Региональные рынки бытовой техники: перспективы развития

Рост доходов населения и последующий за ним рост потребительского спроса оказали в течение года заметное влияние на рынок розничной торговли. Малодоступность рынка недвижимости направила денежный поток в сторону розницы, в том числе на рынок бытовой и электротехники.

«Сектор розничной торговли входит в тройку самых быстрорастущих в российской экономике. Даже по консервативному прогнозу, который делает Росстат, размер розничного рынка России в 2011 году достигнет $ 821 млрд. По данным ИК «Ренессанс Капитал», скорректированным на расхождение официальной статистики и реального размера рынка, к концу 2011 года розничный рынок может увеличиться до $ 1 трлн. Россияне ежегодно будут тратить около $ 7 200, из которых $ 3 270 — на продукты питания, а $ 3 930 — на непродовольственные товары. Эксперты в оптимизме своих прогнозов основываются на трех предпосылках: экономика страны продолжит расти на 5,8—6,8 % в год в реальном выражении; вслед за ВВП опережающими темпами будут увеличиваться доходы населения (в среднем на 10 % ежегодно), причем в регионах они будут расти быстрее, чем в столице», — сообщила директор по связям с общественностью розничной сети «Техносила» Надежда Сенюк.

Рынок бытовой и электротехники относится к самым быстроразвивающимся сегментам розничного рынка. Как отмечает Н. Сенюк, через десять лет объем российского рынка бытовой и электротехники приблизится к $ 60 млрд, в среднем сохраняя ежегодный прирост в 9—10 %. В I полугодии 2006 года, после нескольких лет бурного роста, неожиданно произошла стагнация рынка, обнаружив характерную цикличность и изменения в структуре потребительского спроса.

В целом объем российского рынка бытовой техники и электроники в 2007 году составит порядка $ 15—16 млрд (исключая мобильные телефоны и компьютерную технику). Значительная часть продаж будет приходиться на региональные рынки.

Руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли Retail audit department GFK RUS Маргарита Дударева называет основным условием успешных продаж наличие инновационных товаров. «За I полугодие 2007 года товарооборот крупной бытовой техники в евро вырос на 3,2 %, TV-, аудио- и видеотехники — на 3,3 %, малой бытовой техники — на 6,8 %. Продажи по аналогичным группам упали на 0,1 %, 4,8 % и 0,8 % соответственно. Цены в евро выросли на 3,3 %, 5,5 % и 7,7 %», — сообщает М. Дударева.

Условия роста

«Основное условие для роста современного рынка бытовой техники и электроники — наличие инновационных товаров. Это значит, что производитель должен своевременно реагировать на изменяющиеся запросы рынка путем внедрения новых высокотехнологичных продуктов. Некоторые «традиционные» категории постепенно теряют свои доли. Замена одних товаров другими внутри категории обеспечивает шансы рынка на положительную динамику. Замедление рынка бытовой техники, вызванное некоторым его насыщением, компенсируется только покупками «для замены», при которых потребитель готов потратить больше денег на новую, более мощную, удобную, современную модель. Рост спроса на встраиваемую технику идет быстрее в крупных городах, однако и в малых существует перспектива развития этого рынка», — полагает М. Дударева.

«Рынок «электронного ретейла» в российской розничной торговле сегодня можно считать одним из самых консолидированных — единственным сегментом розницы, практически поделенным между сетевыми игроками. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, доля сетевой торговли на рынке БТиЭ составляет 60 %. При этом 48 % продаж от общего оборота рынка приходится на четыре сети: «Эльдорадо» (23 %), «М.видео» (10 %), «Техносила» (8 %), «Мир» (7 %). Чем больше процент организованной розницы в общем обороте рынка, тем меньше у сетей возможностей для органического роста, поэтому на те темпы развития, которые были в предыдущие годы, рассчитывать уже не приходится», — заявила Н. Сенюк.

Экспансия в регионы

В этой ситуации практически единственным вариантом дальнейшего развития для торговых сетей является региональная экспансия, как отмечают участники рынка. «Несмотря на существенную разницу между регионами в их экономическом развитии, рост денежных доходов и потребительских расходов наблюдается повсеместно на всей территории России. Именно рост потребления со стороны населения, вызванный продолжающимся увеличением личных доходов, способствует тому, что на фоне общего замедления развития рынка бытовой техники и электроники в российских регионах в электробытовых магазинах продолжают увеличиваться приток покупателей и рост среднего размера чека. Данный факт позволяет аналитикам и экспертам рынка говорить о том, что в настоящее время всё еще сохраняются неплохие перспективы для органического роста розничных сетей, однако в ближайшие годы рост оборота ретейлеров за счет открытия новых магазинов будет сокращаться. Российский рынок бытовой техники и электроники сегодня растет в большей степени за счет регионов, где электробытовой ретейл активно развивается», — сообщает Н. Сенюк.

По ее словам, это обусловлено насыщенностью и освоенностью столичного рынка, что способствует усилению региональной экспансии федеральных сетей. Кроме того, немаловажными факторами являются рост доходов и потребительских расходов населения в регионах, рост рынка торговой недвижимости, развитие в субъектах РФ рынка складской недвижимости. По мнению экспертов, наиболее верной для предотвращения падения продаж в период замедления роста рынка и возможной стагнации является двунаправленная стратегия, заключающаяся как в количественном, так и в качественном росте сетей. Такая стратегия имеет будущее. Она поможет сетям сохранить свои обороты в момент, когда увеличение количества магазинов уже не будет способствовать пропорциональному росту выручки.

Старший консультант торговой недвижимости компании Knight Frank Екатерина Подлесных отмечает, что открытие торговых центров в регионах носит социальный аспект: рост оборота розничной торговли (реализация отложенного спроса), рост налоговых поступлений в региональный бюджет (прозрачность бизнеса), новые рабочие места. Например, Metro Cash&Carry обеспечивает 300—350 рабочих мест, «МЕГА» — 6—7 тыс. рабочих мест. Среди основных тенденций рынка в настоящий момент Е. Подлесных называет укрупнение проектов: ТЦ площадью 100 000 кв. м уже не редкость, динамичное развитие сетевых торговых центров, усиление процесса дифференциации уровня ставок между сегментами. В среднесрочной перспективе произойдет насыщение ряда рынков городов-миллионников, перемещение фокуса девелоперской активности в наиболее динамично развивающиеся «полумиллионники». Также ожидается появление новых форматов профессиональных ТЦ (outlet, lifestyle) и рост числа инвестиционных приобретений региональных ТЦ.

Рынок Челябинска

Челябинск, по данным компании Knight Frank, занимает 7-е место по России по уровню среднемесячной заработной платы и 10-е место по обороту розничной торговли (оборот розничной торговли в 2006 году составил 102 млрд руб., объем на душу населения — 93 тыс. 321 руб.). По обеспеченности торговыми площадями профессиональных торговых центров Челябинск также занимает 7-е место (92 кв. м на 1 000 человек) и в 3 раза отстает от лидеров (Санкт-Петербург — 282 кв. м на 1 000 человек).

«На мой взгляд, рынок по продаже бытовой техники Челябинска приближается к насыщению. Конечно, у нас город-миллионник, но здесь есть «Эльдорадо» чуть не с 1998 года, «Рембыттехника» недавно слилась с «Экспертом». Выход новых игроков может оказаться запоздалым, у нас присутствует довольно много федеральных сетей бытовой техники», — заявляет директор челябинского филиала ИК «Брокеркредитсервис» Григорий Вахитов.

Основные тенденции и проблемы на местном рынке бытовой техники и электроники повторяют общероссийские: рынок торговой недвижимости в регионах переживает бум строительства, но его темпы все еще не совпадают с потребностями ретейлеров. Качественных торговых центров в Челябинске, как и во многих регионах, катастрофически не хватает. Такой дефицит нередко приводит к девелоперскому диктату, жесточайшим тендерам между арендаторами и необоснованному росту арендных ставок, как отмечают аналитики компании «Техносила».

Проблемы

Активная экспансия ретейлеров в регионы началась при отсутствии на местных рынках соответствующей инфраструктуры, в частности торговых и складских помещений. В результате торговые сети вынуждены либо снижать требования, либо создавать инфраструктуру самостоятельно.

Решением проблемы дефицита торговых помещений может быть строительство крупными компаниями собственных торговых центров. «Вполне закономерно, что крупные розничные игроки вынуждены искать возможности для самостоятельного развития, инвестировать в девелопмент. Строительство торговых центров обеспечивает ретейлеру значительно большую свободу при планировании своего регионального развития, позволяет занимать наиболее подходящие для него места (а в некоторых случаях это просто единственный способ выхода на неосвоенные рынки) и, конечно, дает возможность диверсифицировать средства в однозначно перспективный и доходный бизнес. Наряду с розничным рынком коммерческая недвижимость является одним из наиболее интересных бизнесов, активность на рынках продажи и покупки очень высока», — подчеркивает Н. Сенюк.

Идеальный торговый центр, по мнению директора департамента развития розничной торговой сети «Детский мир» Николая Козадерова, должен быть совокупностью предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений. Предприятия подобраны в соответствии с концепцией и осуществляют свою деятельность в специально спланированном здании (или комплексе зданий), профессионально управляются и поддерживаются в виде целостной функциональной единицы. Потенциал востребованности и успешности ТЦ зависит от следующих факторов: зона влияния, месторасположение, состав арендаторов (концепция), транспортная доступность, парковки, архитектурно-планировочные решения, современная инженерия, конкурентное окружение, зона отдыха и развлечений. Технические требования арендаторов к ТЦ любого уровня таковы: форматная торговая площадь, позволяющая реализовывать ассортиментную матрицу арендатора; форма площади — прямоугольник с отношением сторон не более 1:2; высота зала не менее 3 метров от «чистого» пола до подвесного потолка; воздухообмен — кратность не ниже 3; электроснабжение не менее 80 Вт на кв. м; вентиляция приточно-вытяжная (не менее 10 000 куб. м на 1 000 кв. м); водоснабжение, канализация; пожарная безопасность (система оповещения о пожаре, сигнализация, слаботочные системы, дымоудаление); кондиционирование. На данный момент далеко не все собственники торговых помещений, даже в городах-миллионниках, могут предоставить такие условия. Чтобы подтвердить это на уровне Челябинска, достаточно вспомнить такие организации, как «Дом быта» и «Фокус», по поводу пожарной безопасности которых постоянно возникают споры.

Вторая проблема, препятствующая развитию рынка в регионах, — фактическое отсутствие складских помещений. Как заявляет директор по связям с общественностью компании «Евразия Логистик» Наталья Полухина, активная экспансия в регионы ретейлеров создала огромный спрос на складские площади класса А, которых фактически нет. Эта тенденция не нова, ретейлеры ожидают комплексного предложения складских площадей единого уровня в регионах. Логистические операторы не могут удовлетворить их потребности, поэтому созрела необходимость в развитии крупного сетевого складского проекта на территории РФ. Общий реализованный объем рынка индустриальной недвижимости в России на 2007 год ― 5 200 млн кв. м, потенциальная емкость рынка ― 50 000 000 млн кв. м. В ближайшие три-четыре года рынок складской недвижимости будет развиваться за счет сетевых проектов. В Челябинске их уже не менее 15. Практически по всех регионах спрос на складские помещения очень мало удовлетворен.

«Мы предполагаем, что к концу 2008 года на рынке появятся качественные площади, что позволит операторам не отвлекаться на эти моменты. На сегодня в Челябинске доля складов класса А составляет менее 0,01 млн кв. м и не более 13 % от общей площади складов, в то время как потенциал оценивается в 0,6—0,18 млн кв. м», — заявила Н. Полухина.

Вице-президент по бизнес-процессам компании «Техносила» Леонид Тюкавкин также сообщает, что в Уральском регионе существуют большие сложности со складскими помещениями. «Мы собираемся открывать здесь магазины и не очень довольны теми складами, которые есть сейчас. При таком положении на рынке складской недвижимости иногда проще все снести и построить заново. Рост числа магазинов непропорционально отстает от количества складов, и в небольших городах условия бывают даже более выгодными. В целом на Урале есть проблемы с организацией единого стабилизационного центра, пока мы предполагаем его открыть в Перми. Есть два варианта: либо открывать три склада в Челябинске, Екатеринбурге и Перми, либо, что более грамотно, открыть единый склад, однако этого пока не позволяет сделать региональная логистика», — отметил он.

Перспективы развития

По мнению участников рынка, в среднесрочной перспективе произойдет насыщение ряда рынков городов-миллионников, перемещение фокуса девелоперской активности в наиболее динамично развивающиеся «полумиллионники». Также ожидается появление новых форматов профессиональных ТЦ (outlet, lifestyle) и рост числа инвестиционных приобретений региональных ТЦ. Далее, будет продолжаться усиление процесса консолидации бизнеса крупных игроков, увеличение количества сделок по слиянию и поглощению в сегменте крупного и среднего регионального бизнеса, привлечение заемных средств и использование новых финансовых инструментов для дальнейшего развития. Наблюдается тенденция по сокращению банков-партнеров и переход сетей на эксклюзивные партнерства, что вызвано желанием ретейлеров максимально оптимизировать модель работы по потребкредитованию для повышения ее эффективности.

Выводы

Итак, практически все секторы розничного рынка демонстрируют активное развитие и увеличение своей доли в регионах. Эти же тенденции сохраняются на рынке бытовой и электротехники, однако он практически весь уже распределен между четырьмя крупными игроками: «Эльдорадо» (23 %), «М.видео» (10 %), «Техносила» (8 %), «Мир» (7 %). Дальнейшему росту и продвижению сетей препятствуют два фактора: отсутствие необходимой базы торговых и складских помещений требуемого уровня, что характерно практически для всех регионов страны. Кроме того, рынок близится к насыщению, для сохранения лидирующих позиций ретейлеры вынуждены постоянно следить за новыми технологиями и внедрять инновационные продукции. Челябинск на сегодня демонстрирует средние показатели, особенно в сравнении со столицами, однако, как отмечают представители торговых компаний, имеет хороший потенциал, особенно при условии создания необходимой инфраструктуры.

Другие материалы по теме: