ФАС намерена снизить для ритейлеров планку границ доминирования на региональных рынках с 35% до 5-8%

Федеральная антимонопольная служба предлагает снизить для ритейлеров планку границ доминирования на региональных рынках с 35% до 5-8%.

О намерениях ФАС ввести новое определение монополизма на региональных рынках для крупнейших продуктовых розничных сетей объявил на минувшей неделе глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, обеспокоенность антимонопольного ведомства вызвана полученными ФАС заявлениями ряда сельхозпроизводителей, фактически обвиняющих сети в картельном сговоре. Поставщики жалуются, что сети обязывают их платить «огромные суммы» за то, чтобы выставить товар на полку, отметил И. Артемьев. По словам главы ФАС, общая для всех доля рынка, при превышении которой компания признается монополистом, составляет 35%, если в других актах не указано иное. Сейчас ФАС рассматривает вариант, при котором границы доминирования для розничных сетей будут снижены до 5-8%. Если поправки будут приняты, ритейлеру, уличенному в монополизме, будет предписано установить справедливые закупочные цены для поставщиков, сообщает газета «Бизнес».

«Российские антимонопольные органы, в том числе и Челябинское УФАС, пока не подошли вплотную к решению проблемы, которая, безусловно, присутствует в отношениях между сельхозпроизводителями и торговыми сетями. Сельхозпроизводители жалуются на то, что существует определенный сбор, который взимается торговыми сетями, взявшими продукцию на реализацию. Однако и сами крупные поставщики поддерживают ограничительную практику. Наверняка между крупными компаниями и торговыми сетями есть соглашения не только о том, чтобы «занять полку», но и чтобы рядом не было конкурента. Но, к сожалению, доказать такой сговор на практике очень сложно», — заявила УрБК руководитель УФАС России по Челябинской области Анна Козлова.

«Существующая проблема требует тщательного изучения и внесения поправок в законодательство. Изменить ситуацию можно будет только тогда, когда мы сможем наказывать торговые сети не за сложно выявляемые нарушения, а за злоупотребление доминирующим положением», — отметила А. Козлова.

«Актуальность проблемы вхождения сельхозпроизводителей в торговые сети достаточно высока. Труднее всего занять место на полках сетевых магазинов фермерам и личным подсобным хозяйствам, которые производят продукцию в небольших или малых объемах», — заявила УрБК руководитель отдела внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области Наталья Ушакова, комментируя инициативу ФАС о снижении границы доминирования для розничных сетей с 35% до 5-8%.

«В результате политики торговых сетей в Челябинской области есть предприятия, отказавшиеся платить за размещение товара супермаркетам. Зато они сумели заключить соглашения с московскими фирмами. К примеру, кумыс, который нельзя купить в Челябинске, продается в Москве. Получается, что часть качественной продукции наших сельхозпроизводителей уходит за пределы области, а взамен потребитель получает продукцию из других регионов России или зарубежную продукцию глубокой заморозки», — отметила Н. Ушакова.

«Даже такие достаточно крупные производители, как «Равис», «Ариант», «УралБройлер», заявляют, что вхождение в торговые сети весьма дорого для производителя. В качестве альтернативы торговым сетям многие сельхозпроизводители предпочитают создавать свои собственные сети, открывать фирменные магазины и точки на рынках города. Это позволяет создавать хоть какую-то конкуренцию торговым сетям», — добавила Н. Ушакова.

Другие материалы по теме: