Михаил Гришанков: ЗАТО нужно рассматривать как стратегические города
На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил депутат Государственной Думы РФ Михаил Гришанков.
– Как вы оцениваете факт существования на территории Челябинской области закрытых территориальных образований?
– На территории Челябинской области расположены три ЗАТО – Снежинск, Озерск, Трехгорный. Все они входят в состав моего округа.
Думаю, обсуждать сам факт существования ЗАТО бессмысленно. ЗАТО были образованы в период создания ядерного оружия Советского Союза. По сути, они являются основой сегодняшней безопасности России, поскольку без ядерного оружия Россия уже перестала бы существовать как государство.
– Приносит ли существование данных зон экономический эффект?
– В закрытых городах существует особый порядок проживания, поэтому и их финансирование всегда осуществлялось особым порядком – напрямую через Минфин РФ. Я считаю, что это совершенно оправданный подход.
ЗАТО нужно рассматривать не как обычные муниципальные образования, а как стратегические города, стратегические предприятия, которые там расположены. Жители ЗАТО сталкиваются с множеством специфических проблем (к примеру, они ограничены в свободе передвижения) – там особые задачи, особые условия проживания. За это государство предоставляло им повышенный уровень бюджетной обеспеченности. И надо отдать должное, все эти города всегда отличались в лучшую сторону с социально-экономической точки зрения. В советские времени жителей ЗАТО называли «шоколадниками», но у меня нет никаких сомнений, что все это делалось правильно. Те, кто работает с ядерным оружием, должны иметь высокий уровень обеспеченности.
– Как их существование сказывается на бюджете области?
С бюджетом области закрытые города на сегодняшний день почти никак не связаны, они лишь выплачивают некоторые налоги.
– Согласно новому законодательству данные зоны будут лишены своего статуса, какой, на ваш взгляд, эффект это принесет экономике и бюджету области?
– Согласно 131-му Закону о местном самоуправлении с 1 января 2006 года бюджеты ЗАТО должны финансироваться через Министерство финансов Челябинской области. Я считаю, что это неверное решение. Эту свою позицию я неоднократно аргументировал и в Государственной Думе. Делал все, что мог, чтобы оставить ЗАТО на федеральном финансировании. Но в рамках реформы местного самоуправления позиция Минфина в этом вопросе была непреклонной, и правительство продвинуло это решение через Думу. Единственное, что удалось нам сделать в диалоге с правительством – все же заложить в закон возможность получения закрытыми городами различных федеральных трансфертов и субсидий.
В связи с принятием нового порядка финансирования вырисовываются следующие проблемы. Во-первых, увеличивается процедура согласования различных статей расходов. Во-вторых, может быть уменьшен размер средств в бюджете каждого ЗАТО.
Повышающий коэффициент, который Минфин рекомендует применять составляет 1,3 (поясню: если бюджетное обеспечение обычного жителя области взять за 1,0, то в ЗАТО предлагается 1,3), но я уверен, что этого может не хватить для сохранения существующего уровня жизни в ЗАТО.
Поэтому я считаю, стало совершенно обоснованным обращение Ассоциации закрытых городов России (в нее входят все 42 ЗАТО – 10 Минатома и 32 Минобороны) с предложением отодвинуть срок вступления в действие 131 Закона, в части касающейся закрытых городов. Предлагается ввести некий переходный период, чтобы отработать все механизмы.
– Как вы считаете, существует ли необходимость возрождения подобных «оффшорных» зон или они являются пережитком 90-ых годов и их дальнейшее существование нецелесообразно?
– Я считаю, что предоставление определенных налоговых преференций (иными словами создание внутренних оффшоров) было очень хорошим вариантом для развития закрытых городов. Ведь тогда как раз началась конверсия на оборонных предприятиях. К примеру, в Трехгорном за счет наличия льготного режима налогообложения были получены значительные средства в бюджет, которые направлены на развитие новых производств. Таким образом был достигнут конкретный экономический эффект.
Если говорить о сегодняшнем развитии экономики страны и оценивать, что же можно сделать, я считаю, что очень верное направление показал Президент Путин, которые сказал: нам нужны особые экономические зоны. Полагаю, что любой из закрытых городов может рассчитывать на получение статуса особой экономической зоны. Будь то город Снежинск, в котором расположен Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики и который является крупнейшим научным центром. Будь то Озерск или Трехгорный, где находится мощнейшая производственная база. Поэтому думаю руководителям всех наших закрытых городов нужно вопросы получения статуса ОЭЗ прорабатывать.
– Как вы оцениваете факт существования на территории Челябинской области закрытых территориальных образований?
– На территории Челябинской области расположены три ЗАТО – Снежинск, Озерск, Трехгорный. Все они входят в состав моего округа.
Думаю, обсуждать сам факт существования ЗАТО бессмысленно. ЗАТО были образованы в период создания ядерного оружия Советского Союза. По сути, они являются основой сегодняшней безопасности России, поскольку без ядерного оружия Россия уже перестала бы существовать как государство.
– Приносит ли существование данных зон экономический эффект?
– В закрытых городах существует особый порядок проживания, поэтому и их финансирование всегда осуществлялось особым порядком – напрямую через Минфин РФ. Я считаю, что это совершенно оправданный подход.
ЗАТО нужно рассматривать не как обычные муниципальные образования, а как стратегические города, стратегические предприятия, которые там расположены. Жители ЗАТО сталкиваются с множеством специфических проблем (к примеру, они ограничены в свободе передвижения) – там особые задачи, особые условия проживания. За это государство предоставляло им повышенный уровень бюджетной обеспеченности. И надо отдать должное, все эти города всегда отличались в лучшую сторону с социально-экономической точки зрения. В советские времени жителей ЗАТО называли «шоколадниками», но у меня нет никаких сомнений, что все это делалось правильно. Те, кто работает с ядерным оружием, должны иметь высокий уровень обеспеченности.
– Как их существование сказывается на бюджете области?
С бюджетом области закрытые города на сегодняшний день почти никак не связаны, они лишь выплачивают некоторые налоги.
– Согласно новому законодательству данные зоны будут лишены своего статуса, какой, на ваш взгляд, эффект это принесет экономике и бюджету области?
– Согласно 131-му Закону о местном самоуправлении с 1 января 2006 года бюджеты ЗАТО должны финансироваться через Министерство финансов Челябинской области. Я считаю, что это неверное решение. Эту свою позицию я неоднократно аргументировал и в Государственной Думе. Делал все, что мог, чтобы оставить ЗАТО на федеральном финансировании. Но в рамках реформы местного самоуправления позиция Минфина в этом вопросе была непреклонной, и правительство продвинуло это решение через Думу. Единственное, что удалось нам сделать в диалоге с правительством – все же заложить в закон возможность получения закрытыми городами различных федеральных трансфертов и субсидий.
В связи с принятием нового порядка финансирования вырисовываются следующие проблемы. Во-первых, увеличивается процедура согласования различных статей расходов. Во-вторых, может быть уменьшен размер средств в бюджете каждого ЗАТО.
Повышающий коэффициент, который Минфин рекомендует применять составляет 1,3 (поясню: если бюджетное обеспечение обычного жителя области взять за 1,0, то в ЗАТО предлагается 1,3), но я уверен, что этого может не хватить для сохранения существующего уровня жизни в ЗАТО.
Поэтому я считаю, стало совершенно обоснованным обращение Ассоциации закрытых городов России (в нее входят все 42 ЗАТО – 10 Минатома и 32 Минобороны) с предложением отодвинуть срок вступления в действие 131 Закона, в части касающейся закрытых городов. Предлагается ввести некий переходный период, чтобы отработать все механизмы.
– Как вы считаете, существует ли необходимость возрождения подобных «оффшорных» зон или они являются пережитком 90-ых годов и их дальнейшее существование нецелесообразно?
– Я считаю, что предоставление определенных налоговых преференций (иными словами создание внутренних оффшоров) было очень хорошим вариантом для развития закрытых городов. Ведь тогда как раз началась конверсия на оборонных предприятиях. К примеру, в Трехгорном за счет наличия льготного режима налогообложения были получены значительные средства в бюджет, которые направлены на развитие новых производств. Таким образом был достигнут конкретный экономический эффект.
Если говорить о сегодняшнем развитии экономики страны и оценивать, что же можно сделать, я считаю, что очень верное направление показал Президент Путин, которые сказал: нам нужны особые экономические зоны. Полагаю, что любой из закрытых городов может рассчитывать на получение статуса особой экономической зоны. Будь то город Снежинск, в котором расположен Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики и который является крупнейшим научным центром. Будь то Озерск или Трехгорный, где находится мощнейшая производственная база. Поэтому думаю руководителям всех наших закрытых городов нужно вопросы получения статуса ОЭЗ прорабатывать.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Глава Трехгорного Николай Шиманович: Главы закрытых территориальных образов ...
- Министерство финансов Челябинской области: С 1 января 2006 года бюджеты ЗАТ ...
- Прокуратура Челябинской области: Придание ЗАТО статуса оффшорных зон повлек ...
- Озерск, Трехгорный и Снежинск войдут в новую Ассоциацию ЗАТО
- В 2015 году южноуральские ЗАТО получат 388 млн. рублей на социально-экономи ...