Михаил Гришанков: ЗАТО нужно рассматривать как стратегические города
На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил депутат Государственной Думы РФ Михаил Гришанков.
– Как вы оцениваете факт существования на территории Челябинской области закрытых территориальных образований?
– На территории Челябинской области расположены три ЗАТО – Снежинск, Озерск, Трехгорный. Все они входят в состав моего округа.
Думаю, обсуждать сам факт существования ЗАТО бессмысленно. ЗАТО были образованы в период создания ядерного оружия Советского Союза. По сути, они являются основой сегодняшней безопасности России, поскольку без ядерного оружия Россия уже перестала бы существовать как государство.
– Приносит ли существование данных зон экономический эффект?
– В закрытых городах существует особый порядок проживания, поэтому и их финансирование всегда осуществлялось особым порядком – напрямую через Минфин РФ. Я считаю, что это совершенно оправданный подход.
ЗАТО нужно рассматривать не как обычные муниципальные образования, а как стратегические города, стратегические предприятия, которые там расположены. Жители ЗАТО сталкиваются с множеством специфических проблем (к примеру, они ограничены в свободе передвижения) – там особые задачи, особые условия проживания. За это государство предоставляло им повышенный уровень бюджетной обеспеченности. И надо отдать должное, все эти города всегда отличались в лучшую сторону с социально-экономической точки зрения. В советские времени жителей ЗАТО называли «шоколадниками», но у меня нет никаких сомнений, что все это делалось правильно. Те, кто работает с ядерным оружием, должны иметь высокий уровень обеспеченности.
– Как их существование сказывается на бюджете области?
С бюджетом области закрытые города на сегодняшний день почти никак не связаны, они лишь выплачивают некоторые налоги.
– Согласно новому законодательству данные зоны будут лишены своего статуса, какой, на ваш взгляд, эффект это принесет экономике и бюджету области?
– Согласно 131-му Закону о местном самоуправлении с 1 января 2006 года бюджеты ЗАТО должны финансироваться через Министерство финансов Челябинской области. Я считаю, что это неверное решение. Эту свою позицию я неоднократно аргументировал и в Государственной Думе. Делал все, что мог, чтобы оставить ЗАТО на федеральном финансировании. Но в рамках реформы местного самоуправления позиция Минфина в этом вопросе была непреклонной, и правительство продвинуло это решение через Думу. Единственное, что удалось нам сделать в диалоге с правительством – все же заложить в закон возможность получения закрытыми городами различных федеральных трансфертов и субсидий.
В связи с принятием нового порядка финансирования вырисовываются следующие проблемы. Во-первых, увеличивается процедура согласования различных статей расходов. Во-вторых, может быть уменьшен размер средств в бюджете каждого ЗАТО.
Повышающий коэффициент, который Минфин рекомендует применять составляет 1,3 (поясню: если бюджетное обеспечение обычного жителя области взять за 1,0, то в ЗАТО предлагается 1,3), но я уверен, что этого может не хватить для сохранения существующего уровня жизни в ЗАТО.
Поэтому я считаю, стало совершенно обоснованным обращение Ассоциации закрытых городов России (в нее входят все 42 ЗАТО – 10 Минатома и 32 Минобороны) с предложением отодвинуть срок вступления в действие 131 Закона, в части касающейся закрытых городов. Предлагается ввести некий переходный период, чтобы отработать все механизмы.
– Как вы считаете, существует ли необходимость возрождения подобных «оффшорных» зон или они являются пережитком 90-ых годов и их дальнейшее существование нецелесообразно?
– Я считаю, что предоставление определенных налоговых преференций (иными словами создание внутренних оффшоров) было очень хорошим вариантом для развития закрытых городов. Ведь тогда как раз началась конверсия на оборонных предприятиях. К примеру, в Трехгорном за счет наличия льготного режима налогообложения были получены значительные средства в бюджет, которые направлены на развитие новых производств. Таким образом был достигнут конкретный экономический эффект.
Если говорить о сегодняшнем развитии экономики страны и оценивать, что же можно сделать, я считаю, что очень верное направление показал Президент Путин, которые сказал: нам нужны особые экономические зоны. Полагаю, что любой из закрытых городов может рассчитывать на получение статуса особой экономической зоны. Будь то город Снежинск, в котором расположен Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики и который является крупнейшим научным центром. Будь то Озерск или Трехгорный, где находится мощнейшая производственная база. Поэтому думаю руководителям всех наших закрытых городов нужно вопросы получения статуса ОЭЗ прорабатывать.
– Как вы оцениваете факт существования на территории Челябинской области закрытых территориальных образований?
– На территории Челябинской области расположены три ЗАТО – Снежинск, Озерск, Трехгорный. Все они входят в состав моего округа.
Думаю, обсуждать сам факт существования ЗАТО бессмысленно. ЗАТО были образованы в период создания ядерного оружия Советского Союза. По сути, они являются основой сегодняшней безопасности России, поскольку без ядерного оружия Россия уже перестала бы существовать как государство.
– Приносит ли существование данных зон экономический эффект?
– В закрытых городах существует особый порядок проживания, поэтому и их финансирование всегда осуществлялось особым порядком – напрямую через Минфин РФ. Я считаю, что это совершенно оправданный подход.
ЗАТО нужно рассматривать не как обычные муниципальные образования, а как стратегические города, стратегические предприятия, которые там расположены. Жители ЗАТО сталкиваются с множеством специфических проблем (к примеру, они ограничены в свободе передвижения) – там особые задачи, особые условия проживания. За это государство предоставляло им повышенный уровень бюджетной обеспеченности. И надо отдать должное, все эти города всегда отличались в лучшую сторону с социально-экономической точки зрения. В советские времени жителей ЗАТО называли «шоколадниками», но у меня нет никаких сомнений, что все это делалось правильно. Те, кто работает с ядерным оружием, должны иметь высокий уровень обеспеченности.
– Как их существование сказывается на бюджете области?
С бюджетом области закрытые города на сегодняшний день почти никак не связаны, они лишь выплачивают некоторые налоги.
– Согласно новому законодательству данные зоны будут лишены своего статуса, какой, на ваш взгляд, эффект это принесет экономике и бюджету области?
– Согласно 131-му Закону о местном самоуправлении с 1 января 2006 года бюджеты ЗАТО должны финансироваться через Министерство финансов Челябинской области. Я считаю, что это неверное решение. Эту свою позицию я неоднократно аргументировал и в Государственной Думе. Делал все, что мог, чтобы оставить ЗАТО на федеральном финансировании. Но в рамках реформы местного самоуправления позиция Минфина в этом вопросе была непреклонной, и правительство продвинуло это решение через Думу. Единственное, что удалось нам сделать в диалоге с правительством – все же заложить в закон возможность получения закрытыми городами различных федеральных трансфертов и субсидий.
В связи с принятием нового порядка финансирования вырисовываются следующие проблемы. Во-первых, увеличивается процедура согласования различных статей расходов. Во-вторых, может быть уменьшен размер средств в бюджете каждого ЗАТО.
Повышающий коэффициент, который Минфин рекомендует применять составляет 1,3 (поясню: если бюджетное обеспечение обычного жителя области взять за 1,0, то в ЗАТО предлагается 1,3), но я уверен, что этого может не хватить для сохранения существующего уровня жизни в ЗАТО.
Поэтому я считаю, стало совершенно обоснованным обращение Ассоциации закрытых городов России (в нее входят все 42 ЗАТО – 10 Минатома и 32 Минобороны) с предложением отодвинуть срок вступления в действие 131 Закона, в части касающейся закрытых городов. Предлагается ввести некий переходный период, чтобы отработать все механизмы.
– Как вы считаете, существует ли необходимость возрождения подобных «оффшорных» зон или они являются пережитком 90-ых годов и их дальнейшее существование нецелесообразно?
– Я считаю, что предоставление определенных налоговых преференций (иными словами создание внутренних оффшоров) было очень хорошим вариантом для развития закрытых городов. Ведь тогда как раз началась конверсия на оборонных предприятиях. К примеру, в Трехгорном за счет наличия льготного режима налогообложения были получены значительные средства в бюджет, которые направлены на развитие новых производств. Таким образом был достигнут конкретный экономический эффект.
Если говорить о сегодняшнем развитии экономики страны и оценивать, что же можно сделать, я считаю, что очень верное направление показал Президент Путин, которые сказал: нам нужны особые экономические зоны. Полагаю, что любой из закрытых городов может рассчитывать на получение статуса особой экономической зоны. Будь то город Снежинск, в котором расположен Всероссийский научно-исследовательский институт теоретической физики и который является крупнейшим научным центром. Будь то Озерск или Трехгорный, где находится мощнейшая производственная база. Поэтому думаю руководителям всех наших закрытых городов нужно вопросы получения статуса ОЭЗ прорабатывать.
![]() | Код для вставки в блог | ![]() | Подписаться на рассылку | ![]() | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Глава Трехгорного Николай Шиманович: Главы закрытых территориальных образов ...
- Министерство финансов Челябинской области: С 1 января 2006 года бюджеты ЗАТ ...
- Прокуратура Челябинской области: Придание ЗАТО статуса оффшорных зон повлек ...
- Озерск, Трехгорный и Снежинск войдут в новую Ассоциацию ЗАТО
- В 2015 году южноуральские ЗАТО получат 388 млн. рублей на социально-экономи ...