«Вечерний Челябинск» и Александр Мертен сообщают: «В мае к нам прилетят «Боинги»

Какие отношения связывают авиакомпанию «Сибирь» с Челябинским авиапредприятием? Когда аэропорт Баландино перестанет напоминать «сарай», а челябинцы смогут летать за границу из своего города? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью, кстати, первом в нашем городе, корреспонденту «Вечерки» ответил председатель совета директоров Челябинского авиапредприятия Александр Мертен.


– Александр Александрович, объясните раз и навсегда все собственнические дела Челябинского авиапредприятия (ЧАПа) и авиакомпании «Сибирь».


– Акционером ЧАПа «Сибирь» никогда не была. Акционерами авиапредприятия помимо государства (федеральный пакет акций – 15%) являются люди, владеющие в том числе и акциями авиакомпании «Сибирь», но не сама «Сибирь». Она просто одна из компаний-перевозчиков, совершающих полеты через наше авиапредприятие. Многие не улавливают разницу и поэтому ошибаются. Хочу еще раз напомнить: ЧАП – это, по сути, аэропорт. Мы осуществляем функции приема и отправки самолетов и обслуживаем пассажиров на земле. И, соответственно, не можем отвечать за действия авиакомпаний.


– А какое отношение к ЧАПу имеет авиакомпания «Энкор»?


– Да никакого. С того самого момента, как старые собственники авиапредприятия вывели эту авиакомпанию из состава ЧАПа. На момент прихода новых вернуть «Энкор» в лоно авиапредприятия уже не представлялось возможным. Был проведен ряд сделок, участвовали в них добросовестные приобретатели – закон их защищает. Поэтому теперь «Энкор» – самостоятельное юридическое лицо.


Другое дело, что он в последнее время отвечает признакам банкротства, поэтому «Сибири» приходится дотировать его работу, покупать керосин. Делается это для того, чтобы не срывать систему полетов в Челябинск и из Челябинска – «Энкор» ведь подвозит пассажиров для «Сибири».


– Очевидно, невеселое хозяйство вам досталось?


– Да уж. Смена собственников произошла в начале прошлого весенне-летнего сезона (в авиации он считается наиболее прибыльным. – Авт.) – В осень мы вошли неподготовленными, потому что расписание составляется заранее. Поэтому осенне-зимний сезон был достаточно невыгоден и для нас, и для пассажиров: далеко не все возможные направления, куда челябинцы могли бы летать, были отработаны. Безусловно, это связано и с политикой, которую вели прежние собственники авиапредприятия . Они старались не допустить сюда другие авиационные компании. Мы же выстроили иную политику: ЧАП открыт для всех компаний, желающих совершать к нам полеты. Но приходится учитывать технические возможности аэропорта. В авиации все строго регламентировано, наш аэропорт сертифицирован на один самолетовылет в час. И увеличить пропускную способность можно только путем получения разрешений в Министерстве транспорта. Мы над этим работаем и в весенне-летний сезон 2005 г. входим с тем расписанием, за которое уже полностью отвечаем.


– И чего челябинцам ждать?


– Во-первых, увеличения числа авиакомпаний. Теперь их будет 14 (для сравнения: в прошлом году летом летали только 8).


– Когда же у нас появятся обещанные «Боинги» и ИЛ-86?


– «Боинги-737» – уже в мае. Летать на них в разные города России и за границу – в Дубай – будут пассажиры с авиакомпанией «Феникс». Скоро мы должны получить сертификат на прием «Боингов-757» – на них будут летать московская компания «Вимавиа» и «Узбекистон Хаво Йуллари».


Ну и с 1 июля авиакомпания «Сибирь» собирается запустить ИЛ-86. Мы к этому времени должны подготовить для них аэропорт: закупить оборудование, дополнительные тягачи.
– Почему этого нельзя было сделать раньше?


– «Сибирь» была готова давно. Дело в нас. Запуск широкофюзеляжных самолетов (таких как ИЛ–86, «Боинг»–737 и «Боинг»–757) допустим только при наличии технических возможностей. Все хвалят нашу взлетно-посадочную полосу. Да, она действительно неплохая, она способна принимать эти самолеты. Но помимо полосы есть еще куча дополнительных требований... Нужны соответствующие стоянки, рулежные дорожки и тому подобное. Причем они по сегодняшнему законодательству относятся к федеральной собственности, и мы должны ремонтировать их только с разрешения Министерства транспорта на деньги из федерального бюджета. На сегодняшний день все согласования пройдены, ИЛы и «Боинги» мы скоро начнем принимать.


– Недавно авиапредприятие «разбирали» на заседании челябинской ассоциации работодателей «Промасс». Ее президент Валерий Панов заявил – цитирую челябинский информационный сайт: «в случае дальнейшего бездействия «Сибири» в отношении развития челябинского аэропорта, «Промасс» найдет способ противодействовать бизнесу авиаперевозчика». Что можете ответить?


– Сам я на заседании не присутствовал, но от подчиненных слышал и сводки в прессе читал. Во-первых, вопрос не по адресу – об этом я уже говорил. Во-вторых, основной задачей «Промасса», насколько я понимаю, является трудоустройство граждан и сохранение рабочих мест. Если бы они задали вопрос на эту тему, мы бы ответили, что за время нашего нахождения здесь создано 300 новых рабочих мест. А зарплата, по сравнению с летом прошлого года, поднята в два раза и стала выплачиваться своевременно. Начиная с 1992 года никто не задавался вопросом, как обстоят дела в Челябинском авиапредприятии, а как только сменились собственники, все начали что-то требовать. Почему?


– Наверно, люди хотят изменений в лучшую сторону...


– Совершенно верно. Но у меня встречный вопрос: а разве их нет? За столь короткое время (мы управляем ЧАЛом только 8 месяцев), с учетом сложностей, с которыми мы сюда заходили, с учетом нелетного зимнего сезона, на который пришлось начало нашей работы, разве нет изменений в лучшую сторону? Либо это не замечается специально, либо люди просто здесь не бывают и говорят о своих прежних впечатлениях.


Господин Мительман заявлял, что ему стыдно зайти в зал прилета, потому что он напоминает сарай, что туалеты до сих пор не отремонтированы... У меня такое впечатление, что он давно у нас не был. С лета прошлого года многое изменилось. Мы полностью сменили облицовку здания аэропорта, остекление, систему отопления и освещения. Организовали новые точки общественного питания – запустили арендаторов, в частности «Уральские пельмени». В наших кафе больше нет пластмассовых столиков, их сменили приличные обеденные столы, появилось и горячее питание.


Помимо этого у нас появилось новое оборудование для досмотра пассажиров. Потому что их безопасность – самое главное. Приобрели мы его быстрее, чем это сделал аэропорт Домодедово, считающийся одним из лучших в России.


Почему от губернатора мы слышим добрые слова? Почему он видит, что ЧАП меняется к лучшему, а господа из «Промасса» нет? В общей сложности на ремонт уже потрачено более миллиона долларов. И такая сумма не с неба упала. Акционеры фактически отказались от распределения промежуточной прибыли и согласились вложить ее в ремонт. Потому что мы хотим вернуть тех пассажиров, кто сейчас летает из Екатеринбурга. Члены «Промасса», насколько я понял, хотят того же. Так давайте работать конструктивно, а не бросаться несправедливыми обвинениями, тем самым отпугивая от нас челябинцев.


– Но «Промасс» создал рабочую группу по вашему предприятию. Какие-то предложения к вам уже поступали?


– На меня, как на председателя совета директоров ЧАПа, никто из «Промасса» не выходил, хотя там есть люди, с которыми я лично знаком. И потом, почему в этой рабочей группе нет ни одного сотрудника ЧАПа, зато есть аж двое представителей «Аэрофлота»? Это, конечно, большая авиационная компания, но какое отношение она может иметь к рабочей группе по решению проблем Челябинского авиапредприятия?


– Вы сами плавно подошли к следующему вопросу. Известно, что у ЧАПа есть проблемы с федеральной антимонопольной службой (ФАС). Вас обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства из-за того, что вы не дали «Аэрофлоту» утренний рейс и предпочли авиакомпанию «Сибирь»...


– Я бы сказал, это проблемы не с ФАСом, а с «Аэрофлотом». Письменное предписание от антимонопольной службы мы до сих пор не получили (по состоянию на 8.04. –Авт.). Когда увидим бумагу, тогда можно будет сказать что-то конкретное. Сейчас можно предположить, что там содержится требование предоставить слоты компании «Аэрофлот». Если так оно и есть, мы по возможности выполним предписание. А при отсутствии такой возможности – оспорим решение в суде.


– Но вы принимаете претензии ФАСа?


– Нет, и объясню почему. Мы не против того, чтобы «Аэрофлот» вылетал отсюда утром. Повторюсь: ЧАП открыт для всех авиакомпаний. Мы предоставили слоты всем, кто их у нас просил. Но есть определенные требования – один самолетовылет в час, и мы не можем выпускать больше. «Сибирь» получила утренние слоты раньше, и на каком основании мы должны менять «Сибирь» на «Аэрофлот»? Более того, мы на это не имеем права.


– А масса недовольных работой «Сибири» – не основание?


– А это уже вопрос к ней. Хотя мы, как аэропорт, работаем со всеми авиакомпаниями. Были, например, претензии, что в самолетах «Сибири» маленький бизнес-класс. Мы добились от этой авиакомпании запуска самолетов с большим бизнес-классом. Добились также того, чтобы на самолетах «Сибири» летали только челябинские экипажи.


«Аэрофлот» ведь заявляет; хочу вылетать в восемь утра, и все тут. А у нас на 7.30 и 8.30 есть рейсы. Мы им предлагаем: летите в 10.30. Опять не согласны. Это не подход.


Только очень наивные люди полагают, что если утром начнет летать «Аэрофлот» – будет счастье. Сейчас у нас есть рейсы авиакомпании «Аэрофлот-Норд» –дочки «Аэрофлота». Так вот ее самолеты – Ту-134 – уступают по своим техническим характеристикам и уровню сервиса самолетам ТУ-154, на которых летает «Сибирь».


Да, утренние рейсы на Москву наиболее прибыльны. Поэтому, ради бога, говорит «Сибирь» «Аэрофлоту», хотите летать в Москву утром? В $ 350 тыс. ежемесячно нам обходится дотирование «Энкора». Готов «Аэрофлот» взять это на себя – пусть летает утром. Но «Аэрофлот» не хочет. Повторяю, ЧАПу выгодно, чтобы сюда летали как можно больше авиакомпаний. Но если утром будет летать «Аэрофлот» – не будет «Энкора», и мы на этом потеряем заработок.


Кстати, руководство «Аэрофлота» пыталось решить этот вопрос на самом верху – в Федеральной службе по авиационному транспорту. Там приняли все доводы ЧАПа и «Сибири» и признали, что слот предоставить действительно невозможно. К сожалению, в антимонопольном комитете работают люди, далекие от авиации, и они не совсем понимают ситуацию.

Другие материалы по теме: