Эксперты челябинских инвестиционных компаний считают, что в современных условиях многопрофильные холдинги не отличаются высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью

Эксперты челябинских инвестиционных компаний считают, что инвестиционная привлекательность многопрофильных холдингов, как и возможности их выхода на фондовый рынок не слишком высоки. Перспективы развития таких холдингов видятся специалистам в избавлении от непрофильных активов и сосредоточении на главном направлении бизнеса.


«Многопрофильные холдинги создавались раньше для того, чтобы на одно из предприятий, чаще всего непрофильное, можно было «вешать» все убытки, и тогда схема была отработана. Сегодня существование в рамках холдинга убыточного бизнеса влияет на его общую оценку. В результате становится невозможным проведение полноценного IPO: так или иначе взаимосвязанные предприятия должны полностью раскрывать финансовую отчетность, а анализ денежных потоков проводится в целом. С точки зрения выхода на фондовые рынки и вообще на рынок заимствований это их главный недостаток», — заявил УрБК директор Челябинского филиала ИК «БрокерКредитСервис» Григорий Вахитов, отвечая на вопрос об инвестиционной привлекательности многопрофильных холдингов и перспективах их дальнейшего развития.


«Даже выход какой-то одной структурной единицы на фондовый рынок предполагает оценку всего холдинга. Также по требованиям ФСФР необходимо раскрывать информацию и обо всех аффилированных лицах, что работает на раскрытие всей цепочки отношений», — пояснил Г. Вахитов.


«Таким образом, в условиях, когда рынок предусматривает, прежде всего, прозрачность бизнес-структур, для многих становится важным вопрос выбора одного из приоритетных направлений бизнеса. И перспектива дальнейшего развития холдингов видится как продажа непрофильных видов бизнеса и вычленение какого-то главного для его продвижения», — считает специалист фондового рынка.


«Практика показывает, что чем раньше менеджмент начинает задумываться о необходимости прозрачного выстраивания бизнеса, тем дешевле становятся для него денежные ресурсы. Так, например, сегодня ставка для крупных заемщиков на рынке облигаций составляет 10-12% годовых, тогда как лучшие условия, предлагаемые банками, — не менее 15-17%. Кроме того, при продаже бизнеса с прозрачной структурой и хорошо отлаженным корпоративным управлением, как правило, его стоимость автоматически повышается относительно других структур на 30-40%», — добавил Г. Вахитов.


«Сегодня многопрофильные холдинги, скорее, не представляются инвестиционно привлекательными. Возможно, раньше необходимость в подобных структурах и существовала: таким способом производилась диверсификация капитала, что предполагало вложение в различные виды бизнеса, который сегодня и сейчас является доходным, и снижало риски. В настоящий момент тенденция обратная, когда структурирование идет уже по конкретным направлениям, отраслям (вертикально интегрированный холдинг): включение в бизнес осуществляется по принципу выстраивания целостной производственной цепочки — от сырьевых баз до переработки и конечного продукта. Таким образом, достигается оптимизация всего производства. Ярким примером здесь могут служить металлургические холдинги», — заявили УрБК в финансовом агентстве ООО «МИЛКОМ-Инвест», отвечая на вопрос об инвестиционной привлекательности и перспективах развития холдингов.


«В разносторонних же по видам бизнеса холдингах могут присутствовать и банковские структуры, и транспортные составляющие, но только как вспомогательные единицы», — отметил начальник фондового департамента финансового агентства ООО «МИЛКОМ-Инвест» Юрий Ездин.


«Выход на IPO холдингов, включающих в себя различные виды бизнеса, представляется также сомнительным, так как выход на фондовые рынки подразумевает прозрачность структур и целенаправленность с точки зрения вида деятельности.

Конкурентоспособность таких холдингов значительно уступает сегодня консолидирующимся, укрупняющимся вокруг одного бизнеса. Сегодня уже прослеживается тенденция, когда идет избавление от непрофильных активов и сосредоточение на одном или двух видах бизнеса», — считает Ю. Ездин.


«Если владельцами бизнеса и менеджментом холдингов правильно выстроена политика привлечения заемных средств, а также есть желание и планы выйти на открытый рынок, перспективы такого бизнеса реальны», — заявил УрБК директор Челябинского филиала НАУФОР Виктор Дведенидов, отвечая на вопрос, насколько бизнес по типу холдинга может представляться инвестиционно привлекательным.


«Сегодня уже можно говорить, что сформирована инфраструктура финансового рынка, законодательно закреплены права и обязанности всех участников. При участии опытных и высококвалифицированных финансовых консультантов выход на публичный рынок становится общедоступным», — прокомментировал В. Дведенидов.


«Реальной является следующая схема привлечения капитала: вексель — облигации — IPO. Первичное публичное размещение ценных бумаг позволяет бизнесу решить сразу несколько стратегических вопросов. Причем получение дополнительных денежных средств для развития играет важную, но не главную роль. Большее значение имеет приобретение публичного статуса, который позволяет привлечь внимание международных инвесторов, улучшить имидж бизнеса как партнера в сделках по приобретению профильных активов, а также усилить его бренд (к публичным компаниям проявляют большой интерес СМИ)», — отметил специалист фондового рынка.

Другие материалы по теме: