Виктор Шепелев: Предыдущие три года реализации национального проекта «Здоровье» принесли нам ощутимые результаты

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр здравоохранения Челябинской области Виктор Шепелев.

— Виктор Алексеевич, с какими проблемами в системе здравоохранения сегодня приходится сталкиваться министерству?

— Если говорить о финансовой стороне вопроса, то с серьезными трудностями, как это произошло со многими предприятиями в условиях финансового кризиса, мы пока не столкнулись. Прежде всего, это связано с тем, что правительство Челябинской области выполняет все свои обязательства по финансированию территориальной программы, по которой жителям области гарантируется оказание бесплатной медицинской помощи. На аппаратных совещаниях губернатора постоянно сообщается, что поступления в бюджет Челябинской области достаточно серьезно сократились. Несмотря на это территориальная программа продолжает финансироваться из бюджета региона в полном объеме. Причем за четыре месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года финансирование программы выросло на 29%. На эти средства лечебные учреждения имеют возможность приобретать медикаменты, расходные материалы на лечение, продукты питания для пациентов, платить зарплату медработникам. Стоит отметить, сейчас в лечебных учреждениях нет проблем с ее выплатой. Хотя в условиях дефицита бюджета мы вынуждены сокращать расходы на приобретение нового медицинского оборудования, текущий и капитальный ремонт. Но серьезный задел был создан в прошлые годы, тогда было приобретено значительное количество новой медицинской техники. В 2006 году на эти цели было затрачено 1 млрд. 200 млн. руб., в 2007 году — 1млрд . 950 млн. руб., в 2008 году — более 1 млрд. руб. Благодаря этим средствам мы не только переоснастили клиники, но и открыли новые подразделения, такие как хирургический корпус в областной детской больнице, областную детскую туберкулезную больницу и так далее.

Продолжают выделяться финансовые средства и на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Для жителей области такие дорогостоящие вмешательства бесплатны, их оплачивают бюджеты самых разных уровней. В этом году Минздравсоцразвития РФ выделило для наших жителей более 2 тыс. квот на получение высокотехнологичной медицинской помощи в ведущих федеральных учреждениях здравоохранения. Это больше, чем в прошлые годы. Ежегодно количество этих квот, а значит и возможностей получить дорогостоящую операцию, для южноуральцев увеличивается. Но это не все резервы, которые есть у региона для оказания таких видов медпомощи нашим жителям. За счет федеральных средств сложнейшие операции проводятся в Челябинской областной клинической больнице, в третьей городской больнице Челябинска и онкологическом диспансере, который недавно получил статус окружного. Из областного бюджета на проведение таких дорогостоящих вмешательств также выделяются все необходимые финансовые средства.

Другая задача, которая стоит перед министерством — это снижение уровня младенческой смертности. Сегодня это одна из важных проблем системы здравоохранения. Объясню почему. Этот показатель считается интегративным, т.е. по нему судят не только об уровне развития всей системы здравоохранения, но и о социально-экономическом развитии региона. В течение последних нескольких лет планомерное снижение уровня младенческой смертности — один из приоритетов работы минздрава. Благодаря многим нашим мероприятиям удалось значительно снизить этот показатель. Например, мы дооснастили службу материнства и детства ультразвуковыми аппаратами, позволяющими на ранних сроках определять врожденные пороки и предотвращать младенческую смертность. Также в Челябинской области работает перинатальный консилиум, который анализирует состояние здоровья женщины, и в случае выявления у нее каких-то соматических заболеваний, доктора советуют или не советуют сохранять беременность, хотя право выбора всегда остается за матерью. Кроме того, в областной детской клинической больнице в течение трех лет работает реанимационно-консультативный центр (РКЦ), который с введением нового хирургического корпуса получил еще большее развитие: его оснастили реанимобилями, дыхательной и следящей аппаратурой. Подобный РКЦ работает и в городе Магнитогорске на базе одной из детских больниц.

В прошлом году мы впервые сконцентрировали всю специализированную хирургическую помощь для детей, в том числе новорожденных, в одном месте. В новом хирургическом корпусе детской областной больницы за здоровьем маленьких пациентов следят ведущие детские врачи области. Кроме того, мы в последние годы дооснастили кардиохирургический центр в областной больнице и в течение последних 8-9 месяцев все новорожденные с врожденным пороком сердца оперируются в Челябинске и не отправляются в федеральные клиники.

К сожалению, в показателе младенческой смертности 20% детей до года умирают не по медицинским причинам. Чаще всего это случается в неблагополучных семьях. С 2007 года такие семьи берутся под патронаж. Эта работа тоже приносит свои плоды.

В целом наши показатели по уровню младенческой смертности чуть ниже среднероссийских. Предыдущие три года реализации национального проекта «Здоровье», когда были сделаны значительные инвестиции в обучение специалистов, приобретение нового оборудования, открытие новых медицинских центров,принесли нам сегодняшние позитивные результаты.

— С какими жалобами чаще всего обращается население в министерство? Какая работа проводится для их разрешения?

— Вообще в течение года мы получаем несколько тысяч писем с обращениями. И ни одно из них не остается без рассмотрения.

Большинство обращений — это заявления по вопросам оказания лечебной помощи больным, например, направление на высокотехнологичное лечение в федеральные и областные клиники. Иногда людям приходится ждать, в некоторых случаях в день обращения оказать высокотехнологичную помощь нельзя. У нас сформирована очередь на протезирование суставов, и, несмотря на то, что в 2008 году было сделано несколько сотен таких операций, людям все равно иногда приходится ждать подобных операций 2-3 года. В случаях, когда человек нуждается в срочном лечении, комиссия на уровне нашего министерства принимает решение, что человек нуждается во внеочередном оказании медицинской помощи.

В нашем министерстве с 2008 года работает отдел контроля качества медицинской помощи, который занимается систематическими проверками качества предоставляемых медицинских услуг. Если обратившийся к нам гражданин считает, что ему оказана некачественная помощь, либо она неадекватна его состоянию, организуется дополнительная внеплановая рабочая группа, и она проводит проверку во всех без исключения случаях, после чего делается вывод, обоснована жалоба или нет. В случае обоснованности обращения мы требуем от лечебного учреждения, чтобы были проведены необходимые мероприятия для устранения нарушений, а затем проверяем исполнение нашего поручения.

— В марте председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал постановление, в рамках которого Челябинский областной онкологический диспансер получил статус окружного медицинского центра. Виктор Алексеевич, какие преимущества несет в себе это решение для Челябинской области и для соседних регионов?

— В соответствии с подписанным 3 марта постановлением, кроме Челябинской области еще 10 регионов должны быть дооснащены за счет средств федерального бюджета до уровня и табеля оснащения региональных центров. Между тем, Челябинская область единственная получила статус окружного центра и практически в два раза больше финансовых средств.

Как отмечали специалисты, Челябинская область является одним из наиболее подготовленных субъектов страны в плане своевременного выявления и грамотного лечения онкологических заболеваний. В последние годы благодаря поддержке губернатора Челябинской области Петра Сумина мы существенно смогли заменить парк старого оборудования и приступили к строительству в Челябинске и Магнитогорске центров позитронно-эмиссионной томографии, для которых приобрели полный комплекс медицинской техники. К тому же в наших учреждениях онкологического профиля работают хорошо подготовленные специалисты. Поэтому Челябинский областной онкологический диспансер не случайно получил статус окружного центра.

Один из плюсов данного решения заключается в том, что почти 872 млн. руб. поступят в наш регион на приобретение уникального медицинского оборудования. Во многом перечень медицинской техники, которая будет закупаться в рамках постановления, идентичен, но наш регион будет располагать уникальными возможностями лечения с помощью так называемых радионуклидов, и для этих целей мы реконструируем и дооснастим отделение радионуклидной терапии. В настоящее время такая медицинская помощь оказывается лишь в городе Обнинске. Наша область выполняет эту программу на условиях софинансирования — из консолидированного бюджета региона должно быть выделено не менее 261,5 млн. руб. на подготовку помещений, дополнительную подготовку специалистов, а также на дооснащение необходимым медоборудованием ряда муниципальных учреждений здравоохранения.

Если говорить в целом, то онкологический диспансер за год оказывает помощь 9 тыс. пациентам только в стационаре. С введением новых мощностей можно говорить о том, что количество пациентов, которым можно будет помочь, значительно увеличится.

На сегодняшний день направлено письмо за подписью губернатора Челябинской области о том, что мы готовы выполнить свои обязательства по софинансированию. Все необходимые для этого дополнения и изменения внесены в бюджет Челябинской области и одобрены Законодательным собранием.

— А в какой стадии готовности находятся два знаковых объекта Челябинской области — федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии и центр позитронно-эмиссионной томографии? Когда их планируется ввести в эксплуатацию?

— В настоящее время в центре позитронно-эмиссионной томографии в Челябинске уже смонтировано поставленное медицинское оборудование, уникальное для Челябинской области. В течение ближайших полутора месяцев будет закончен монтаж вентиляции, монтаж и проверка электрических сетей, в это же время будет проходить инсталляция — установка программного обеспечения аппаратуры и его апробация. Скорее всего, уже в июле мы сможем сделать первые диагностические процедуры на томографе. Но для того, чтобы ПЭТ-центр начал работать в полном объеме, необходимо получить лицензию. На это уйдет еще некоторое время.

Что касается кардиохирургического центра, то мы рассчитываем, что он будет запущен в текущем году. Сегодня в центре завершаются строительные работы. Треть медицинского оборудования, необходимого для работы учреждения, находится уже на территории города Челябинска, другая часть аппаратуры находится в Санкт-Петербурге, еще треть техники готовится к поставке. По последним данным, федеральное Министерство здравоохранения готовит постановление о создании юридического лица. Как только появится юридическое лицо с наименованием «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии», а мы надеемся, что это произойдет в течение ближайших полутора-двух месяцев, тогда будет возможность набрать персонал, который приступит к организации медицинской деятельности — будет получать оборудование и заниматься набором следующих сотрудников.

Другие материалы по теме: