В 2007 году в Челябинской области сумма просроченной задолженности по кредитам, предоставленных банками физическим лицам, составила 2,5 млрд. рублей
В Челябинской области растет абсолютная сумма просроченной задолженности по кредитам, предоставленных банками физическим лицам. В 2007 году она составила 2,5 млрд. руб. Об этом сообщила на круглом столе начальник Управления надзора за деятельностью кредитных организаций Главного управления Центрального банка РФ Наталья Табуева.
По ее словам, причин невозврата здесь несколько. «До недавнего времени мы сталкивались с фактами доведения до заемщиков не в полном объеме информации об их расходах по обслуживанию кредита. Кроме того, низкая финансовая грамотность населения зачастую не позволяют заемщику рассчитать свои возможности по погашению кредита, что влечет к просроченной задолженности в будущем. Принятие в декабре 2007 года изменений в Федеральный закон «О защите прав потребителей» сняло проблему информированности заемщиков о реальной стоимости кредита, но долги по указанной причине еще остаются. Идя на встречу потребителю, банки стараются упростить процедуру выдачи экспресс-кредитов, максимально сокращая время на оформление документов и не требуя обеспечения по нему», — отметила Н. Табуева.
Кроме того, по ее словам, участились случаи мошенничества заемщиков при получении автокредитов.
При этом анализ внутренних документов банков, касающихся процедур предоставления кредитов на приобретение автомобиля свидетельствуют о достаточно взвешенном подходе к обеспечению указанных кредитов. «Так, наряду с обязательным условием залога транспортного средства, приобретенного за счет кредита, в качестве дополнительного обеспечения в ряде случаев оформляется поручительство юридических или физических лиц. Принимаются и другие меры, направленные на снижение рисков невозврата кредита. В одних банках, юристы сопровождают сделку до момента регистрации автомашины в ГИБДД. В других применяют повышенные проценты за кредит на период до поступления в банк подлинника ПТС. Однако проблемы по взысканию автокредита продолжают иметь место. И они вызваны необходимостью регистрации автомобилей в ГИБДД, что обуславливает нахождение на руках у заемщика в течение нескольких дней паспорта транспортного средства. Эту ситуацию и используют мошенники, реализуя автомобиль, являющийся предметом залога», — подчеркнула Н. Табуева.
Она отметила, что данная сложная ситуация может быть решена на законодательном уровне, либо путем внесения соответствующих дополнений в нормативные акты МВД России.
С целью уменьшения концентрации рисков кредитные организации создают собственные дополнительные механизмы защиты. «Проводится диверсификация розничного кредитного портфеля за счет увеличения доли обеспеченных кредитов, модернизируются продуктовые линейки. Мы наблюдаем тенденцию снижения выдачи экспресс-кредитов. Внедряются и совершенствуются скоринговые системы анализа оценки финансового состояния заемщика. И это далеко не полный перечень», — отметила Н. Табуева.
По ее словам, снижению кредитных рисков в определенной степени способствует и взаимодействие банков с бюро кредитных историй. «По результатам проведенного нами опроса инорегиональных банков, на 1 марта текущего года при решении вопроса о выдачи кредита в 1003 случаях банками принято во внимание информация бюро кредитных историй, в том числе в 296 случаях было отказано потенциальным заемщикам в предоставлении кредита. Эти цифры не велики, учитывая, что число действующих кредитных договоров на 1 марта 2008 года составило более 243 тыс. Это свидетельствует о слишком медленной реализации Федерального закона о кредитных историях, а также о необходимости его совершенствования», — пояснила Н. Табуева.
Она отметила, что данным Федеральным законом не предусмотрена возможность взаимодействия бюро между собой, вследствие чего кредитные организации лишены возможности получить всю кредитную историю, обратившись в одно бюро кредитных условий. Для получения полноценной информации о заемщике банку необходимо обратиться в несколько бюро, в которых находятся части кредитных историй. А это приводит к дополнительным расходам кредитных организаций. Кроме того, ряд кредитных организаций, являющихся основными игроками на рынке розничного кредитования, сотрудничают лишь с собственными бюро кредитных историй. В марте 2007 года Сбербанк подписал договор об обмене негативной информации о заемщиках — физических лицах, но только с одним бюро — национальным бюро кредитных историй.
«Несмотря на озвученные проблемы, все региональные банки работают прибыльно, обеспечивают выполнение нормативов, установленных Банком России, соответствуют требованиям системы страхования. Банки подключились к решению социально-экономических программ области, осваивают и реализуют новые интересные продукты и услуги. Надеемся, что накопленный банками потенциал, взвешенная кредитная политика, адекватная оценка рисков, дальнейшее совершенствование действующего законодательства и банковского надзора со стороны Банка России позволит избежать кредитным организациям серьезных потерь и сохранить устойчивость банковского сектора области», — заключила Н. Табуева.
По ее словам, причин невозврата здесь несколько. «До недавнего времени мы сталкивались с фактами доведения до заемщиков не в полном объеме информации об их расходах по обслуживанию кредита. Кроме того, низкая финансовая грамотность населения зачастую не позволяют заемщику рассчитать свои возможности по погашению кредита, что влечет к просроченной задолженности в будущем. Принятие в декабре 2007 года изменений в Федеральный закон «О защите прав потребителей» сняло проблему информированности заемщиков о реальной стоимости кредита, но долги по указанной причине еще остаются. Идя на встречу потребителю, банки стараются упростить процедуру выдачи экспресс-кредитов, максимально сокращая время на оформление документов и не требуя обеспечения по нему», — отметила Н. Табуева.
Кроме того, по ее словам, участились случаи мошенничества заемщиков при получении автокредитов.
При этом анализ внутренних документов банков, касающихся процедур предоставления кредитов на приобретение автомобиля свидетельствуют о достаточно взвешенном подходе к обеспечению указанных кредитов. «Так, наряду с обязательным условием залога транспортного средства, приобретенного за счет кредита, в качестве дополнительного обеспечения в ряде случаев оформляется поручительство юридических или физических лиц. Принимаются и другие меры, направленные на снижение рисков невозврата кредита. В одних банках, юристы сопровождают сделку до момента регистрации автомашины в ГИБДД. В других применяют повышенные проценты за кредит на период до поступления в банк подлинника ПТС. Однако проблемы по взысканию автокредита продолжают иметь место. И они вызваны необходимостью регистрации автомобилей в ГИБДД, что обуславливает нахождение на руках у заемщика в течение нескольких дней паспорта транспортного средства. Эту ситуацию и используют мошенники, реализуя автомобиль, являющийся предметом залога», — подчеркнула Н. Табуева.
Она отметила, что данная сложная ситуация может быть решена на законодательном уровне, либо путем внесения соответствующих дополнений в нормативные акты МВД России.
С целью уменьшения концентрации рисков кредитные организации создают собственные дополнительные механизмы защиты. «Проводится диверсификация розничного кредитного портфеля за счет увеличения доли обеспеченных кредитов, модернизируются продуктовые линейки. Мы наблюдаем тенденцию снижения выдачи экспресс-кредитов. Внедряются и совершенствуются скоринговые системы анализа оценки финансового состояния заемщика. И это далеко не полный перечень», — отметила Н. Табуева.
По ее словам, снижению кредитных рисков в определенной степени способствует и взаимодействие банков с бюро кредитных историй. «По результатам проведенного нами опроса инорегиональных банков, на 1 марта текущего года при решении вопроса о выдачи кредита в 1003 случаях банками принято во внимание информация бюро кредитных историй, в том числе в 296 случаях было отказано потенциальным заемщикам в предоставлении кредита. Эти цифры не велики, учитывая, что число действующих кредитных договоров на 1 марта 2008 года составило более 243 тыс. Это свидетельствует о слишком медленной реализации Федерального закона о кредитных историях, а также о необходимости его совершенствования», — пояснила Н. Табуева.
Она отметила, что данным Федеральным законом не предусмотрена возможность взаимодействия бюро между собой, вследствие чего кредитные организации лишены возможности получить всю кредитную историю, обратившись в одно бюро кредитных условий. Для получения полноценной информации о заемщике банку необходимо обратиться в несколько бюро, в которых находятся части кредитных историй. А это приводит к дополнительным расходам кредитных организаций. Кроме того, ряд кредитных организаций, являющихся основными игроками на рынке розничного кредитования, сотрудничают лишь с собственными бюро кредитных историй. В марте 2007 года Сбербанк подписал договор об обмене негативной информации о заемщиках — физических лицах, но только с одним бюро — национальным бюро кредитных историй.
«Несмотря на озвученные проблемы, все региональные банки работают прибыльно, обеспечивают выполнение нормативов, установленных Банком России, соответствуют требованиям системы страхования. Банки подключились к решению социально-экономических программ области, осваивают и реализуют новые интересные продукты и услуги. Надеемся, что накопленный банками потенциал, взвешенная кредитная политика, адекватная оценка рисков, дальнейшее совершенствование действующего законодательства и банковского надзора со стороны Банка России позволит избежать кредитным организациям серьезных потерь и сохранить устойчивость банковского сектора области», — заключила Н. Табуева.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- В 2007 году в Челябинской области сумма просроченной задолженности по креди ...
- Главное управление Центрального банка РФ по Челябинской области Наталья Таб ...
- Начальник Управления надзора за деятельностью кредитных организаций Главног ...
- В Челябинской области участились случаи мошенничества заемщиков при получен ...
- Челябинский филиал ЗАО «ВТБ 24»: При оценке каждого заемщика мы обращаемся ...