Дмитрий Федечкин: Тренд, о котором в послании говорил Президент, мы уловили заранее

Дмитрий Федечкин: Тренд, о котором в послании говорил Президент, мы уловили заранееНа вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает начальник Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Дмитрий Федечкин.

— Дмитрий, как Вы оцениваете состояние наших региональных СМИ, какие проблемы и позитивные моменты можно выделить?

— Я вообще являюсь человеком достаточно скупым на какие-то позитивные оценки, поэтому ждать их от меня практически невозможно. Оценил бы между «3+» и «4-».

Состояние на самом деле у всех изданий разное, это зависит от многих факторов: экономика тех районов, где они расположены, традиции, умение вживляться в современные условия работы, и, наверное, самый важный момент, на который мы можем влиять, — медиаменеджмент, то есть наличие определенных способностей у руководителя. Он должен выстраивать работу на современном уровне, следить за тенденциями и внедрять их у себя.

Что касается проблем, то их на самом деле очень много у печатных СМИ, да в принципе у любых СМИ: у какого бизнеса сегодня проблем нет? А газета такой же бизнес, здесь действуют те же законы. Иногда кажется, что проблемы у всех изданий идентичны, но на самом деле это не так. Я уже несколько раз приводил пример. Возле Челябинска есть два района, преимущественно сельской направленности, и там, и там выпускается газета. Обе территории можно отнести к агломерации, районы практически равноудалены от областного центра, в пределах 30-45 мин езды, экономическая ситуация более-менее благополучная, поэтому в целом бы казалось, что издания переживают абсолютно одинаковые трудности. Смотришь на практике — 80% проблем не пересекаются, и только 20% приходится на проблемы общего характера.

Если говорить об основных сложностях, то, конечно, содержать печатные СМИ сегодня очень накладно. Существует много прогнозов: одни эксперты заявляют, что газеты умрут через пять лет, другие — через пятьдесят, но на самом деле, наверное, сейчас самый тяжелый момент для газет в частности и для СМИ в целом — рост расходной части. Сегодня уже очевидно, что 2011 год будет не менее сложным. На 15% вырастет стоимость ТЭР, типографии уже заявили о повышении своих цен также на 15%, в пределах 10-20% прогнозируется рост цен на бумагу, плюс ко всему грядут изменения налогового законодательства. Не секрет, что многие средства массовой информации работают на упрощенке, и пусть повышение ЕСН рассрочили на 5 лет, тем не менее, этот рост скажется негативно. Поэтому говорить о том, что в следующем году кому-то из изданий удастся проиндексировать зарплаты, достаточно сложно.

—Что должны делать издания в этих условиях, чтобы как минимум остаться на плаву?

— Во-первых, не секрет, что я являюсь поклонником принципов «бережливого производства», японского менеджмента, и что мне нравится в этой системе — критичное отношение к тому, чем ты располагаешь. Прежде всего, необходимо эффективно распоряжаться тем, что ты имеешь. Практика показывает, что почти в каждой редакции есть свои внутренние резервы, которые по той или иной причине или не используются, или используются недостаточно результативно. Есть примеры, когда редакция занимает площадь 500 с лишним квадратных метров — там можно разместить роту солдат. А арендная плата 80 тыс. руб. Это совершенно не оптимальное решение вопроса. И, конечно, по площади такая редакция может ужаться, причем ужаться серьезно. На мой взгляд, нужно треть этих площадей оставить и тем самым получить экономию. Деньги на самом деле у многих лежат под ногами.

Но я считаю, что надо заниматься не только жесткой экономией, но и проектами, которые могут реально или потенциально приносить прибыль. Прежде всего, имею в виду сейчас интернет-проекты. В этом отношении я подразделяю территории Челябинской области на три категории.

Первая — где условия для развития интернет-проектов уже сформированы. Есть крупные города, где проведен широкополосный интернет, его стоимость из-за высокой конкуренции между операторами — небольшая. И газеты, обладая хорошими преимуществами, могут смело развивать сетевые проекты. Например, они хорошо знают рынок, на котором работают длительное время в постоянном режиме. И заняв нишу интернет-проектов, издания могут получать дополнительный доход.

Ко второй категории я отношу города с численностью населения от 30 до 90 тысяч человек, плюс наиболее развитые сельские территории. Они стоят на пороге перемен, то есть интернет уже приходит, может, он не так массово развит, но это произойдет уже с года на год. Я всегда говорил всем таким редакциям: лучше вложиться сейчас. Лучше и дешевле занять эту нишу первым, чем потом «выбивать» из этого рыночного сегмента конкурентов. Даже если сегодня ситуация не до конца вызрела, проще создать проект, обкатать современные новшества, технологии, сформировать бренд. В противном случае придет кто-то другой, и ты потратишь в разы больше денег.

И самая проблемная категория. Объективно говоря, у нас в Челябинской области есть территории, которые являются дотационными на 80-90%, там тяжелая ситуация с интернетом, отсутствует коммерческий рынок, с которого можно было получить дополнительный доход от рекламы. А некоторые накладные расходы у местных изданий выше, потому что приходится тратиться на логистику, транспорт и прочее. На некоторых из таких территорий нет собственного телевидения, проводного или FM-радио, интернет, если и существует, то обеспечивается соединение с ним с помощью позабытой уже в больших городах технологии dial-up. Получается, что здесь газета является единственным средством массовой информации, отсюда ее популярность и большие тиражи. У некоторых таких изданий охват населения составляет 14-17% —очень приличный показатель. И вот это самая болезненная категория, потому жители эти издания любят, они у них давным-давно стали родными. И СМИ на такой территории очень тяжело, так как предпосылки для развития там пока отсутствуют, либо это должны быть альтернативные, нежурналистские проекты.

— Какую поддержку оказывает ваше управление городским и районным средствам массовой информации?

— Мы сохранили систему субсидирования печатных и электронных СМИ. Эта поддержка, может, не так и велика — у нас нет ни одного печатного средства массовой информации, где бы мы компенсировали затраты на изготовление более чем на 30%. Хотя закон позволяет размеру компенсации достигать 90%. В текущем году объем финансовой поддержки был процентов на двадцать меньше, чем в 2008 году. В какой-то мере, с учетом роста расходной части печатных изданий, это можно расценивать как снижение финансового влияния государства на данный сегмент. По большому счету тренд, о котором говорил Президент в послании, мы уловили заранее. С самого начала своей деятельности на этом посту, говорил всем редакторам без исключения: нужно искать новые формы доходов и, как следствие, выживания. Завалить какую-либо редакцию деньгами — это значит получить сытого кота, у которого не будет болеть голова о развитии, у него и так все хорошо. А информационное пространство сегодня очень сильно меняется, неизвестно, куда оно «вырулит» через пять лет — сегодня мода на ЖЖ, а завтра может появиться какая-то альтернатива интернету. И те СМИ, которые думают о сохранении своего бренда в будущем, конечно, должны двигаться и развиваться.

Могу привести пример из личной практики. Когда приходил в «Миасский рабочий», газета находилась в затяжном финансовом кризисе. В силу ряда причин муниципалитет просто не мог перегонять деньги в издание в прежнем объеме — только путем заключения договоров об информационных услугах либо за счет публикаций обязательных сообщений. А редакция оказалась не готова к таким переменам, не смогла перестроиться на новый режим работы. Это совпало с кризисом на рекламным рынке, в результате чего газета оказалась в очень критичном состоянии. Я считаю, что из таких примеров нужно делать выводы, потому что те издания, которые рассчитывают только на помощь муниципалитета и области, не развиваясь при этом сами, будут обречены на исчезновение.

— А в организационном плане помогаете?

— Организационно, мне кажется, очень сильно поддерживаем, потому что у нас получилась неплохая связка. Мой первый заместитель, Наталья Николаевна Сорока, проработала длительное время именно в городской газете. Причем это человек с активной жизненной позицией, она ездила на огромное количество семинаров, внедряла инновации. И ее опыт, конечно, очень полезен. Плюс мне на предыдущем месте работы были доступны современные мировые управленческие технологии и методики. С учетом этих составляющих можно при наличии достаточного желания вывести газету на нормальную выживаемость.

Не секрет, что в некоторых редакциях штатное расписание не соответствует реалиям. Руководители ссылаются на нормы, заложенные еще в 60-70-ых годах, где у главного редактора была куча заместителей и заведующих всевозможными отделами. Но времена изменились, технологии в какой-то степени упростили производство СМИ, в какой-то — сменили акценты. Из опыта работы на автозаводе «Урал» могу сказать, что за два года внедрения системы «бережливого производства» у себя в подразделении мы высвободили у каждого сотрудника два часа рабочего времени в день. Это огромнейший потенциал. Сейчас в любой редакции можно реализовать определенный набор инструментов и высвободить сотрудника, а то и несколько, которые могли бы развивать те же упомянутые интернет-проекты. Поэтому в плане методики мы упираем очень сильно. Каждой редакции стараемся давать новые импульсы.

—В должности начальника управления Вы работаете немногим более полугода. Срок небольшой, но все-таки, что удалось сделать за это время?

—Сказать, что произошел какой-то кардинальный прорыв, наверное, было бы неправильно. Я прекрасно понимал, что со сменой губернатора изменятся и манера управления, и критерии оценки деятельности, и требования, и подходы. Поэтому с ходу перестроить работу управления достаточно трудно, а в подведомственной сфере еще сложнее. У нас 53 подведомственные организации, даже если каждой из них уделять один день в неделю, то года не хватит. Но мне меньше всего на свете хотелось бы быть кабинетным начальником, который бы раздавал распоряжения и указания, не вставая с кресла. Считаю этот подход в корне неверным, нужно изучить ситуацию прежде всего на местах, и вот в этом плане что-то удалось. У каждой территории свои нюансы, своя специфика, которые нужно обязательно учитывать. Решения авторитарного характера в сфере СМИ или массовых коммуникаций просто-напросто не проходят, слишком много индивидуальностей в этой работе. Поэтому накопить нужную информацию для анализа, выработать определенные механизмы — да, на мой взгляд, это получилось. Но себе оценку «4-» я не поставил бы, может «3+», если бы позволили.

Я человек самокритичный, в этом, полагаю, убедился и коллектив. При подведении итогов каких-либо мероприятий мы всегда начинаем разбор полетов с минусов. Всегда хочется проанализировать ситуацию, что сделали неправильно, чтобы исключить повторение ошибок в дальнейшем. И у нас достаточно в этом плане добродушная атмосфера в коллективе, потому что в принципе каждый сотрудник имеет право высказаться, и его голос будет учтен.

— Возвращаясь к посланию Президента, приватизация — плюс или минус для региональных СМИ? Смогут ли они выжить без бюджетной поддержки?

— На самом деле поставленная главой государства задача ясна, интересует только механизм реализации. От этого будет зависеть очень многое. Мне кажется, нам нужно просто дождаться, когда данный механизм будет предан огласке. Конечно, без перестройки городским и районным газетам будет очень сложно, особенно тем, кто не ищет возможности развития и не использует свой потенциал, о чем я уже говорил. С другой стороны, в ряде городов и районов СМИ вполне самодостаточны.

— Дмитрий, расскажите о планах управления на следующий год. Какие новые проекты собираетесь реализовывать?

— Ну во-первых, мы инициировали создание Совета электронных СМИ. У нас был Совет редакторов печатных СМИ, он работал на постоянной основе, мы собирались примерно раз в квартал и обсуждали насущные проблемы. Но не совсем правильно, что в стороне остаются телевизионщики. Между тем в стране поставлена задача перейти к 2015 году на цифровое вещание, а это несет в себе большой перечень вопросов и проблем, и в большей степени они касаются городских и районных телекомпаний.

Второй момент. Я считаю, что у нас совершенно забыты, и забыты незаслуженно, некоторые специалисты, которые принимают участие в создании информационного продукта и формировании его привлекательности. Им общения между собой, конечно, не достает. Я говорю о фотографах, дизайнерах, видеооператорах. Наверно, создадим нечто вроде Совета дизайнеров, который будет следить за современными тенденциями, обобщать опыт и передавать тем территориям, которые объективно испытывают недостаток информации. Потому что тенденции в том же дизайне газет развиваются семимильными шагами. Если раньше считалось, что модель газеты меняется раз в десять лет, то сейчас практически каждый год появляются новые технологии, развитие которых нужно отслеживать. И мы хотели бы взять кураторскую функцию на себя. Мы только что провели семинар для печатников, принять участие в котором могли все желающие. Насколько понимаю, PageMaker программа тупиковая, ее версии не развиваются, все переходят на InDesign, хотя многие редакции верстают еще в старой программе. Сейчас провели серьезное обучение. Но это стрессовая реакция на проблему, а мы хотим систематизировать работу в данном направлении. По фотографам, конечно, ситуация требует изучения. В общем не надо забывать, что газету или телевизионную программу делают не только журналисты, это труд коллективный.

Еще одна важная внутренняя задача — перестроить сайт нашего управления. Я считаю, он должен быть современным, там будет несколько новых направлений. Одно из них — некая биржа резюме и вакансий в сфере СМИ и смежных специальностей. Это актуальная проблема, потому что очень часто ко мне приходят люди, которые в силу ряда обстоятельств оказались без работы, хотя имеют хорошую квалификацию. А в глобальном смысле хотелось бы сделать на базе сайта может быть миниатюрную, но социальную сеть именно для журналистов Южного Урала, чтобы люди имели доступ к обсуждению каких-то вопросов. Нам важно мнение каждого журналиста по той или иной проблеме. Причем там тоже можно сегментировать, то есть чтобы журналисты, медиаменеджеры, службы развития и доставки кроме общего раздела, могли бы общаться в отдельном, своем профессиональном подразделе. Благодаря этому, никуда не выезжая, через общение, можно получить ответ на свой вопрос или поделиться опытом. Я считаю, это очень важно.

Остается еще блок типографий. Блок проблематичный, поскольку конкуренция в этом сегменте очень высокая. Сегодня в областной собственности 11 типографий. В настоящее время ситуация изучается, но мне кажется, что им потребуется консолидация, потому что поодиночке работать будет очень сложно, будем искать какую-то форму.

Вот такие задачи я для себя определил, и, конечно, выживаемость подведомственной сферы и ее адаптация к новым условиям будет для меня приоритетом.

Другие материалы по теме: