Челябинские автошколы восстановили в правах
19 вновь лицензируемых автошкол Челябинска едва не оказались на грани закрытия
Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств», разработанные Минобрнауки, ГИБДД и Минтрансом, должны были вступить в силу с 1 ноября 2011 года. Согласно им водительские экзамены должны были проходить на собственных автоматизированных автодромах школы, оснащенных такими имитационными элементами, как перекресток, пешеходный переход, и другими. Кроме того, школы обязали иметь оборудование для психофизиологического тестирования учеников и автомобили с аудио- и видеонаблюдением. Новые правила должны были вступить в силу с 1 ноября 2011 года. На сегодня в Челябинске необходимой технической оснасткой обладает только ООО «КАФС».
Позиция автошкол
Председатель президиума совета директоров автошкол Челябинска Алексей Гришин заявил, что подобное положение является нарушением антимонопольного законодательства. «На автодроме школы «КАФС» проводился эксперимент, в результате которого были сделаны необоснованные выводы о том, что обучение в данной организации повышает качество подготовки курсанта. Однако в самом эксперименте такие показатели не отслеживались. «КАФС» продвигают везде — это, прежде всего, большие деньги, а не учебные проблемы. Права же других автошкол ущемлены. С этим согласно и Минобразования», — отметил он. Кроме того, А. Гришин считает, что уровень подготовки в «КАФСе» не соответствует утвержденным Правилам дорожного движения в России.
«Первый этап практического экзамена полностью списан с автодрома южнокорейской фирмы «DI Electronics Со, Lid», построенного для автошколы «КАФС» в городе Челябинске. Технических условий для данных комплексов нет, а если и появятся, то, вернее всего, будут полностью копировать южнокорейскую систему. В связи с этим возникает вопрос: процесс подготовки водителей в России будет отдан на откуп иностранному производителю? В регионах имеются собственные разработки по подобным системам. Однако отечественные системы получают одобрение только на словах, а южнокорейские — в письменном виде», — добавил он.
Министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин отметил, что новые правила не были утверждены Министерством юстиции РФ и, таким образом, не имеют обязательной силы. Тем не менее он подчеркнул, что ГИБДД уже берет их за основу при выдаче заключения о соответствии материально-учебной базы. «В свою очередь, мы не можем выдать лицензию, если отсутствует положительное заключение ГИБДД», — предупредил В. Садырин.
Жалобы поступали и в УГИБДД ГУВД по Челябинской области. Однако заместитель начальника Андрей Мурыгин счел проблему не столь важной. «Отечественные производители точно так же, как и южнокорейская компания, могут предлагать свои разработки для автоматизированных автодромов. Список компаний-поставщиков, который утверждает ГИБДД, открыт. Так, например, в Краснодаре за 2 года разработали, построили и утвердили в департаменте свой автоматизированный автодром. Если наши автошколы не устраивает корейский продукт, они ничем не ограничены в выборе другого поставщика», — сообщил он.
Реакция антимонопольного органа
Тем не менее Челябинское УФАС России приняло сторону автошкол и порекомендовало Госавтоинспекции воздержаться от досрочного применения новой методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
Автошколы, у которых отсутствуют собственные автоматизированные автодромы, будут вынуждены прибегать к услугам единственной обучающей организации, имеющей автодром, соответствующий новым правилам. А при отсутствии специальных транспортных средств, используемых на автоматизированном автодроме, автошколам придется использовать транспортные средства ООО «КАФС» либо оснащать свои необходимым оборудованием, совместимым с автодромом автошколы. Таким образом, досрочное введение методики и заключение соглашения могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств и нарушению ст. 15 и ст. 16 закона «О защите конкуренции».
«Поскольку в настоящее время ни один из действующих нормативно-правовых актов не обязывает автошколы обучать курсантов вождению на автоматизированном автодроме, досрочное применение методики создаст сложности для кандидатов в водители, которые прошли обучение в других автошколах. Также это приведет к созданию для ООО «КАФС» преимущественных условий деятельности, увеличению его доли на рынке образовательных услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции», — предупредили работники антимонопольной организации.
Рассмотрев ситуацию, Челябинское УФАС России направило в свое головное ведомство материалы о соответствии методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами требованиям антимонопольного законодательства. В ответ на это Федеральная антимонопольная служба России приняла в декабре решение об отмене «Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств», так как требование к автошколам о наличии собственного компьютеризированного автодрома нарушает ст. 16 ч. 4 закона «О защите конкуренции», поскольку может привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Разрешение конфликта
Вопрос о введении новых стандартов технического оснащения автошкол рассматривался также в Генеральной прокуратуре РФ. В ходе проверки было выяснено, что в нарушение действующего законодательства методика не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. В связи с этим в адрес министра внутренних дел РФ было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов.
По сообщению пресс-службы Генпрокуратуры, в настоящее время требования удовлетворены. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России издал письмо в адрес руководителей органов управления Госавтоинспекции и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, в котором отозвал методику с исполнения. Письмо указанного департамента о порядке ее досрочного применения отменено. На информационных стендах в подразделениях Госавтоинспекции в местах приема граждан должна быть размещена соответствующая информация.
Выводы
Можно сказать, что автошколы отделались легким испугом. Своевременное вмешательство надзорных органов спасло их от закрытия, а будущих водителей — от непредсказуемых скачков цен на обучение в условиях абсолютной монополии. Тем не менее эксперты считают, что в ближайшее время руководители автошкол постараются-таки оснастить свои организации техническими новинками, а компенсация затрат ляжет на плечи обучающихся.
Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств», разработанные Минобрнауки, ГИБДД и Минтрансом, должны были вступить в силу с 1 ноября 2011 года. Согласно им водительские экзамены должны были проходить на собственных автоматизированных автодромах школы, оснащенных такими имитационными элементами, как перекресток, пешеходный переход, и другими. Кроме того, школы обязали иметь оборудование для психофизиологического тестирования учеников и автомобили с аудио- и видеонаблюдением. Новые правила должны были вступить в силу с 1 ноября 2011 года. На сегодня в Челябинске необходимой технической оснасткой обладает только ООО «КАФС».
Позиция автошкол
Председатель президиума совета директоров автошкол Челябинска Алексей Гришин заявил, что подобное положение является нарушением антимонопольного законодательства. «На автодроме школы «КАФС» проводился эксперимент, в результате которого были сделаны необоснованные выводы о том, что обучение в данной организации повышает качество подготовки курсанта. Однако в самом эксперименте такие показатели не отслеживались. «КАФС» продвигают везде — это, прежде всего, большие деньги, а не учебные проблемы. Права же других автошкол ущемлены. С этим согласно и Минобразования», — отметил он. Кроме того, А. Гришин считает, что уровень подготовки в «КАФСе» не соответствует утвержденным Правилам дорожного движения в России.
«Первый этап практического экзамена полностью списан с автодрома южнокорейской фирмы «DI Electronics Со, Lid», построенного для автошколы «КАФС» в городе Челябинске. Технических условий для данных комплексов нет, а если и появятся, то, вернее всего, будут полностью копировать южнокорейскую систему. В связи с этим возникает вопрос: процесс подготовки водителей в России будет отдан на откуп иностранному производителю? В регионах имеются собственные разработки по подобным системам. Однако отечественные системы получают одобрение только на словах, а южнокорейские — в письменном виде», — добавил он.
Министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин отметил, что новые правила не были утверждены Министерством юстиции РФ и, таким образом, не имеют обязательной силы. Тем не менее он подчеркнул, что ГИБДД уже берет их за основу при выдаче заключения о соответствии материально-учебной базы. «В свою очередь, мы не можем выдать лицензию, если отсутствует положительное заключение ГИБДД», — предупредил В. Садырин.
Жалобы поступали и в УГИБДД ГУВД по Челябинской области. Однако заместитель начальника Андрей Мурыгин счел проблему не столь важной. «Отечественные производители точно так же, как и южнокорейская компания, могут предлагать свои разработки для автоматизированных автодромов. Список компаний-поставщиков, который утверждает ГИБДД, открыт. Так, например, в Краснодаре за 2 года разработали, построили и утвердили в департаменте свой автоматизированный автодром. Если наши автошколы не устраивает корейский продукт, они ничем не ограничены в выборе другого поставщика», — сообщил он.
Реакция антимонопольного органа
Тем не менее Челябинское УФАС России приняло сторону автошкол и порекомендовало Госавтоинспекции воздержаться от досрочного применения новой методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
Автошколы, у которых отсутствуют собственные автоматизированные автодромы, будут вынуждены прибегать к услугам единственной обучающей организации, имеющей автодром, соответствующий новым правилам. А при отсутствии специальных транспортных средств, используемых на автоматизированном автодроме, автошколам придется использовать транспортные средства ООО «КАФС» либо оснащать свои необходимым оборудованием, совместимым с автодромом автошколы. Таким образом, досрочное введение методики и заключение соглашения могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств и нарушению ст. 15 и ст. 16 закона «О защите конкуренции».
«Поскольку в настоящее время ни один из действующих нормативно-правовых актов не обязывает автошколы обучать курсантов вождению на автоматизированном автодроме, досрочное применение методики создаст сложности для кандидатов в водители, которые прошли обучение в других автошколах. Также это приведет к созданию для ООО «КАФС» преимущественных условий деятельности, увеличению его доли на рынке образовательных услуг и, как следствие, к ограничению конкуренции», — предупредили работники антимонопольной организации.
Рассмотрев ситуацию, Челябинское УФАС России направило в свое головное ведомство материалы о соответствии методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами требованиям антимонопольного законодательства. В ответ на это Федеральная антимонопольная служба России приняла в декабре решение об отмене «Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств», так как требование к автошколам о наличии собственного компьютеризированного автодрома нарушает ст. 16 ч. 4 закона «О защите конкуренции», поскольку может привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Разрешение конфликта
Вопрос о введении новых стандартов технического оснащения автошкол рассматривался также в Генеральной прокуратуре РФ. В ходе проверки было выяснено, что в нарушение действующего законодательства методика не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. В связи с этим в адрес министра внутренних дел РФ было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов.
По сообщению пресс-службы Генпрокуратуры, в настоящее время требования удовлетворены. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России издал письмо в адрес руководителей органов управления Госавтоинспекции и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, в котором отозвал методику с исполнения. Письмо указанного департамента о порядке ее досрочного применения отменено. На информационных стендах в подразделениях Госавтоинспекции в местах приема граждан должна быть размещена соответствующая информация.
Выводы
Можно сказать, что автошколы отделались легким испугом. Своевременное вмешательство надзорных органов спасло их от закрытия, а будущих водителей — от непредсказуемых скачков цен на обучение в условиях абсолютной монополии. Тем не менее эксперты считают, что в ближайшее время руководители автошкол постараются-таки оснастить свои организации техническими новинками, а компенсация затрат ляжет на плечи обучающихся.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Челябинское УФАС рекомендует воздержаться от досрочного применения новой ме ...
- Челябинское УФАС России: Прием экзаменов на получение водительских прав тол ...
- ФАС России признала требование о наличии автоматизированных автодромов в ка ...
- Председатель президиума совета директоров автошкол Челябинской области Алек ...
- Из-за несоответствия новым требованиям 19 автошкол Челябинской области не м ...