«Челябинский рабочий» и Куралай Ананасова информируют: «Парадный подъезд главы»

Первое газетное интервью нового мэра Магнитогорска Евгения Карпова


Затишье перед стройкой


– На предвыборных встречах вы говорили, что одной из проблем, за решение которой возьметесь сразу, будет жилищное строительство. Что тормозит строительство жилья в городе сталеваров?


– Почему строится мало? Одна из главных причин – в неправильном подходе к использованию земли. Участки давно выделены, а стройка не идет. Законный вопрос: «Почему не строим?» – «Оборотных средств не хватает». – «У кого не хватает?" – «У треста «Магнитострой». Тогда пусть строят челябинцы, предлагают свои услуги свердловчане и москвичи! Стоимость квадратного метра жилья в Магнитогорске неоправданно высока. Люди продолжают жить на левом берегу – на Щитовых, за цемзаводом, в поселке Молодежный. Кроме земельной проблемы остро встает вопрос строительства коммуникаций, это тоже деньги, и так далее. Есть мнение, что решение проблемы строительства доступного жилья – в помощи федерального центра или в областных и российских программах по ветхо-аварийному жилью. Возможно. Безусловно, в этом направлении мы тоже будем работать. Но при этом надо искать инвестора здесь, в Магнитогорске, подключать бюджет города, привлекать самих будущих новоселов. На каком-то этапе у нас кинулись строить элитное жилье. Но гораздо объемнее ниша более демократичного, обычного жилья, потребности в нем колоссальны.


– Какие другие приоритетные проблемы стоят перед городом, возможно, некоторые из них не были решены прежней администрацией?


– Никогда не буду обсуждать, что было до меня. В Магнитогорске много хороших, добрых и правильных дел. И каждый что-то не успевает сделать. Поэтому давайте просто, как факт, принимать существование тех или иных проблем и решать их. Еще одна проблема – содержание жилищно-коммунальной сферы. Решить ее наскоком не удастся никому. К чему приведет обсуждаемый сегодня вариант приватизации системы ЖКХ, догадаться нетрудно – к проблемам большинства горожан, к принятию непопулярных мер. Рано или поздно людям придется платить за все самим. За ремонт крыши и бордюра, за вывоз мусора и установку новой ограды. И тут сразу появляется другая проблема: люди должны видеть, за что они платят. Коль уж содержит жилищно-коммунальное предприятие двор, то его надо не просто подметать, там должны быть газоны, зоны отдыха и детские спортивные площадки. При этом качество и цена услуг должны быть «адекватны».


Получается, что, с одной стороны, население не готово к переходу на полную оплату услуг ЖКХ. С другой – не готовы и сами коммунальщики. В Магнитогорске эта проблема усугубляется тем, что город немаленький и по состоянию жилищного фонда очень разношерстный. Мы придем к тому, что обслуживать горожан должен частник. Пока не готовы отпустить все жилищные конторы в свободное плавание, каждая из них находится в различных условиях, кому-то нужно помогать.


Город для жизни


– Как изменится облик города в ближайшее время?


– Появится новый поселок в районе теплично-садового совхоза. Будет застроена территория от Казачьей переправы до южного моста. Новый ледовый дворец должен появиться за 16 месяцев. Планируем, что территория возле храма Вознесения Господня станет местом массового отдыха горожан.


В Магнитогорске есть неплохие скверы на проспекте Металлургов, на площади Трех поколений, в районе технического университета. Но таких мест, куда можно просто прийти отдохнуть, непростительно мало. Думаю, в нашем городе должно быть больше скверов и парков, где будут прогуливаться молодые мамы с колясками, где найдутся приличные развлечения для подростков и молодежи. А у нас нет даже нормальных удобных скамеек. Вот смотрите: стоят такие площади, как возле монумента «Тыл – фронту», в районе южного моста, – это же настоящий Клондайк для предприимчивых людей, для тех, у кого есть средства для того, чтобы разбить там хороший, светлый парк! Так пусть строят, давайте дадим им возможности! Я хочу, чтобы Магнитогорск был не коммунальным городом, где люди работают и спят, а социальным, в котором люди в первую очередь живут.


– Среди вопиющих проблем – состояние экологии, рост числа онкобольных. Можно ли изменить ситуацию?


– Соглашусь с тем, что непросто быть абсолютно здоровым в нашем городе, исторически так сложилось. Понятно, что комбинат – не самый экологически благоприятный объект. Но смотрите, ушли в небытие мартены, идет реконструкция доменных печей, сортового производства, при этом экологические вопросы выносятся едва ли не на первый план. Да, курортом мы все равно не станем. Но, с другой стороны, наши непростые условия по сравнению с другими регионами области и страны позволяют сохранять довольно высокий жизненный уровень. Я совершенно уверен, что взрослая часть населения имеет хорошие возможности для поддержания здоровья. Кто-то смеялся, что на горнолыжку загоняют из-под палки. Неправда, там всегда большие очереди. Люди привыкли проводить время на воздухе, приучили к этому детей. Можно, конечно, говорить, что аквапарк – это блажь. Но туда тоже никого не гонят. В любое время там полно народа, особенно детей. Нельзя не отметить вклад города и комбината в реконструкцию центрального стадиона. Сколько лет он не функционировал, был превращен в свалку – наверное, с 90-х в Магнитогорске перестали играть в большой футбол. Сегодня наш стадион, пожалуй, лучший в регионе, в Челябинске такого нет. Он прекрасно оснащен всем необходимым для занятий легкой атлетикой. 20 лет легкоатлетическому манежу, к нему недавно пристроили крытый теннисный корт. Это современный комплекс, а не те полуподвальные помещения и школьные переходы, в которых мы играли в детстве.

Безусловно, не хватает еще многих спортивно-оздоровительных объектов. Нет, к примеру, освещенной лыжной трассы. Считаю, должно быть больше физкультурно-оздоровительных комплексов. Буквально пару часов назад я принимал экзамен у ребятишек в ФОКе в Орджоникидзевском районе. За три месяца они научились плавать, спокойно преодолевают 20 метров.


В этом году будут работать все детские загородные базы отдыха. Причем для родителей стоимость путевки в лагерь на 21 день – одна(!) тысяча рублей, в то время как себестоимость содержания ребенка в оздоровительном лагере – пять-шесть тысяч. Не забыта и тема лесных школ.


– А каким бы вы хотели видеть город через пять лет?


– Я – реалист и не думаю, что за пять лет Магнитогорск превратится в залитый светом Лас-Вегас. Но уверен, что здесь будет выстроена четкая система управления всеми сферами городской жизни. Будет трепетное отношение к бюджету – надо четко представлять, насколько мы можем себе позволить те или иные приобретения, те или иные проекты. Я уверен, что Магнитогорск станет чище, удобнее для горожан, я буду прилагать для этого все силы. Я хочу, чтобы у администрации выстраивались партнерские отношения с бизнесом, с руководителями крупных предприятий, которые хотят не просто зарабатывать деньги и платить налоги, но и участвовать в социальной жизни города.
Город и комбинат


– Как вы будете поступать в ситуациях, когда корпоративный интерес ММК не будет совпадать с потребностями простых магнитогорцев? Какие задачи ставили перед вами на комбинате, выдвигая на столь высокий пост?


– Если позволите, я приведу одну фразу Виктора Филипповича Рашникова, которую он произнес сразу после моего избрания на пост главы города. Он очень определенно сказал: «Не вздумай превращать город в цех комбината». И сегодня именно эти слова определяют отношения города и ММК.


Подъезд детства


– Меня как избирателя очень подкупил ваш рассказ о парадном подъезде в доме, где вы выросли. В том парадном ваш отец хранил капусту. Как теперь себя ощущаете, когда ваш подъезд в доме на улице Тевосяна стал предметом внимания и обсуждения для обывателей? Трудно быть публичным человеком?


– В ритме жизни ничего особенно не изменилось. Та же динамика, та же череда совещаний и выездов на место. Но от повышенного внимания к частной жизни на самом деле никуда не денешься. Ну, например, в прошлое воскресенье мы с женой подъезжаем к дому. У подъезда сидят мужики, выпивают. Видят меня, встают, начинают здороваться. Один пытается что-то спрашивать, другой его тут же прерывает, мол, отстань от человека, и так работы хватает, а сегодня выходной.


Так что и интереса, и простого человеческого общения мне хватает, И очень хочется, чтобы наш сегодняшний интерес – абсолютно взаимный – сохранялся как можно дольше.

Другие материалы по теме: