«Южноуральская панорама» и Виктор Струков утверждают: «Солярка – не кадры, а решает все»

По пути в Кизильский район каждый невольно задерживает свой взгляд на этом поселке. Сыртинский как центральная усадьба колхоза «Красный Урал» с двухэтажными коттеджами, ухоженными улицами, средней школой, одним из лучших в области Домов культуры, развитым коммунальным хозяйством представляет собой средний образец южноуральского села. В том же районе есть поселения и лучше, другим до Сыртинки еще далеко. Но не только чисто внешними житейскими особенностями запоминается это село.
В любое время года на фуражном дворе сохраняют свои ряды скирды сена и соломы – здесь живут с запасом. На машинно–тракторном дворе технику выстраивают в ряд только в редких случаях, как и в недавний первоапрельский день. Конечно, не ради шуток. В этот день в районе начался традиционный смотр готовности техники к предстоящей посевной.
Этим заканчивается и вся организационная подготовка к севу. В «Красном Урале» все последние проблемы были обсуждены на отчетно-выборном собрании колхозников. Формально на нем оценивалась работа правления и его председателя Александра Макарова. К нему у колхозников претензий не было. Одному из старейших организаторов сельскохозяйственного производства области опять доверили руководить хозяйством на очередной срок. Здесь на каждом из десяти тысяч гектаров зерновых в среднем за последние годы меньше 20 центнеров зерна не намолачивали. Вот и к очередной посевной подготовили механизаторов, необходимую технику, семена, пополняют запасы топлива, Со всем этим особых проблем не было, за исключением топлива.


– Цены на него растут как грибы после дождя и, в отличие от них, в любое время года, – огорчается Александр Макаров. – Применительно к нашему хозяйству рост цен на топливо становится решающим фактором сдерживания развития сельскохозяйственного производства. Мы еще как-то сводим концы с концами, а многие соседи в угоду солярке забыли о хороших семенах, удобрениях, добротной, технике. Оно и понятно, самый – новый и хороший трактор без солярки с места не сдвинешь. Этим и пользуются нефтяные магнаты каждый год перед севом, следующий скачок цен ожидаем на сенокос и дальше – на уборку. За таким ростом не угонятся даже самые высокие урожаи...


Среди масел, бензина и дизельного топлива по росту цен солярка лидирует. В прошлом году ее цена прыгнула на 40%. Нынче прогнозируется еще более высокий виток. Еще до апрельского повышения цен розничная цена литра дизельного топлива на заправках области вплотную приблизилась к самому массовому 92-му бензину и удерживалась в пределах 11,5 – 12,5 рубля за литр. Ценовая ставка на солярку сделана не случайно. Массовый потребитель активно реагирует на стоимость бензина, который заливает в баки своих личных автомобилей. Дизельное топливо используется в основном на производстве и в значительной степени в терпеливом сельском хозяйстве. До него не всегда добираются телекамеры, и о нем вспоминают лишь по осени, когда считают намолот. В это время о топливе никто не говорит.


Речь идет только о величине урожая, и мало кто предполагает, что чем весомее урожай, тем ощутимее обогащается топливная монополия, а только затем все остальные, в том числе государство и его основной производитель хлеба – крестьянин. При этом сельская составляющая в стоимости тонны каждого зерна ужалась до предела и не превышает 10 %. Во многом поэтому и средняя заработная плата в сельскохозяйственном производстве по-прежнему остается самой низкой в стране и на начало года составляет 2980 руб. на каждого работающего. Не трудно догадаться, что на другом полюсе по этому показателю расположились представители топливно-энергетического комплекса со средним заработком в 20.200 руб. В этом секторе за прошлый год заработок подрос на 25%. А каков заработок, такова и отдача. Может, поэтому наше село в течение многих лет не может преодолеть среднюю урожайность в 10 – 12 центнеров зерна с каждого гектара.


В нашей области топливные аппетиты частично удается сдерживать с помощью областной продовольственной корпорации. Ежегодно в канун полевых работ в Челябинске проходит конкурс на поставку сельскохозяйственному производству горюче–смазочных материалов. Таким образом удается снизить стоимость оптовых поставок на 25–30 %. Не стал исключением и недавний конкурс. Но полностью обеспечить дешевым топливом все сельское хозяйство области даже экономически сильная Челябинская область пока не в состоянии. Кроме топлива, необходимо обновлять семена, закупать минеральные удобрения, финансировать многие проекты в области животноводства. При этом в лучшем положении находятся те хозяйства, которые своевременно рассчитываются за материальные поставки прошлого года.


Нынче не испытывают особых проблем с топливом хозяйства Агаповского, Верхнеуральского и некоторых других районов области. Топлива требуется немало. Только Верхнеуральскому району необходимо 1750 т солярки, 150 т бензина и 70 т моторного масла. Такие же посевные площади и в Кизильском районе, но в отличие от Верхнеуральского там на областные поставки могут рассчитывать только четыре хозяйства и ассоциация фермерских хозяйств. А как будут сеять остальные?


– Для них глава района Александр Смирнов уже закупил 350 тонн топлива на средства районного бюджета, – говорит начальник районного управления сельского хозяйства Евгений Корсаков. – Топливо уже завезено и будет распределяться по схемам, которые применяет областная продовольственная корпорация. Они у нас работают уже несколько лет. За снабжение топливом хозяйства обеспечивают продуктами питания всю социальную сферу района. Но с каждым годом делать это становится все труднее. Слишком велика разница в стоимости топлива и продуктов питания. Некоторые хозяйства самостоятельно приобретают топливо, в том числе и по рыночным ценам за счет продажи молока и кредитов банков. И при этом мы убеждаемся в том, что сельское хозяйство с каждым годом все больше работает не на развитие собственного производства, а на топливно-энергетический комплекс. В конечном счете мы убираем урожай для того, чтобы приобретать топливо для следующего урожая при минимальном обеспечении «живучести» собственного производства. Окончательно «добивать» нас как устойчивый рынок сбыта топливным монополистам тоже невыгодно. Так и живем.


Нельзя сказать, что село безропотно принимает все условия топливно-энергетического комплекса. Сейчас земледельцы начинают осваивать новые энергосберегающие технологии. На условиях аренды хозяйства получают новую посевную, почвообрабатывающую и уборочную технику, которая сокращает расход топлива на единицу продукции на 10 – 15%. Но за короткое время полностью перейти на новые технологии невозможно. Стремление села уйти от самой главной проблемы сдерживает тот же топливно-энергетический комплекс, «оттягивающий» на себя все оборотные средства сельскохозяйственного производства. Монополистам выгодно держать село в застывшем состоянии, постоянно повышая стоимость топлива. В этом направлении мы уже стали обходить Соединенные Штаты, где цена на топливо уже меньше нашей. Мечта одного из прежних лидеров Советского Союза сбылась, но в совершенно ином качестве. На селе предполагают, что следом за ними на топливный комплекс, вопреки всем заверениям антимонопольных комитетов самых различных уровней, начнут работать и другие отрасли. Может, тогда государство задумается о своей роли в этих непростых взаимоотношениях?

Другие материалы по теме: