Турсезон-2010: тенденции

С началом тепла начался «горячий» сезон у турфирм. Традиционно сезоном отдыха считается период с 15 апреля по 15 октября. Таким образом, туроператоры уже получили возможность определить тенденции, сравнить уровень спроса с прошлогодним и оценить, что более востребовано — Увильды, Одесса или, к примеру, Египет.

Как сообщила президент Ассоциации туристических агентств Челябинской области Людмила Мосина, уровень цен на путевки поднялся примерно на 10% по сравнению с прошлым годом.

По мнению участников турбизнеса, новый сезон характеризуется более тщательным подходом покупателей: программы выбираются заранее и на длительный срок.

«Этот год достаточно резко отличается от предыдущего. Во-первых, можно отметить большую глубину продаж, — это означает, что многие путевки бронируются заранее, иногда даже за 3 месяца. Люди хотят гарантированно отдыхать в тех отелях, которые они выбрали. На сегодня не менее 15% отелей уже полностью забронированы. Во-вторых, клиенты предпочитают отдыхать минимум 10 дней, и туроператоры это уже почувствовали. Люди стали лучше разбираться в ситуации, они понимают, что в стоимости турпакета две трети составляет авиабилет, и если уж выезжать на отдых, то на продолжительное время», — уточнила Л. Мосина.

«На 7—9 дней в основном летят люди, которые имеют проблемы с отпуском либо стеснены в средствах, потому что неделя — это, конечно, мало для полноценного отдыха», — добавила уполномоченный директор турагентства TEZ TOUR Алла Дюбина.

Откуда лететь?

Как отмечают участники рынка, среди региональных аэропортов, безусловно, лидирует Екатеринбург, опережая Пермь, Тюмень, Челябинск и по количеству рейсов, и по качеству услуг. Впрочем, многие предпочитают близкое расположение удобству.

«К сожалению, приходится констатировать тот факт, что челябинскому аэропорту очень сложно предоставить услуги того же качества, что и в Екатеринбурге. Конечно, стоимость услуг соответствует эксклюзивному, так сказать, положению, но сегодня близлежащим аэропортам — Перми, Тюмени, Челябинску — очень сложно догнать Екатеринбург. Тем не менее люди идут на минимизацию комфорта, лишь бы сократить путь, особенно те, кто отдыхают с детьми», — отметила Л. Мосина.

«Из Челябинска отправляется намного меньше рейсов, в том числе чартерных на регулярной основе (всего 7 в неделю, а там — 25). Безусловно, это отражается на стоимости путевок, хотя и не очень резко. Тем не менее в Екатеринбурге за 15—20 дней до вылета можно найти предложения гораздо дешевле, чем у нас», — рассказала она.

По ее словам, на сегодня функционируют 3 вида перевозок: на регулярной основе, регулярные чартерные рейсы и просто чартерные перевозки. Простой чартер выполняется 1—2 раза за летний период, регулярный — не менее 15 раз. Сейчас чартеры регулируются малой частью свода законов. Государство настаивает на том, чтобы все авиаперевозки выполнялись на постоянной основе и регламентировались одним законодательством, так как туристу «в случае чего» очень сложно вернуть свои деньги. Но это увеличивает нагрузку на туроператора и повышает стоимость турпакета. Например, если говорить об Испании, то пользуются популярностью туры с 15 апреля по 10 октября, а в остальное время заполняемость этих рейсов будет минимальной. Уровень рентабельности резко снизится, все дополнительные расходы будут заложены в тариф, что неизбежно отразится на стоимости авиабилета. Таким образом, все расходы опять лягут на плечи туриста.

Куда лететь?

По данным Л. Мосиной, российские направления начинают активно продаваться после 15 июня. Традиционно большим спросом пользуются круизы, к примеру, из Одессы, Санкт-Петербурга. Второе место занимают экскурсионные туры, в том числе по Южному и Среднему Уралу. Предполагается, что южные направления будут продаваться немного активнее.

«Делать дополнительные выводы пока рано, но по звонкам в агентства можно судить, что спрос будет не меньше прошлогоднего. Это радует, потому что мы, честно говоря, ожидали спада. Что касается детского отдыха, туроператоры пошли следующим путем: они договариваются с принимающими компаниями, с отельной базой, и на базе одного отеля делается анимационная программа для детей — к примеру, на 12 дней из 14. Хотя есть операторы, которые организуют детские центры за рубежом: в Словении, Словакии, Чехии, Венгрии, Турции, Болгарии. В частности, Болгария всегда пользовалась популярностью в отношении детского отдыха. Принимающие компании достаточно трепетно относятся к российским детям, всегда предусмотрен психолог, много развлекательных и экскурсионных мероприятий. Если судить по родительским запросам, то на первом месте опять-таки Болгария, на втором — Турция», — пояснила Л. Мосина.

Представители туроператоров дружно напоминают: главное при выборе детского отдыха — безопасность.

«Хотелось бы добавить, что я всегда рекомендую вывозить в Турцию детей после 16 лет. Все-таки это очень специфическая страна, много внимания со стороны мужского населения, и хотелось бы, чтобы дети были взрослее и реально оценивали ситуацию, которая может быть совершенно непредсказуемой. Хотя, безусловно, в компаниях, принимающих детей, присутствует усиленная охрана и подготовленные детские воспитатели», — подчеркнула Людмила Мосина.

«У нас, к примеру, нет специальных детских туров. Есть программа «взрослые плюс ребенок», есть отдел корпоративного отдыха в Москве, который рассчитает любую заявку — так обычно и происходит, потому что запросы поступают. Но и здесь обязательно сопровождение взрослого, пусть не родителя, но человека, который отвечает за ребенка», — сообщила начальник отдела бронирования Pegas Touristik в Челябинске Людмила Бугайцова.

Местный отдых

«Неправильно сравнивать объемы иностранного и местного отдыха, потому что за границу люди выезжают раз-два в год, а в течение лета отдыхают на местных базах. У нас загрузка порядка 400 тыс. отдыхающих в год, или 27 тыс. человек единовременно. Обычно наши базы загружены на 40%, это вполне рентабельная цифра», — рассказал начальник отдела Министерства по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области Александр Филиппов.

По мнению чиновников, успешность местной туриндустрии значительно страдает от недостатка информационного обеспечения.

«Я могу сказать, что в 2009 году от индустрии туризма в консолидированный бюджет области поступило 490 млн. руб. По существующим канонам менеджмента принято направлять на информационное обеспечение не менее 10%, а это ни много ни мало 49 млн. руб. А если 25—50% направлять на дальнейшее развитие... Но ни в 2009-м, ни в этом году на нашу отрасль не поступило ни копейки. То же касается выставок. В последний раз мы участвовали в международных выставках в 2008 году, на это было затрачено 900 тыс. руб. Можно было бы использовать печатные СМИ, книги, телевидение, но ничего этого не делается. Это мы знаем, что у нас есть Увильды или Зюраткуль, а в Москве не все слышали, что существуют Уральские горы, не говоря уже о загранице. Иностранцы знают в России Москву, Санкт-Петербург, может быть, «Золотое кольцо», в последнее время на слуху Байкал, потому что местные представители турбизнеса уже седьмой год посещают разные выставки. Всё это надо делать регулярно», — заявил А. Филиппов.

Развитию туризма препятствует не только отсутствие финансирования, но и «распыление» рекламных объектов.

«Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо формирование единого бренда Южного Урала. По этому вопросу проводилось несколько совещаний и в городе, и в области, но из-за отсутствия финансирования вопрос остался нерешенным», — считает Л. Мосина.

«Что касается детских оздоровительных лагерей на территории Челябинской области, в этом году бюджетом выделено порядка 640 млн., финансирование идет через министерство образования. Около 300 млн. будет направлено на загородные лагеря, 150 млн. идет через министерство социальных отношений на малоимущих, еще 10 млн. получило областное управление молодежи, и, конечно, плюс городские лагеря», — добавил А. Филиппов.

По словам Л. Мосиной, стоимость детской путевки по сравнению с прошлым годом выросла незначительно — на 5%.

«Новых стационарных лагерей не появилось, и вряд ли в ближайшее время они появятся», — считает А. Филиппов.

«Даже палаточные лагеря совершенно нерентабельны, если, конечно, вы не едете дикарями. Дело в том, что землю надо брать в аренду, все леса у нас федеральные, коэффициенты тоже федеральные. 1 га в аренду на год стоит 96 тыс., хотя он будет использоваться всего месяц. У нас были предложения от коммерсантов, они поработали таким образом и ничего не получили», — отметил он.

С ним согласна Л. Мосина. «Доходность с человека на экскурсии по Челябинской области составляет 25 руб., к примеру. Какие ресурсы нужно внести, денежные и человеческие, чтоб организовать детский лагерь с 15 июня по 15 августа? Они просто неокупаемы», — считает она.

Форс-мажор

По оценке представителей турбизнеса, извержение вулкана в Исландии не создало серьезной помехи местным фирмам.

«Все туроператоры отреагировали достаточно быстро: пересадили своих пассажиров на другие рейсы, подключили поезда, автобусы... Никто из туристов не был брошен. В принципе мы можем, конечно,страховать туристов от всего, но это будет очень дорого стоить — и нам, и прежде всего самим туристам. На сегодня мы к этому материально не готовы. Турпакет поднимется на 30%, это достаточно большая цифра. Безусловно, нужно более оперативно реагировать на такие вещи. Например, если самолет не вылетает, авиаперевозчик обязан разместить людей в гостинице, не оставлять их сидящими в аэропорту. Всё, конечно, предусмотреть невозможно. Россия вышла из данной ситуации достаточно благополучно, в Европе проблем было больше», — уточнила Л. Мосина.

Кроме этого, все отметили, что страны с нестабильной политической обстановкой, вопреки ожиданиям, пользуются у клиентов повышенной популярностью.

«Наши люди чаще всего рассуждают так: если там волнения, значит, там дешевле. Это, видимо, наша особенность — считать, что именно со мной ничего не произойдет. В целом российские туристы отличаются любопытством и жаждой адреналина. Стоит отметить, что в последнее время здравомыслия у них всё же стало больше: например, во время извержения вулкана некоторое количество рейсов было отложено», — рассказала Л. Бугайцова.

Если отдых оказался испорчен по вине турфирмы, при быстрой и правильной реакции есть шанс вернуть свои деньги.

«В случае возникновения претензий необходимо в течение 20 дней по окончании турпоездки письменно обратиться с претензией в двух экземплярах, один экземпляр вручить туроператору, и в течение 10 дней компания обязана ответить. Никаких устных телефонных переговоров или обещаний! Если нет никакого ответа, в таком случае подключается управление Роспотребнадзора, но опять-таки при наличии письменной жалобы», — подчеркнула ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Челябинской области Татьяна Сысо.

«В этом году за май еще не поступало ни одного обращения от недовольных граждан, в отличие от предыдущих лет. В прошлом году было и 2 судебных разбирательства. Мы при проверках всегда стараемся настраивать туроператоров на то, чтобы разрешать все конфликты в досудебном порядке», — отметила она.

Выводы

В целом можно отметить, что положение с турбизнесом в Челябинске вполне предсказуемо, спрос и предложение остаются в рамках прошлого года. Однако это относится в большей степени к заграничному отдыху. Что касается местных баз, гостиниц и санаториев, их информационное обеспечение и стратегия развития остались буквально на уровне Советского Союза. Ситуация осложняется полным отсутствием финансирования и единой инвестиционной политики. Низкая рентабельность тех программ, которые существуют сегодня, создает замкнутый круг. С другой стороны, стоит отметить повышение юридической грамотности турагентств: регулярные проверки Управления Роспотребнадзора по Челябинской области позволили существенно снизить число жалоб со стороны клиентов.

Другие материалы по теме: