Сергей Комяков: Нам пришлось начинать работать в «эпоху перемен»
На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает председатель Челябинской городской Думы Сергей Комяков
— Сергей Львович, прошел почти год со дня Вашего избрания председателем Челябинской городской Думы. Что было сделано за этот период? Какие результаты деятельности депутатского корпуса Вы считаете наиболее значимыми?
— Действительно, прошел год с того момента, когда третий созыв Челябинской городской Думы начал свою работу. В это время с принятием новых федеральных законов в стране начался целый ряд реформ: в ЖКХ, градостроительстве, земельной и налоговой сфере, бюджетном процессе. Между тем, в Челябинскую городскую Думу пришел новый состав депутатов, который был обновлен на две трети и увеличился до 37 человек. Всем известен древний китайский афоризм: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». По своей сути, после избрания все мы в эту эпоху все-таки попали. Нам пришлось учиться, набираться практического опыта, что называется, по ходу деятельности. С этим и была связана главная трудность начала работы нового депутатского корпуса.
Кроме того, в последний год работы второго созыва Челябинской Думы непопулярные решения не принимались из-за приближения выборов. В то же время жизнь страны шла своим чередом, экономика менялась, и часто без таких шагов нельзя было обойтись. Именно поэтому первые наши решения были призваны компенсировать этот пробел и помочь как можно быстрее пройти этап реформирования. Сейчас это время осталось далеко позади и, оглядываясь на 2005 г. (я работал в предыдущем созыве и могу сравнивать), думаю, что Челябинская городская Дума третьего созыва реализовала те обязанности, которые были на нее возложены. Мы смогли за короткий срок принять все необходимые нормативно-правовые акты, которые позволили с 1 января 2006 г. войти в новое правовое поле и начать жить по новым правилам.
— Расскажите поподробнее о том, какие именно решения принимались.
— В первую очередь, изменился порядок формирования бюджета города Челябинска. Бюджеты начали формироваться по так называемому программно-целевому методу, или, проще говоря, расход каждого бюджетного рубля на полномочия, закрепленные за муниципалитетом Законом №131, должен приводить к достижению определенной цели. Мы сформировали нормативную базу для расчета так называемых расходных обязательств, что позволило своевременно принять бюджет города на 2006 г. Одновременно мы убедились в том, что имеющиеся доходы, закрепленные за городом, не позволяют исполнять его полномочия в полном объеме. Как известно, с 1 января 2006 г. полностью изменился порядок исчисления так называемого местного налога — налога на землю, который стал рассчитываться, исходя из определения кадастровой стоимости участков. Это одна из самых существенных статей дохода Челябинска. Нам удалось найти механизм, который дает основания надеяться, что мы не только не потеряем величину доходной базы, но и преумножим ее.
Еще одно существенное мероприятие — это ревизия всех целевых городских программ. Большое их количество пришлось отменить, так как они не имели никаких источников финансирования. Под оставшиеся постарались подвести бюджетные источники, привлечь дополнительные средства финансирования и в конечном итоге вышли на объем более 1 млрд. руб. по городским целевым программам самой разной направленности.
Среди ключевых проблем, которыми занимались в первый год после избрания депутаты Челябинской городской Думы третьего созыва, — это реформы жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, решение проблем МУП «Челябгортранс».
Самый болезненный вопрос — это реформа ЖКХ. Многие люди уже приватизировали свои квартиры, но еще не понимают, что получение права собственности — это не только возможность свободно распоряжаться своим имуществом, но еще и обязанность по его содержанию. В новом Жилищном Кодексе прописаны не только права, но и обязанности собственника жилья. Например, владельцу частного дома, никогда не придет в голову задавать кому-то вопросы по поводу ремонта кровли, состояния теплового хозяйства или сетей — он сам возьмет и займется этим. В то же время многие жильцы в многоквартирных домах, приватизировав квартиры, почему-то эту обязанность на себя не возложили и продолжают предъявлять претензии властям, управляющим компаниям, обслуживающим организациям. Хотя, если говорить честно, я вижу в этом и определенную объективную причину, связанную с состоянием жилого фонда до приватизации. Если дома, которые были построены недавно, находятся пока в приемлемом состоянии, то здания постройки военных и довоенных времен (а есть в Челябинске и такие) совершенно не отвечают требованиям по услугам, которые должны предоставляться в современных условиях. Получается, что государство дало населению возможность бесплатно приватизировать жилье, но не привело его в надлежащее состояние.
— На Ваш взгляд, как выйти из создавшейся ситуации?
— Мы достаточно долго занимались данной темой. В итоге обратились к губернатору и в Законодательное Собрание Челябинской области с просьбой создать рабочую группу, которая даст оценку создавшейся ситуации и найдет возможность привлечения дополнительных финансовых средств для решения данной проблемы.
Правительство РФ, реагируя на недовольство населения данной реформой, в частности, ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сочло нужным вмешаться в процесс их определения. Таким образом, были установлены предельные индексы роста стоимости услуг ЖКХ. Когда в соответствии с ними мы пересмотрели свои тарифы, окупаемости снова не вышло. На сегодняшний день требования, которые определены СНИПом, в пределах данного индекса не могут быть обеспечены. Это одна из самых больших проблем, которая до сих пор еще не решена. Кроме того, Жилищный кодекс дает право выбора управляющей организации или другой формы управления жилым фондом, который мог бы быть реализован, но для этого должна быть создана конкурентная среда, которой в настоящее время нет. Управляющие компании, которые сегодня присутствуют на рынке и работают на территории Челябинска — это либо бывшие ЖЭКи МУПы сменившие форму собственности, либо организации, которые недавно появились, но пока не состоятельны. Это еще одна причина недовольства граждан данной реформой.
Именно поэтому важнейшей задачей в оставшиеся три года работы городской Думы третьего созыва будет оставаться поддержка и регулирование деятельности организаций желающих прийти на рынок ЖКХ.
— Вы упомянули и о транспортной проблеме, весьма актуальной для такого мегаполиса, как Челябинск…
— Работа общественного транспорта, которая абсолютно никого не устраивает, — это вторая объемная проблема, потребовавшая больших усилий. В течение минувшего года Дума постоянно вмешивалась в его работу. Подняв документацию за прошедшие пять лет, мы выяснили, что за это время проблема только усугубилась, состояние общественного транспорта резко ухудшилось. Кроме того, в данный момент задача МУП «Челябгортранс» не только перевозить пассажиров, но и работать прибыльно. При этом необходимо учитывать, что никаких дотаций, кроме поступающих из бюджета компенсаций за проезд льготников, у них на сегодня нет. Следовательно, основной источник их дохода — это перевозка пассажиров. Между тем до 2006 г. тариф на эту услугу не менялся в течение трех лет. Таким образом, у транспортников просто не было источника поступления необходимого объема выручки, для того чтобы обновлять парк, решать вопросы заработной платы работников, ремонта подвижного состава и так далее. Когда мы рассматривали финансово-экономическое состояние этого предприятия, нас не совсем устроила расходная часть, но так как источник дохода практически один, то сокращая расходную часть и не имея покрытия всех остающихся затрат, мы приходим к выводу о необходимости повышения тарифа, что вызывает недовольство населения. Всем хотелось бы ездить по старой цене, имея новое качество данной услуги, но любое качество, как известно, стоит денег.
По моему мнению, одна из ключевых проблем нынешнего депутатского корпуса состоит в том, что, приняв решения по этим и другим вопросам, мы столкнулись с тем, что все одобряют цели нововведений, но не согласны со средствами их достижения.
— Какие вопросы позволило решить расширение состава Челябинской городской Думы?
— В первую очередь, это позволило создать дополнительные комиссии по ключевым направлениям, например, по транспорту и сфере ЖКХ. Произвели перераспределение функций комиссий от общих вопросов к более частным. Так, мы разделили комиссии по социальной политике и здравоохранению, по бюджету (как формула расходования) и экономике (как база). Во главе каждой комиссии старались поставить человека, который является специалистом в этой отрасли.
Кстати, все события, происходящие в России в последнее время, в частности, программное выступление Президента РФ Владимира Путина о реализации приоритетных национальны проектов, показали, что мы идем правильным путем. К примеру, сферу здравоохранения, мы выделили в отдельную комиссию, и теперь она вплотную занимается реализацией одного из национальных проектов. Вопросы образования у нас рассматриваются в комиссии по социальной политике, но за счет структурных преобразований и разделения функций теперь им также уделяется больше внимания. Комиссия по ЖКХ решает отдельные вопросы, связанные с проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». И я надеюсь, мы и дальше будем успешно двигаться в этом направлении.
— Кстати, какие конкретно шаги, кроме организации комиссии по ЖКХ, Челябинская городская Дума предпринимает для реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»?
— Вы задали очень правильный вопрос. Пожалуй, именно реализация этого проекта в данный момент является для нас одной из наиболее важных задач среди всех национальных проектов. Сама терминология — доступное и комфортное жилье — может вызвать неоднозначное толкование. Что подразумевается под комфортностью, относительно ясно: понятие об этом у каждого свое, но есть определенные общепризнанные каноны. А вот что значит «доступное»? Это дешевое жилье или такое, которое человек, исходя из своих доходов, может позволить себе купить? Или подразумевается возможность приобретения жилья с помощью дополнительных финансовых инструментов? В связи с этим возникает определенная сложность. Тем не менее, мы уже приняли в рамках реализации этого национального проекта целую группу городских и отраслевых целевых программ.
Хочется отметить, что любое строительство жилья всегда начинается с выбора места и землеотвода. В настоящее время мы не в состоянии принять полностью правила землепользования и застройки на территории Челябинска, поскольку это очень объемный документ. Поэтому мы выработали временные правила, регулирующие наиболее сложные аспекты в этой сфере. В настоящее время подготовка документа завершается, и, вероятно, он будет рассмотрен на июньском заседании Челябинской городской Думы. Следуя ему, каждый застройщик сможет понять, как получить землеотвод, что для этого он должен сделать, сколько времени чиновники могут потратить на рассмотрение заявки, когда и по каким правилам заявитель должен получить ответ.
— Как Вы оцениваете введенное с 1 октября 2005 года обязательное распределение земельных участков под жилищное строительство на аукционной основе?
— К сожалению, это положение нового Градостроительного кодекса создает определенные проблемы для осуществления национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Дело в том, что стоимость земли, затраты на приобретение земельного участка на аукционе, естественно, будут заложены в стоимость возведенного жилья. По-другому просто не может быть: никто из строителей своей прибылью делиться не будет. У нас, к сожалению, пока спрос на жилье опережает предложение, по крайней мере, на территории Челябинска. Именно поэтому норма доступности жилья по национальному проекту и норма, прописанная в Градостроительном кодексе о возможности продажи земельных участков только на аукционах и конкурсах, по моим представлениям, перпендикулярны и плохо взаимодействуют друг с другом.
Другая сложность заключается в том, что перед тем, как определенный земельный участок выставить на конкурс, муниципалитет должен проделать определенные подготовительные работы. Необходимо провести коммуникации, дороги, обеспечить школами и детскими садами — инфраструктура должна следовать за развитием жилья и удовлетворять потребности населения. В то же время следует отметить, что бюджет Челябинска в данный момент весьма ограничен, и те полномочия, которые определены законом, полностью рублем не покрываются. Да, мэрия ведет нормальный, конструктивный диалог с властями Челябинской области, и город получает существенную поддержку от губернатора и Законодательного Собрания. Это позволяет решать «болевые» вопросы, помогает благоустраивать город, ремонтировать и строить новые дороги. Скажем, одно из первых дел, которым занялась выбранная власть под руководством Михаила Юревича, — это ремонт и расширение дорожных развязок, улучшение дорожного покрытия магистралей. Особого выбора не было, иначе сейчас по городу было бы просто очень сложно перемещаться. А между тем, это ситуация в мегаполисе, областном центре, и вполне логично, что в инфраструктуру область вкладывает определенные деньги. На все остальное ни у губернатора, ни у мэрии пока бюджетных средств просто не хватает. Подготовка земельных участков для аукционов, в частности, и поэтому тоже является проблемой.
— Уровень жизни населения Челябинска. Как вы его оцениваете в данный момент? Каким он станет в ближайшем будущем?
— Согласно статистическим данным, доход отдельно взятого среднего жителя Челябинска растет приблизительно на 20-25% в год. Стоит отметить, что для корректности расчетов из этой цифры следует вычесть реальные инфляционные процессы, происходящие в пределах 12%. Следовательно, разница между 20-25% и 12% и есть реальный уровень улучшения жизни населения. С учетом политики, которую ведет сейчас государство, я не вижу причин для снижения темпов роста благосостояния жителей Челябинска. Думаю, что в ближайшие три года данная динамика должна сохраниться. В целом, безусловно, есть объективная тенденция к увеличению доходов населения и повышению уровня жизни. Посмотрите, какими темпами растет количество личного автотранспорта в Челябинске! Если бы народ жил только на хлебе и воде, подобного бы явно не происходило.
Конечно, сейчас есть категория людей, которая вписывается в канву улучшения благосостояния, есть «проблемные» категории населения, которые, по моему убеждению, должны иметь преференции и льготы. Мы специально создали льготы на проезд в общественном транспорте, в том числе пошли на урегулирование оплаты проезда до садоводческих товариществ. Для семей с низким уровнем доходов сейчас установлены льготные тарифы оплаты услуг в детских образовательных учреждениях. Все эти льготы были специально разработаны Челябинской Думой для поддержки горожан с минимальным уровнем доходов.
— Вы уже начали говорить о том, что эффективность деятельности городской власти во многом определяется взаимодействием обеих ее ветвей — представительной и исполнительной. Насколько конструктивным является сотрудничество Челябинской городской Думы и администрации Челябинска?
— Первоочередной задачей я считаю создание прозрачных, очевидных правил, по которым формируется жизнь муниципалитета. Речь идет, о тех нормативно-правовых актах, которые должны быть одинаково понятны абсолютно всем. Следуя им, у власти не должно быть возможности удалять или приближать к себе того или иного человека, тот или иной бизнес.
Это и есть главная задача депутатского корпуса — разработать пакет документов, который бы эти правила определял. Следует отметить, что те документы, которые выносились администрацией города на рассмотрение Челябинской городской Думы, не отторгались депутатами. Все «шероховатости» и сложные вопросы мы старались проработать еще до заседания Думы, в постоянных комиссиях, где принимают участие все руководители мэрии. Такое плодотворное сотрудничество и позволило нам за короткое время принять все те решения, которые дают городу возможность успешно развиваться.
— Сергей Львович, прошел почти год со дня Вашего избрания председателем Челябинской городской Думы. Что было сделано за этот период? Какие результаты деятельности депутатского корпуса Вы считаете наиболее значимыми?
— Действительно, прошел год с того момента, когда третий созыв Челябинской городской Думы начал свою работу. В это время с принятием новых федеральных законов в стране начался целый ряд реформ: в ЖКХ, градостроительстве, земельной и налоговой сфере, бюджетном процессе. Между тем, в Челябинскую городскую Думу пришел новый состав депутатов, который был обновлен на две трети и увеличился до 37 человек. Всем известен древний китайский афоризм: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». По своей сути, после избрания все мы в эту эпоху все-таки попали. Нам пришлось учиться, набираться практического опыта, что называется, по ходу деятельности. С этим и была связана главная трудность начала работы нового депутатского корпуса.
Кроме того, в последний год работы второго созыва Челябинской Думы непопулярные решения не принимались из-за приближения выборов. В то же время жизнь страны шла своим чередом, экономика менялась, и часто без таких шагов нельзя было обойтись. Именно поэтому первые наши решения были призваны компенсировать этот пробел и помочь как можно быстрее пройти этап реформирования. Сейчас это время осталось далеко позади и, оглядываясь на 2005 г. (я работал в предыдущем созыве и могу сравнивать), думаю, что Челябинская городская Дума третьего созыва реализовала те обязанности, которые были на нее возложены. Мы смогли за короткий срок принять все необходимые нормативно-правовые акты, которые позволили с 1 января 2006 г. войти в новое правовое поле и начать жить по новым правилам.
— Расскажите поподробнее о том, какие именно решения принимались.
— В первую очередь, изменился порядок формирования бюджета города Челябинска. Бюджеты начали формироваться по так называемому программно-целевому методу, или, проще говоря, расход каждого бюджетного рубля на полномочия, закрепленные за муниципалитетом Законом №131, должен приводить к достижению определенной цели. Мы сформировали нормативную базу для расчета так называемых расходных обязательств, что позволило своевременно принять бюджет города на 2006 г. Одновременно мы убедились в том, что имеющиеся доходы, закрепленные за городом, не позволяют исполнять его полномочия в полном объеме. Как известно, с 1 января 2006 г. полностью изменился порядок исчисления так называемого местного налога — налога на землю, который стал рассчитываться, исходя из определения кадастровой стоимости участков. Это одна из самых существенных статей дохода Челябинска. Нам удалось найти механизм, который дает основания надеяться, что мы не только не потеряем величину доходной базы, но и преумножим ее.
Еще одно существенное мероприятие — это ревизия всех целевых городских программ. Большое их количество пришлось отменить, так как они не имели никаких источников финансирования. Под оставшиеся постарались подвести бюджетные источники, привлечь дополнительные средства финансирования и в конечном итоге вышли на объем более 1 млрд. руб. по городским целевым программам самой разной направленности.
Среди ключевых проблем, которыми занимались в первый год после избрания депутаты Челябинской городской Думы третьего созыва, — это реформы жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, решение проблем МУП «Челябгортранс».
Самый болезненный вопрос — это реформа ЖКХ. Многие люди уже приватизировали свои квартиры, но еще не понимают, что получение права собственности — это не только возможность свободно распоряжаться своим имуществом, но еще и обязанность по его содержанию. В новом Жилищном Кодексе прописаны не только права, но и обязанности собственника жилья. Например, владельцу частного дома, никогда не придет в голову задавать кому-то вопросы по поводу ремонта кровли, состояния теплового хозяйства или сетей — он сам возьмет и займется этим. В то же время многие жильцы в многоквартирных домах, приватизировав квартиры, почему-то эту обязанность на себя не возложили и продолжают предъявлять претензии властям, управляющим компаниям, обслуживающим организациям. Хотя, если говорить честно, я вижу в этом и определенную объективную причину, связанную с состоянием жилого фонда до приватизации. Если дома, которые были построены недавно, находятся пока в приемлемом состоянии, то здания постройки военных и довоенных времен (а есть в Челябинске и такие) совершенно не отвечают требованиям по услугам, которые должны предоставляться в современных условиях. Получается, что государство дало населению возможность бесплатно приватизировать жилье, но не привело его в надлежащее состояние.
— На Ваш взгляд, как выйти из создавшейся ситуации?
— Мы достаточно долго занимались данной темой. В итоге обратились к губернатору и в Законодательное Собрание Челябинской области с просьбой создать рабочую группу, которая даст оценку создавшейся ситуации и найдет возможность привлечения дополнительных финансовых средств для решения данной проблемы.
Правительство РФ, реагируя на недовольство населения данной реформой, в частности, ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сочло нужным вмешаться в процесс их определения. Таким образом, были установлены предельные индексы роста стоимости услуг ЖКХ. Когда в соответствии с ними мы пересмотрели свои тарифы, окупаемости снова не вышло. На сегодняшний день требования, которые определены СНИПом, в пределах данного индекса не могут быть обеспечены. Это одна из самых больших проблем, которая до сих пор еще не решена. Кроме того, Жилищный кодекс дает право выбора управляющей организации или другой формы управления жилым фондом, который мог бы быть реализован, но для этого должна быть создана конкурентная среда, которой в настоящее время нет. Управляющие компании, которые сегодня присутствуют на рынке и работают на территории Челябинска — это либо бывшие ЖЭКи МУПы сменившие форму собственности, либо организации, которые недавно появились, но пока не состоятельны. Это еще одна причина недовольства граждан данной реформой.
Именно поэтому важнейшей задачей в оставшиеся три года работы городской Думы третьего созыва будет оставаться поддержка и регулирование деятельности организаций желающих прийти на рынок ЖКХ.
— Вы упомянули и о транспортной проблеме, весьма актуальной для такого мегаполиса, как Челябинск…
— Работа общественного транспорта, которая абсолютно никого не устраивает, — это вторая объемная проблема, потребовавшая больших усилий. В течение минувшего года Дума постоянно вмешивалась в его работу. Подняв документацию за прошедшие пять лет, мы выяснили, что за это время проблема только усугубилась, состояние общественного транспорта резко ухудшилось. Кроме того, в данный момент задача МУП «Челябгортранс» не только перевозить пассажиров, но и работать прибыльно. При этом необходимо учитывать, что никаких дотаций, кроме поступающих из бюджета компенсаций за проезд льготников, у них на сегодня нет. Следовательно, основной источник их дохода — это перевозка пассажиров. Между тем до 2006 г. тариф на эту услугу не менялся в течение трех лет. Таким образом, у транспортников просто не было источника поступления необходимого объема выручки, для того чтобы обновлять парк, решать вопросы заработной платы работников, ремонта подвижного состава и так далее. Когда мы рассматривали финансово-экономическое состояние этого предприятия, нас не совсем устроила расходная часть, но так как источник дохода практически один, то сокращая расходную часть и не имея покрытия всех остающихся затрат, мы приходим к выводу о необходимости повышения тарифа, что вызывает недовольство населения. Всем хотелось бы ездить по старой цене, имея новое качество данной услуги, но любое качество, как известно, стоит денег.
По моему мнению, одна из ключевых проблем нынешнего депутатского корпуса состоит в том, что, приняв решения по этим и другим вопросам, мы столкнулись с тем, что все одобряют цели нововведений, но не согласны со средствами их достижения.
— Какие вопросы позволило решить расширение состава Челябинской городской Думы?
— В первую очередь, это позволило создать дополнительные комиссии по ключевым направлениям, например, по транспорту и сфере ЖКХ. Произвели перераспределение функций комиссий от общих вопросов к более частным. Так, мы разделили комиссии по социальной политике и здравоохранению, по бюджету (как формула расходования) и экономике (как база). Во главе каждой комиссии старались поставить человека, который является специалистом в этой отрасли.
Кстати, все события, происходящие в России в последнее время, в частности, программное выступление Президента РФ Владимира Путина о реализации приоритетных национальны проектов, показали, что мы идем правильным путем. К примеру, сферу здравоохранения, мы выделили в отдельную комиссию, и теперь она вплотную занимается реализацией одного из национальных проектов. Вопросы образования у нас рассматриваются в комиссии по социальной политике, но за счет структурных преобразований и разделения функций теперь им также уделяется больше внимания. Комиссия по ЖКХ решает отдельные вопросы, связанные с проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». И я надеюсь, мы и дальше будем успешно двигаться в этом направлении.
— Кстати, какие конкретно шаги, кроме организации комиссии по ЖКХ, Челябинская городская Дума предпринимает для реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»?
— Вы задали очень правильный вопрос. Пожалуй, именно реализация этого проекта в данный момент является для нас одной из наиболее важных задач среди всех национальных проектов. Сама терминология — доступное и комфортное жилье — может вызвать неоднозначное толкование. Что подразумевается под комфортностью, относительно ясно: понятие об этом у каждого свое, но есть определенные общепризнанные каноны. А вот что значит «доступное»? Это дешевое жилье или такое, которое человек, исходя из своих доходов, может позволить себе купить? Или подразумевается возможность приобретения жилья с помощью дополнительных финансовых инструментов? В связи с этим возникает определенная сложность. Тем не менее, мы уже приняли в рамках реализации этого национального проекта целую группу городских и отраслевых целевых программ.
Хочется отметить, что любое строительство жилья всегда начинается с выбора места и землеотвода. В настоящее время мы не в состоянии принять полностью правила землепользования и застройки на территории Челябинска, поскольку это очень объемный документ. Поэтому мы выработали временные правила, регулирующие наиболее сложные аспекты в этой сфере. В настоящее время подготовка документа завершается, и, вероятно, он будет рассмотрен на июньском заседании Челябинской городской Думы. Следуя ему, каждый застройщик сможет понять, как получить землеотвод, что для этого он должен сделать, сколько времени чиновники могут потратить на рассмотрение заявки, когда и по каким правилам заявитель должен получить ответ.
— Как Вы оцениваете введенное с 1 октября 2005 года обязательное распределение земельных участков под жилищное строительство на аукционной основе?
— К сожалению, это положение нового Градостроительного кодекса создает определенные проблемы для осуществления национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Дело в том, что стоимость земли, затраты на приобретение земельного участка на аукционе, естественно, будут заложены в стоимость возведенного жилья. По-другому просто не может быть: никто из строителей своей прибылью делиться не будет. У нас, к сожалению, пока спрос на жилье опережает предложение, по крайней мере, на территории Челябинска. Именно поэтому норма доступности жилья по национальному проекту и норма, прописанная в Градостроительном кодексе о возможности продажи земельных участков только на аукционах и конкурсах, по моим представлениям, перпендикулярны и плохо взаимодействуют друг с другом.
Другая сложность заключается в том, что перед тем, как определенный земельный участок выставить на конкурс, муниципалитет должен проделать определенные подготовительные работы. Необходимо провести коммуникации, дороги, обеспечить школами и детскими садами — инфраструктура должна следовать за развитием жилья и удовлетворять потребности населения. В то же время следует отметить, что бюджет Челябинска в данный момент весьма ограничен, и те полномочия, которые определены законом, полностью рублем не покрываются. Да, мэрия ведет нормальный, конструктивный диалог с властями Челябинской области, и город получает существенную поддержку от губернатора и Законодательного Собрания. Это позволяет решать «болевые» вопросы, помогает благоустраивать город, ремонтировать и строить новые дороги. Скажем, одно из первых дел, которым занялась выбранная власть под руководством Михаила Юревича, — это ремонт и расширение дорожных развязок, улучшение дорожного покрытия магистралей. Особого выбора не было, иначе сейчас по городу было бы просто очень сложно перемещаться. А между тем, это ситуация в мегаполисе, областном центре, и вполне логично, что в инфраструктуру область вкладывает определенные деньги. На все остальное ни у губернатора, ни у мэрии пока бюджетных средств просто не хватает. Подготовка земельных участков для аукционов, в частности, и поэтому тоже является проблемой.
— Уровень жизни населения Челябинска. Как вы его оцениваете в данный момент? Каким он станет в ближайшем будущем?
— Согласно статистическим данным, доход отдельно взятого среднего жителя Челябинска растет приблизительно на 20-25% в год. Стоит отметить, что для корректности расчетов из этой цифры следует вычесть реальные инфляционные процессы, происходящие в пределах 12%. Следовательно, разница между 20-25% и 12% и есть реальный уровень улучшения жизни населения. С учетом политики, которую ведет сейчас государство, я не вижу причин для снижения темпов роста благосостояния жителей Челябинска. Думаю, что в ближайшие три года данная динамика должна сохраниться. В целом, безусловно, есть объективная тенденция к увеличению доходов населения и повышению уровня жизни. Посмотрите, какими темпами растет количество личного автотранспорта в Челябинске! Если бы народ жил только на хлебе и воде, подобного бы явно не происходило.
Конечно, сейчас есть категория людей, которая вписывается в канву улучшения благосостояния, есть «проблемные» категории населения, которые, по моему убеждению, должны иметь преференции и льготы. Мы специально создали льготы на проезд в общественном транспорте, в том числе пошли на урегулирование оплаты проезда до садоводческих товариществ. Для семей с низким уровнем доходов сейчас установлены льготные тарифы оплаты услуг в детских образовательных учреждениях. Все эти льготы были специально разработаны Челябинской Думой для поддержки горожан с минимальным уровнем доходов.
— Вы уже начали говорить о том, что эффективность деятельности городской власти во многом определяется взаимодействием обеих ее ветвей — представительной и исполнительной. Насколько конструктивным является сотрудничество Челябинской городской Думы и администрации Челябинска?
— Первоочередной задачей я считаю создание прозрачных, очевидных правил, по которым формируется жизнь муниципалитета. Речь идет, о тех нормативно-правовых актах, которые должны быть одинаково понятны абсолютно всем. Следуя им, у власти не должно быть возможности удалять или приближать к себе того или иного человека, тот или иной бизнес.
Это и есть главная задача депутатского корпуса — разработать пакет документов, который бы эти правила определял. Следует отметить, что те документы, которые выносились администрацией города на рассмотрение Челябинской городской Думы, не отторгались депутатами. Все «шероховатости» и сложные вопросы мы старались проработать еще до заседания Думы, в постоянных комиссиях, где принимают участие все руководители мэрии. Такое плодотворное сотрудничество и позволило нам за короткое время принять все те решения, которые дают городу возможность успешно развиваться.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Председатель Челябинской городской Думы Сергей Комяков: Подготовка земельны ...
- Председатель Челябинской городской Думы Сергей Комяков: Отмена в 2005 году ...
- Председатель Челябинской городской Думы Сергей Комяков: С учетом политики, ...
- Председатель Челябинской городской Думы Сергей Комяков: Государство дало на ...
- В Челябинске примут временный порядок оформления землеотводных документов