«Челябинский рабочий» и Елена Баженова информируют: «Тихое постановление против экологии? Инициатива депутатов Законодательного Собрания области ставит под сомнение сохранность зеленых зон вокруг городов»

В конце последнего заседания Законодательного Собрания области (ЗСО) депутаты в качестве законодательной инициативы единогласно приняли проект постановления "О внесении изменений в статьи 77 и 86 Земельного кодекса и статью 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В этот день все внимание журналистов было сконцентрировано на принятии бюджета, на вышеупомянутое постановление мало кто обратил внимание. Между тем поправки, которые просят внести областные депутаты в федеральные законы, напрямую касаются экологической безопасности каждого из нас.

700 квадратов зелени на человека

Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ запрещает переводить участки, на которых расположены зеленые зоны, в другую категорию, а именно — в земли населенных пунктов. На этой территории закон разрешает только размещение линий электропередачи и связи, дорог, трубопроводов, а также (по решению Правительства РФ) строительство аэродромов. Такой порядок, по мнению депутатов, не позволяет изменять границы населенных пунктов с целью их дальнейшей застройки и развития. В пользу принятия поправок (указано в пояснительной записке к постановлению) и то, что сведения о зеленых зонах устарели. Они установлены еще правовыми актами СССР и РСФСР и не отражают фактического положения на местности.

Стоит пояснить, что зеленые зоны возле городов выполняют санитарные функции. Поэтому в них и запрещена хозяйственная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.

Заместитель начальника главного управления лесами области Валерий Нигматуллин считает, что перевод зеленых зон из одной категории в другую должен быть обоснованным. Площадь их вокруг городов рассчитывается по нормативам на одного жителя. По ГОСТу 17.5.3.01-78 на 1000 горожан должно приходиться 70 га леса. В таких городах, как Сатка и Куса, зеленая зона превышает норматив в четыре раза. А некоторые населенные пункты уже не существуют, но вокруг них сохранилась зеленая полоса, которая не позволяет, например, добывать полезные ископаемые. По мнению Валерия Нуретдиновича, поправки, касающиеся этой территории вокруг населенных пунктов, в закон вносить необходимо.

С этим не согласен руководитель челябинского областного общественного фонда «Экология» Николай Щур. Он считает, что принятие предполагаемой поправки - примерно то же самое, что готовящийся к выходу «олимпийский» закон, который касается Сочи.

— Там ведь надо построить огромное количество объектов, - делится своими мыслями Николай Алексеевич, - а земля занята другими постройками. Существующее сегодня законодательство не позволяет государству просто так забирать землю без согласия собственника. Кто захочет расстаться с землей в этом золотом краю? Вот и вышло правительство с инициативой внести в Думу поправку к Земельному кодексу, по которой предполагается отчуждение земли для государственных нужд в Сочи без согласия собственника. По этому закону он в суде сможет оспорить только размер компенсации. Этот закон хоть и принимается специально для Сочи, но распространяться он будет, скорее всего, на всю страну. Похожая ситуация получится и с санзоной, если инициатива южноуральских депутатов будет продвигаться на уровне Госдумы. Власть получит карт-бланш на леса санитарной зоны. Что за этим последует, спрогнозировать несложно: будет изменена (в сторону уменьшения) норма леса на одного жителя и деревья начнут вырубать.

Пример с Саткой и Кусой, где лесов больше, чем установлено нормой, Николай Алексеевич считает некорректным:

— Планета одна, и лесов, необходимых всем людям, мало. В нашей области есть огромные территории вовсе без деревьев, а кислород, вырабатываемый саткинскими и кусинскими лесами, расходуется всеми. Одним словом, инициатива депутатов - это бизнес.

Исчезнет ли спасительный лес?

Словно в подтверждение последней фразы Николая Щура мы получили информацию из управления Росприроднадзора по Челябинской области. Начальник отдела экологической экспертизы Александр Митусов рассказал, что в прошлом году на градостроительном совете стало известно, что глава Челябинска утвердил проект планировки на так называемой Краснопольской площадке-1. Чуть раньше ЗСО приняло закон, изменивший границы двух муниципальных образований - Сосновского района и Челябинска. В город перешло приблизительно 500 га земли с лесом. 90 га занимает так называемая Краснопольская площадка.

— Почему-то после изменения границ в пользу областного центра власти Челябинска посчитали, что произошла и смена категории этих земель, - поясняет Александр Митусов. - По действующему на тот момент законодательству изменять категорию зеленых зон, к которым последние и относятся, может только правительство. Никаких работ по узакониванию перевода не проводилось. Земли должны были размежевать за счет заявителя (городской Думы Челябинска). Кроме того, за перевод из одной категории в другую город должен был заплатить в федеральный бюджет приличную сумму - около 100 млн. руб. Сегодня на этом участке проектируются дороги и жилые кварталы, а в ближайшее время наверняка будет проведена самовольная вырубка леса.

— Мы в течение года стучались во все двери, — отметил Александр Митусов, — поставили в известность городские власти, прокуратуру, управление лесами, пытались выяснить у Росимущества, был ли перевод земель из одной категории в другую или просто изменилась граница муниципальных образований. Но внятного ответа так и не получили. Чуть меньше месяца назад отправили запрос председателю ЗСО Владимиру Мякушу. Изменение категории земель не предусматривает изменение собственности, на сегодня они - федеральная собственность. Город напрямую нарушает действующее земельное и лесное законодательство: не узаконен перевод зеленых зон в другую категорию, на этой территории проектируются жилые дома, намечается реализация площадей. А с нового года внесены изменения в Земельный кодекс, которые напрямую запрещают перевод зеленых зон в другую категорию. Если Владимир Мякуш ответит нам, что перевод в другую категорию все же был, то получится, что Законодательное Собрание превысило свои полномочия и взяло на себя функции правительства. Мы, конечно, понимаем, что Челябинск должен развиваться и строиться, но не за счет уничтожения лесов и нарушения законодательства.

— Подобный вопрос возник и в Кусе, - добавляет Александр Митусов. — Там хотят построить в зеленой зоне горнолыжный центр (вырубке подлежит больше 100 гектаров леса). В этом случае депутаты поддержали нас: пока не будет нормативного акта, который разрешил бы вырубку деревьев в зеленой зоне, трогать их не будут. Видимо, потому народные избранники и выступили с вышеупомянутой инициативой разрешить перевод зеленых зон в земли поселений.

В соответствии с конституцией России любой из нас имеет право на благоприятную окружающую среду. Зеленые зоны вокруг мегаполисов жизненно необходимы горожанам. Поэтому только массовые обращения граждан по поводу конкретных фактов беспорядка в лесах могут подтолкнуть власть к принятию мер. Наиболее острые проблемы можно решить с помощью соответствующих нормативов и поправок в Лесной кодекс и другие федеральные законы. Касаться они должны сохранения лесов, а не их уничтожения. Но когда узнаешь, что на запросы и требования федеральной структуры по охране природы нет никакой реакции, то наше право на чистый воздух оказывается под сомнением.

33 случая незаконной рубки леса зарегистрировано за 2006-2007 годы на Южном Урале

На 1,5 тыс. кубометров уменьшилось количество лесов в области

Более 11 млн. руб. стоил этот лес

Всего около 432 тыс. руб. удалось взыскать с нарушителей

Мнение мэрии Челябинска

Как относятся к переводу зеленых зон в категорию поселений в администрации Челябинска? Можно ли проблему нового строительства решать не за счет лесов, а путем освоения территорий с ветхоаварийным жильем? На эти вопросы "Челябинского рабочего" ответил заместитель главы по градостроительству Владимир Слободской:

— В этом году мы запланировали ввести в эксплуатацию до 600 тыс. кв. м. жилья, до 2010 г. эта цифра возрастет до 700-800 тыс. Объемы жилищного строительства требуют интенсивного развития, в том числе перевода части земель из одной категории в другую. В основном это будет касаться неиспользуемых площадей сельскохозяйственного назначения, прилегающих к Челябинску. На территории города возможны небольшие изменения правового зонирования, в малой степени затрагивающие зеленые зоны, в основном там, где их по факту не существует.

Что касается застройки на месте ветхоаварийного жилищного фонда (в Челябинске таких домов 1300), то эта работа осложнена существующими законами. Для того чтобы выставить такие участки на аукцион, муниципалитет обязан освободить их - расселить жилые дома и снести их. Темпы расселения могут быть динамичнее, если объем выделяемых бюджетных средств будет больше.

Вместе с тем мы строим один дом для этих целей и планируем еще два в 2008 г.. Для решения проблемы этого недостаточно, пытаемся решить ее силами застройщиков. Для этого им приходится производить сложную процедуру: разработать проект планировки квартала, выкупить ветхий жилой фонд и расселить его, размежевать территорию, а затем построить на этой земле новые дома.

Что касается Краснопольской площадки-1, то в администрации Челябинска нам сказали, что не согласны с мнением управления Росприроднадзора. Ответ по этому вопросу мэрия даст позже. По ее мнению, в этой ситуации много спорных моментов.

Другие материалы по теме: