ФАС намерена снизить для ритейлеров планку границ доминирования на региональных рынках с 35% до 5-8%

Федеральная антимонопольная служба предлагает снизить для ритейлеров планку границ доминирования на региональных рынках с 35% до 5-8%.

О намерениях ФАС ввести новое определение монополизма на региональных рынках для крупнейших продуктовых розничных сетей объявил на минувшей неделе глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, обеспокоенность антимонопольного ведомства вызвана полученными ФАС заявлениями ряда сельхозпроизводителей, фактически обвиняющих сети в картельном сговоре. Поставщики жалуются, что сети обязывают их платить «огромные суммы» за то, чтобы выставить товар на полку, отметил И. Артемьев. По словам главы ФАС, общая для всех доля рынка, при превышении которой компания признается монополистом, составляет 35%, если в других актах не указано иное. Сейчас ФАС рассматривает вариант, при котором границы доминирования для розничных сетей будут снижены до 5-8%. Если поправки будут приняты, ритейлеру, уличенному в монополизме, будет предписано установить справедливые закупочные цены для поставщиков, сообщает газета «Бизнес».

«Российские антимонопольные органы, в том числе и Челябинское УФАС, пока не подошли вплотную к решению проблемы, которая, безусловно, присутствует в отношениях между сельхозпроизводителями и торговыми сетями. Сельхозпроизводители жалуются на то, что существует определенный сбор, который взимается торговыми сетями, взявшими продукцию на реализацию. Однако и сами крупные поставщики поддерживают ограничительную практику. Наверняка между крупными компаниями и торговыми сетями есть соглашения не только о том, чтобы «занять полку», но и чтобы рядом не было конкурента. Но, к сожалению, доказать такой сговор на практике очень сложно», — заявила УрБК руководитель УФАС России по Челябинской области Анна Козлова.

«Существующая проблема требует тщательного изучения и внесения поправок в законодательство. Изменить ситуацию можно будет только тогда, когда мы сможем наказывать торговые сети не за сложно выявляемые нарушения, а за злоупотребление доминирующим положением», — отметила А. Козлова.

«Актуальность проблемы вхождения сельхозпроизводителей в торговые сети достаточно высока. Труднее всего занять место на полках сетевых магазинов фермерам и личным подсобным хозяйствам, которые производят продукцию в небольших или малых объемах», — заявила УрБК руководитель отдела внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области Наталья Ушакова. «В результате политики торговых сетей в Челябинской области есть предприятия, отказавшиеся платить за размещение товара супермаркетам. Зато они сумели заключить соглашения с московскими фирмами. К примеру, кумыс, который нельзя купить в Челябинске, продается в Москве. Получается, что часть качественной продукции наших сельхозпроизводителей уходит за пределы области, а взамен потребитель получает продукцию из других регионов России или зарубежную продукцию глубокой заморозки», — отметила Н. Ушакова.

«Даже такие достаточно крупные производители, как «Равис», «Ариант», «Уралбройлер», заявляют, что вхождение в торговые сети весьма дорого для производителя. В качестве альтернативы торговым сетям многие сельхозпроизводители предпочитают создавать свои собственные сети, открывать фирменные магазины и точки на рынках города. Это позволяет создавать хоть какую-то конкуренцию торговым сетям», — добавила Н. Ушакова.

«Пока трудно сказать, приведет ли инициатива Федеральной антимонопольной службы к каким-либо позитивным сдвигам в отношениях между сельхозпроизводителями и торговыми сетями. Но как производитель, пытающийся расширить рынок сбыта, мы постоянно сталкиваемся с практикой «входного билета» в торговых сетях», — сообщила УрБК начальник отдела маркетинга ЗАО «Уралбройлер» Татьяна Ладонкина.

«Нормальные отношения у нас складываются с теми сетями, которые знают меру. С такими магазинами у нас взаимовыгодное партнерство, когда обе стороны получают свою прибыль. Но если аппетиты торговой сети превышают планируемую прибыль, то мы вынуждены отказываться от такого сотрудничества. В этом случае нам приходиться искать иные пути сбыта продукции, например, в других регионах», — заявила Т. Ладонкина.

«У сельхозпроизводителей действительно существуют проблемы во взаимоотношениях с торговыми сетями. Не секрет, что за вход в сеть производителю необходимо платить достаточно серьезные взносы», — сообщили УрБК в агрофирме ОАО «Агрофирма «Ариант».

«Однако, не желая зависеть от торговых сетей, многие сельхозпроизводители стали искать собственные пути сбыта. К примеру, мы организовали сеть фирменных магазинов, где реализуется наша продукция. Но на это могут пойти лишь крупные производители, а для среднего и мелкого сельхозпроизводителя такой вариант не осуществим», — заявили в ОАО «Агрофирма «Ариант».

Подтверждает существование проблемы и руководитель Союза предпринимателей Челябинской области Олег Фомин. По его словам, торговые сети постепенно монополизируют региональный рынок. «В скором будущем ни о каком нормальном развитии розничной торговли, малого производства и сельхозпереработки говорить не придется. Монополизация розничной торговли приведет к огромным взносам для входа в сеть — 300 евро придется заплатить только за один сетевой магазин. В Миассе и в Златоусте эта схема уже действует, в Челябинске малый бизнес испытывает трудности. Если монополизация рынка будет протекать и дальше таким же образом, то картошкой скоро будут торговать возле каждого дома с лопаты», — отметил О. Фомин, выступая в ЮУТПП на круглом столе по вопросам развития малого бизнеса.

Между тем, представители торговых сетей, представленных в Челябинске, отказались от комментариев по данному вопросу.

Другие материалы по теме: