодействие рейдерству — дело государственной важности. В Челябинске уже имеется печальный опыт захвата и последующего исчезновения известных, хорошо работающих предприятий. В качестве громких примеров можно привести Челябинский инструментальный завод, завод оргстекла. Эти и другие уникальные предприятия прекратили свое существование», — сообщил на сегодняшнем круглом столе по вопросам предотвращения и профилактики незаконных захватов предприятий начальник Челябинского юридического института МВД России Олег Нациевский.

По словам О. Нациевского, правоохранительные органы еще не выработали повсеместную практику борьбы с незаконным захватом предприятий. Так, в 2005-2006 гг. в Челябинской области из 7 возбужденных дел в суд было направленно только одно дело.

«Рейдерству можно дать следующее определение. Это общее название цепочки операций, которые с помощью законодательной уязвимости позволяет завладеть капиталом предприятий. При этом совершается вывод активов у законных владельцев собственности. Рейдерство — это сложный и высокоинтеллектуальный бизнес. А рейдеры, это те люди, которые осуществляют захват собственности по заказу. Во всем мире рейдерство считается самым сложным видом преступления. Для проведения захвата бизнеса требуется высокая квалификации участников, это так называемые «беловоротничковые» преступники», — пояснил О. Нациевский.

«У рейдерства, скорее всего, отсутствует какая-либо региональная специфика, но это не означает, что у него отсутствуют региональные интересы», — заявил на круглом столе в Челябинске президент МРОО «Корпоративное развитие и защита» Александр Осиновский.

По словам А. Основского, к 2005 г. московский рынок оказался полностью поделен, после чего рейдеры обратили внимание на Санкт-Петербург и регионы. «Сейчас волна рейдерства идет из центра, подозреваю, что скоро она достигнет и Челябинска. Не исключено, что захват предприятий будет инвестироваться московскими деньгами в местные рейдерские команды. На эти деньги будет происходить взращивание, воспитание и вооружение технологиями местных группировок. Челябинск же я оцениваю как очень привлекательный объект для рейдерства», — считает А. Осиновский.

Говоря об истоках этого явления, он отметил, что первые крупные рейдерские конфликты начали происходить в Москве, когда в середине 90-х годов в стране началась массовая приватизация и бурный этап становления акционерных обществ. «В тот период все, кто хотел и имел возможность приобрести собственность, это сделали. В 1998 г. случился кризис: те, кто «сидел» на экспорте, стали богаче, а кто на импорте — потеряли свои доходы. Между владельцами бизнеса началось толкание плечами. Тогда и родилась фраза: «Приобретаемый бизнес стоит столько, сколько надо вложить в его отъем. Речь уже шла не о реальной стоимости приобретаемого пакета акций, а о том, сколько надо вложить средств, чтобы завладеть чужими активами», — пояснил А. Осиновский.

«Но крупные предприятия начали обрастать собственными системами корпоративной безопасности и уже с 2002 г. становятся в гораздо меньшей степени уязвимыми для рейдеров. Сделки по приобретению контроля над большим бизнесом становятся соизмеримыми со стоимостью отъема. И такие предприятия уходят из поля зрения рейдеров. С этого момента начинается процесс перетекания их интересов к предприятиям среднего и малого бизнеса, которые не могут позволить себе создать собственную систему безопасности», — добавил эксперт.

«Основным предметом рейдерского интереса главным образом являются земля и недвижимость, цены на которую опережают другие показатели роста. Это в первую очередь предопределяет интерес к захвату зданий, земельных участков. Их, прежде всего, интересуют территории, которые можно будет без труда пустить в оборот, открыв торговые или развлекательные центры», — подчеркнул А. Осиновский.

Опасность рейдерства для предприятий региона была отмечена и на проходившем на днях в Челябинске форуме «Инновации. Новый взгляд на ОПК».

«По данным Торгово-промышленной палаты РФ в России, с 2000-го по 2005 годы произошло около 5 тыс. случаев незаконного захвата предприятий. Только за прошедший год рейдеры покусились на бизнес 1900 хозяйств, совокупная стоимость которых составляет более 200 млрд. руб.», — сообщил на форуме заместитель генерального директора по безопасности и режиму ОАО НПО «Электромашина» Владимир Горяев.

«Если раньше предприятия, решая вопросы экономической безопасности, занимались в основном физической охраной и защитой информационных ресурсов, то в настоящее время среди основных экономических угроз предприятиям все чаще приходится отражать рейдерские атаки, цель которых — захват активов и имущества. В некоторых случаях рейдеры используют схему многопорядочного приобретателя и идут путем многократной переуступки права требования. Также они любят переносить споры в судебные инстанции, что дает им возможность накладывать арест на счета, активы и имущество. Нередко сумма арестованного имущества на порядок превышает объем претензий истца к предприятию. Такие действия рейдеров приводят к параличу производства. И все эти и другие рейдерские приемы уже испытали на себе предприятия Челябинской области», — рассказал В. Горяев.

По словам В. Горяева, необходимо принять превентивные меры, способные предотвратить попытки рейдерских притязаний. Ассоциация предприятий ОПК Челябинской области уже провела совещание по экономической безопасности предприятий. На нем было выработано предложение о создании юридического совета, который будет оказывать предприятиям правовую и консультационную помощь при возникновении внутренней и внешней угрозы.

«Все понимают, что рейдерство — это высокоинтеллектуальный и высокодоходный бизнес. Но интересы этого вида деятельности в корне расходятся с интересами государства и промышленности. С этим видом деятельности надо уметь бороться и уметь ему противостоять», — заключил В.Горяев.

По словам президента Лиги содействия оборонным предприятиям Александра Бриндикова, специалистов, которые занимаются рейдерством, в Челябинской области, немного, можно выделить лишь пять «знаковых структур», которые специализируются на этом виде деятельности.

«Личина рейдеров такова, что они часто приходят на предприятия под видом оказания экономической, консультационной помощи. Обмен информацией поможет предотвратить недружественное поглощение. Сами же предприятия не должны опасаться взаимодействия и воспринимать это как некий момент системы сбора информации», — отметил А. Бриндиков.

«Как правило, рейдерские конфликты носят закрытый характер. Сами предприятия стараются не подвергать публичной огласке такие случаи, поскольку существуют организации с не совсем прозрачной экономикой. И многие руководители опасаются, что в ходе конфликта или судебного разбирательства, к примеру, информация об уходе от налогов может стать достоянием соответствующих органов», — сообщил УрБК начальник отдела корпоративной безопасности ЗАО «Профинвестсервис» Михаил Сергеев.

«Уровень доходности от рейдерства составляет от 300% до 1000%. К примеру, рейдеры при доходности в 100% еще подумают, стоит ли начинать атаку. Перед тем как начать захват предприятия, стоимость проекта очень тщательно прочитывается», — рассказал М. Сергеев.

По словам М. Сергеева, в Челябинской области рейдерство развито не так сильно, как, возможно, в в других регионах. Но сейчас на местах, помимо собственных рейдерских группировок, стали появляться столичные рейдеры, которые устремили свой взгляд на регионы.

«Для предприятия существует как внутренняя, так и внешняя угроза рейдерства. Любой корпоративный конфликт, который рассматривается в арбитражном суде, может расцениваться как попытка рейдерства внутри компании. Чаще всего такие конфликты происходят из-за внутренних разногласий собственников и акционеров», — отметил М. Сергеев.

«Уголовный кодекс не предусматривает прямую ответственность за рейдерскую атаку, но действия рейдеров так или иначе подпадают под такие статьи уголовного кодекса, как вымогательство, хищение. При захвате предприятия действия рейдеров могут нарушать около 20 статей уголовного кодекса», — пояснил эксперт.

«Чтобы увеличить безопасность предприятия и уменьшить вероятность рейдерской атаки, существуют целый комплекс процедур. Предприятию необходимо разрабатывать тактику защиту и проверять учредительные документы на соответствие законодательству, процедуру совершения сделок. Соблюдение этих и ряда других мер существенно снижает привлекательность предприятия в глазах рейдеров», — считает М. Сергеев.

Другие материалы по теме: