«Закрытые оффшоры» исчезнут с карты России

В России продолжается процесс постепенного свертывания «внутренних оффшоров» - территорий, обладающих особым административным и налоговым статусом. Одной из составных частей этого процесса является упразднение Закрытых территориальных образований, обладающих особым административными бюджетным статусом и имеющих возможности предоставлять налоговые льготы предприятиям.


В ситуации, когда Президент РФ Владимир Путин в качестве одной из важнейших задач развития экономики России в ближайшей перспективе ставит создание условий для возвращения средств российских компаний из зарубежных оффшоров, существование аналогичных «зон особого налогообложения» в самой России перестало отвечать внутренней экономической политике государства. Результатом планомерной политики государства, направленной на устранение территорий с особыми режимами налогообложения стал Федеральный закон №131, в соответствии с которым закрытые территориальные образования должны лишиться своего статуса в срок до 2006 года.


Причины, приведшие к ликвидации «внутренних оффшоров», лежат на поверхности, и главная из них - коррупция руководителей ЗАТО и предоставление ими налоговых льгот компаниям, деятельность которых никак не связана с «закрытыми городами».


Так, на прошлой неделе Генпрокуратура РФ предъявила обвинения экс-мэру ЗАТО Трехгорный Николаю Лубенцу. В ходе расследования дела «ЮКОСа» сотрудники прокуратуры выяснили, что в 1997 году на территории ЗАТО «Трехгорный» были зарегистрированы ООО «Квер-кус», ООО «Мускрон», ООО «Нортэкс», ООО «Грейс», ООО «Колрейн» и ООО «Виртус», которые пользовались налоговыми преференциями и расплачивались с бюджетом Трехгорного процентными векселями ОАО «НК ЮКОС». В частности, только в 1999 году в казну ЗАТО были внесены векселя на сумму 5,1 млрд. рублей.

Впоследствии векселя на эту сумму были переданы из бюджета ЗАТО в распоряжение МУП «Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции» на реализацию инвестиционной программы развития города Трехгорного, а именно на строительство автозаправок и санатория «Русь», расположенного в Сочи. По этим фактам в декабре 2004 года было возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», основным фигурантом которого стал Николай Лубенец.


В марте этого года уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» было возбуждено против главы города Снежинска Анатолия Опланчука.


Мэр подозревается в том, что в период с сентября 2000 года по октябрь 2002 года незаконно изъял из бюджета города Снежинска и предоставил ООО «ВС - Профит» субвенцию в сумме свыше 5,2 млрд. руб., что позволило в дальнейшем ОАО «Сибнефть», действующему через вышеуказанную коммерческую организацию, недоплатить в городской бюджет свыше 2,2 млрд. руб. налогов.


В рамках расследования дела «ЮКОСа» аналогичное обвинение было предъявлено главе ЗАТО Лесной Александру Иванникову, который разрешил компаниям «Митра», «Бизнес-Ойл», «Форест-Ойл» и «Вальд-Ойл» (аффилированные структуры ЮКОСа, зарегистрированные в ЗАТО Лесной) внести налоговые платежи в бюджет за 1999 год векселями ЮКОСа. Сейчас Иванников, действия которого были переквалифицированы в «превышение должностных полномочий» выступает в качестве свидетеля по делу Михаила Ходорковского.


«В течение недолгого времени существования налоговых послаблений для закрытых территориальных образований, типа Трехгорного, Снежинска или Озерска, денежные средства от компаний, желающих уйти от налогов, поступали в бюджеты таких городов и карманы местных чиновников практически без ограничений. В свое время УМНС проиграло несколько судебных разбирательств в отношении администраций ЗАТО, потому что суд, опиравшийся на тогдашнее законодательство, не обнаружил состава преступления. Теперь исход подобных дел в отношении бывших руководителей ЗАТО, скорей всего, будет иным», - сообщил заместитель начальника управления Министерства РФ по налогам и сборам по Челябинской области Владимир Корниенко.


«Придание ЗАТО статуса оффшорных зон повлекло за собой рост коррупции среди руководства этих городов», - отмечает начальник отдела по работе со СМИ прокуратуры Челябинской области Виктор Смок.


По его мнению, введение в начале 90-х годов прошлого столетия налоговых льгот для предприятий, расположенных на территории закрытых населенных пунктов, создало условия для взяточничества в особо крупных размерах. Директора многих компаний, среди которых были и транснациональные корпорации, стремились зарегистрировать свои предприятия в ЗАТО, чтобы выплачивать налоги по льготным схемам.

Руководители «запреток», в свою очередь, использовали свое право разрешать и запрещать регистрацию предприятия в личных целях.


«С отменой налоговых льгот для ЗАТО и переводом их под юрисдикцию областной прокуратуры контроль и требования к администрации таких территориальных образований, как Трехгорный и Снежинск, усилились. Также нельзя не отметить, что снятие статуса оффшорных зон будет способствовать улучшению ситуации и снижению уровня коррупции среди чиновников администрации «запреток», - сообщил В. Смок.


«С изменением бюджетного устройства «запреток» у их администраций станет меньше возможностей для злоупотреблений, чиновникам придется заниматься стимулированием экономического развития своих городов», – поддерживает его В. Корниенко.

Другие материалы по теме: