«Южноуральская панорама» и Виктор Струков сообщают: «Топливный абсурд»

Маршруты бензовозов не поддаются логике


На юге области посевная набирает обороты. На начало второй декады мая, в перерывах между дождями, в Агаповском районе удалось засеять 4 тыс. га полей, в Брединском – 12 тыс., Верхнеуралъском —11 тыс., Кизилъском – 10 тыс. га ярового клина. В среднем в этих и других южных районах семена размещены на десятой части посевных площадей. Из-за дождей темпы значительно отстают от прошлогодних. Больше других мокнут поля Агаповского района. За первую декаду там выпало 26 мм осадков при майской норме – 38.
Дожди сдерживают посевную, но объективно работают на будущий урожай. В том же Агаповском районе в прошлом году при летней засухе, благодаря весенним запасам влаги, удалось вырастить сравнительно неплохой урожай, нынче в метровом слое ее не набирается и 100 мм. Для нормального развития растений необходимо 130, оптимально –170-180 мм. С учетом прогнозируемого летнего зноя майские дожди лишними не стали, но земледельцев все больше беспокоят топливные проблемы. Обычно хозяйства Агаповского и других расположенных вокруг Магнитогорска районов получали топливо из Магнитки, куда по нарядам поступали солярка, бензин, моторное масло для сельских районов. Здесь ближе и отработана вся система снабжения. Этой весной «агаповскую» солярку почему-то поставили в Бреды, до которых 200 километров.


– В начале мая хозяйствам Агаповского района мы отгрузили 131 т солярки, – говорит руководитель Брединской нефтебазы Мария Денисевич. – К нам поступило лишь дизельное топливо. В свою очередь, за бензином наши крестьяне едут за такие же сотни километров на Тамерланскуга нефтебазу Варненского района.


– Действительно, на посевную в Брединский район мы выдали уже 70 т бензина, – говорит начальник участка Тамерланской нефтебазы Виктор Коробов. – Но у нас тоже нет солярки, за которой хозяйства Варненского района направляют свои машины в Бреды.


Так и спешат порожние и груженые бензовозы навстречу друг другу, как в школьных учебниках по математике, но, в отличие от наук, здесь всякая логика отсутствует.
– Такое становится уже обычным, – добавляет Виктор Коробов. – Так начиналась посевная и в прошлом году.


Сейчас хозяйства Брединского района недостатка в дизельном топливе не испытывают, однако, и там тоже поселяется тревожное предчувствие. Ведь, согласно такой логике поставок, следующая партия топлива может быть направлена в Магнитогорск, и теперь уже им придется осваивать дальние маршруты. Расстояния могут удлиниться. В южных районах не исключают и доставку топлива своим транспортом непосредственно из Челябинска и начинают для этой цели готовить большегрузные бензовозы. На селе пойдут на значительные транспортные расходы. Сев ждать не будет, и, вопреки дождям, у крестьян есть все возможности завершить его в оптимальные сроки. Время еще не упущено, лишь бы с топливом не подвели. В последнее время с него начинаются и заканчиваются все обсуждения полевых дел. Эта озабоченность докатилась и до высших сфер, и связана она с неудержимым ростом цен на топливо.


В этой связи министр сельского хозяйства страны в своем недавнем выступлении на заседании Госдумы предложил законодательно запретить нефтяным компаниям повышать цены на дизельное топливо сверх коэффициента инфляции без разрешения местных властей. По его словам, если в 1990 г. на приобретение 1 т дизельного топлива необходимо было продать 0,5 т пшеницы, то в 2004 г. на тонну солярки уже требовалось вырастить 4 т. За это время цены на промышленные товары, потребляемые сельхозпроизводителями, возросли в 4,3 раза, а на горюче-смазочные материалы – в 10. Крестьянин делает все возможное, чтобы сократить топливные издержки. Если в 1990 году на обработку одного гектара земли использовалось 150 кг дизельного топлива, то в 2004 г. этот показатель снизился до 58 кг. Однако топливо продолжает доминировать во всех сельских расчетах. Энергосберегающие технологии не могут компенсировать рост цен. Создается впечатление, что чем больше село экономит на топливе, тем больше оно за него платит. В прошлом году сельскохозяйственный производитель южных районов области каждую тонну солярки приобретал за 8,5 тыс. руб., этой весной цена дизельного топлива превысила уже 13 тыс. руб. и в ближайшее время может выйти на уровень 14 тыс. за тонну.

При этом особых забот с рынком сбыта нефтяные компании не испытывают. Давний партнер южноуральского крестьянина «Лукойл» с начала этого года стал обеспечивать своим топливом страны Скандинавии.


По мнению одной части сельскохозяйственных производителей, конкурсы на поставки топлива необходимо проводить не в апреле, а в январе, еще лучше – в конце каждого года, чтобы удержать и цены, и партнеров по поставкам топлива. По мнению других, на сельскохозяйственное направление топливного рынка необходимо государственное влияние.
Об этом шла речь в Госдуме во время апрельского «правительственного часа». Председатель Госдумы Борис Грызлов напомнил, что Дума ранее принимала заявление, в котором предлагала правительству рассмотреть до 10 апреля первоочередные меры по стабилизации ситуации с ростом цен и тарифов на горюче-смазочные материалы на время весенне-полевых работ, однако, никаких конкретных предложений Госдума от правительства не получила.


По мнению аналитиков, рост цен на топливо подводит всю экономику сельскохозяйственного производства к опасной черте банкротства. Эта тенденция усугубляется и странной системой поставок, против которой село может бороться ценой дальнейших издержек.

Другие материалы по теме: